Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАнастасия Шалавина
1 Наглядность как основной метод обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии Семинар учителей специальных (коррекционных) классов VIII вида МОУ «ООШ 3» г. Заозёрного 19 октября 2009 г.
2 «Лучше увидеть один раз, чем сто раз услышать». (пословица)
3 Принцип наглядности Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.
4 Принцип наглядности Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.
5 Функции наглядности ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. на следующей ступени приобретаются знания в виде понятий, правил, законов. Чтобы знания учащихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Наглядность как раз и выполняет эту функцию.
6 Правило применения принципа наглядности Обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий.
7 Основа реализации принципа наглядности во вспомогательной школе для формирования отвлеченных понятий, обобщений, общетрудовых умений и навыков, предметная наглядность используется более длительное время у умственно отсталых детей резко нарушены процессы отвлечения и обобщения, им трудно оторваться от наблюдения конкретных предметов и сделать отвлеченный вывод или заключение, что необходимо для формирования того или иного понятия.
8 Предметная наглядность Предметная наглядность применяется для изучения свойств предметов как таковых, а также с целью изготовления их. Использование этой формы наглядности необходимо организовывать с учетом особенностей восприятия умственно отсталых школьников: 1) их восприятие первоначально имеет недифференцированный характер; 2) они затрудняются в выделении главных, существенных признаков объекта. 3) образы предметов, возникающие в сознании, нечеткие, неполные и зачастую искаженные; 4) в речи часто отсутствуют соответствующие языковые средства, необходимые для верного отражения свойств наблюдаемых объектов.
9 Требования к наглядным пособиям наглядные пособия нужно делать дифференцированными; содержащими самые существенные признаки объекта и,по возможности, без дополнительных несущественных деталей, часто уводящих внимание учащихся в сторону от основной цели, которой добивается учитель при использовании этих пособий. наглядные пособия, применяемые для изучения свойств предметов как таковых или с целью изготовления их, должны быть хорошо выполнены и просты для восприятия, с четкими и ясными надписями, а предметные образцы с характерными признаками.
10 Реализация принципа наглядности Учитывая особенности умственно отсталых школьников, наряду с созданием у учащихся четких и полных представлений об окружающем мире, необходимо научить их правильно пользоваться соответствующими словами и терминами, обозначающими свойства предметов, признаки явлений, отношения и связи, существующие в реальном мире. Слово учителя в этом процессе является организующим и регулирующим фактором. Еще более возрастает роль слова в тех случаях, когда наглядность используется для формирования у учащихся общих представлений и понятий /понятие о числе, о десятичной системе исчисления и др./.
11 Наглядность в младших классах Благодаря широкому применению разнообразной предметной наглядности на всех уроках в младших классах у учащихся постепенно создается личный чувственный познавательный опыт, связанный с непосредственным восприятием реальных предметов и явлений, с предметной и практической деятельностью. На этой основе создается возможность перевода созданных в сознании учащихся образов предметов, явлений и действий в отвлеченные понятия, внешне выраженную деятельность во внутреннюю деятельность сознания
12 Наглядность в переходный период предметные образцы используются в качестве наглядных пособий, но одновременно с ними вводится и абстрактная наглядность: рисунки, эскизы, чертежи, схемы. В дальнейшем эта наглядность начинает преобладать в процессе обучения. Применение такой наглядности предполагает определенный уровень интеллектуального развития умственно отсталых школьников, достигнутый в предшествующем обучении. Так, опираясь на словесное описание, а также на рисунок и чертеж швейного изделия или на эскиз и чертеж столярного и слесарного изделия, учащиеся должны воссоздать полный и точный образ этого изделия, которым они будут руководствоваться при планировании работы и изготовлении его. На этом этапе абстрактная символическая наглядность способствует формированию у учащихся конкретных образов предметов.
13 Предметная наглядность Абстрактная наглядность Формирование конкретного образа предмета
14 Этапы реализации принципа наглядности 1. Обогащение чувственного познавательного опыта, предполагающего обучение умениями наблюдать, сравнивать и выделять существенные признак предметов и явлений и отражать их в речи. 2. Обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные понятия. 3. Использование абстрактной наглядности для формирования конкретных образов предметов, явлений и действий.
15 Виды наглядности Натуральная наглядность Изобразительная наглядность Символические изображения
16 I группа наглядных пособий Реальные или натуральные предметы, явления Натуральный предмет становится наглядным пособием в том случае, когда он изолируется от реальных условий своего бытия. Происходит сближение теоретических знаний с жизнью.
17 II группа наглядных пособий Плоскостные изображения (рисунки, картинки и др.), модели предметов Они заменяют реальные предметы, которые часто демонстрировать в классе трудно или невозможно (исторические эпизоды, природные зоны и др.)
18 III группа наглядных пособий Схематические и символические наглядные пособия (чертежи, схемы, карты, символы и др.) Используются для лучшего понимания и усвоения математических, грамматических, исторических, географических и др. теоретических закономерностей.
19 Во вспомогательной школе важно соединить наглядность в обучении с практической деятельность учащихся Поэтому предметный урок часто заканчивается тем, что дети изображают изученный предмет в лепке, в рисунке или учитель организует их труд на пришкольном участке.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.