Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемСергей Лямин
1 Часть С: проблема текста и речевое оформление сочинения. Выполнили: Захарова Е., Звезда А., Соколова Ек., Ганюшкина Ек.
2 1.Проблема текста.
3 Проблема текста – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор. Выявление и формулирование проблемы – важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать только с этой проблемой.
4 Типы проблем. 1. Философские (самые общие вопросы развития общества, природы, человека.); 2. Социальные (устройство и жизнь общества); 3. Политические (деятельность государственно власти); 4. Нравственные ( духовная жизнь человека, взаимоотношений людей); 5. Экологические( взаимодействие человека и окружающей среды); 6. Эстетические (восприятие человеком прекрасного).
5 Способы выявления проблемы. Выявление проблемы – это всегда процесс обобщения. Ваша задача – за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором.
6 Алгоритмы выявления проблемы художественного текста. 1.Алгоритм. 1. Проанализируйте поступки, отношения, речь героев. 2. Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях. 3. Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества ( долг, честь, совесть – равнодушие, черствость, эгоизм) 4. Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова. 2.Алгоритм. 1.Выявите основную мысль текста. 2. Запишите её в виде законченного предложения. 3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение. 4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.
7 Помните о том, что факты, описываемые в тесте, - это иллюстрация, частный случай проявления какой-либо общей идеи, которую вам следует найти. Одной проблеме могут быть посвящены десятки и сотни текстов.
8 Выбор одной проблемы из нескольких. - какая проблема находится в центре внимания автора? - к какой проблеме вам проще подобрать весомые аргументы?
9 Таким образом, останавливаясь на одной из проблем, вы избираете тот аспект текста, который больше соответствует вашим знаниям, вашему опыту. Поскольку выбор проблемы определит всю дальнейшую работу над сочинением, уже на начальном этапе постарайтесь просчитать, каким путём вам будет легче идти.
10 Как сформулировать проблему? Запомните! Проблема (чего?) смысла жизни. Вопрос (о чём?) о смысле жизни. Существует мнение, что использование в сочинении типовых конструкций, или клише, свидетельствует о шаблонности, ограниченности мышления автора сочинения. Однако тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации.
11 Типовые конструкции(клише) для формулирования проблемы. Проблема (какая?) - сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная и т.д. Проблема ( чего?) -воспитания, образования, патриотизма, героизма и т.д. Типовые конструкции: -Автор размышляет над проблемой.. -Автор текста затрагивает проблему.. -В центре внимания автора проблема… -В тексте(имя и фамилия автора в род.п.) поднимается проблема.. - Текст (имя и фамилия автора) заставил меня задуматься над сложной проблемой…
12 Итак, использование типовых конструкций требует от автора сочинения определённых умений: 1. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста. 2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их. 3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.
13 Типичные ошибки при формулировании проблемы. 1. Непонимание проблемы (непонимание проблемы связано с неправильной интерпретацией текста); 2.Неумение сформулировать проблему ( часто связано с бедностью речи и узостью кругозора автора сочинения); 3. Неоправданное расширение или сужение проблемы (Чтобы избежать этой ошибки, необходимо внимательно перечитать текст, обращая внимание на ключевые слова. Формулировка проблемы должна отражать тот аспект, который намечен автором.); 4. Подмена проблемы авторской позицией ( проблема – это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция автора – это ответ на данный вопрос. ); 5. Подмена формулировки проблемы пересказом. (Помните, что ни одно часть сочинения не предполагает простого пересказа исходного текста!)
14 2.Речевое оформление сочинения.
15 Типы ошибок. 1.Фактические. 2.Логические. 3.Грамматические. 4.Речевые.
16 Фактические ошибки- это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения 1)Подмена понятия, фактов, приводимых в исходном тексте; искажение фактов, содержащихся в тексте; 2)Неверная характеристика примера, явления, о котором идет речь в тексте; 3)Неверное изложение фактов. Не упоминающихся в исходном тексте, которые учащиеся используют в развернутом ответе;
17 Логические ошибки – это высказывания, в которых есть внутреннее противоречие, нарушение логики изложения мысли 1)Подмена понятий; 2)Нарушение причинно-следственных отношений (Но вскоре пришла весна, та как морозы прекратились); 3)Нарушение логики развертывания мысли ( Я согласен с автором: книга скоро изживет себя. Но, пока книг издается все больше и больше, они еще долго будут радовать читателей); 4)Отсутствие связи между предложениями; 5)Двусмысленность, неясность высказываний (Миллиарды людей теряются из-за отсутствия информации на транспорте, улице, в магазине);
18 Грамматические ошибки- это ошибки в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания и предложения. 1)Ошибочное словообразование(упрямость вместо упрямства); 2)Ошибочное формообразование(разводить курей; с семистами рублями; самый важнейший; ихней помощи; накормящий); 3)Нарушение согласования (Я благодарен людям, воспитавших в себе «талант доброты»); 4)Нарушение управления (Я хочу привести к примеру Петра Первого); 5)Нарушение связи между подлежащим и сказуемым (Все, кто совершают подвиги, следуют зову сердца.);
19 6) Ошибки в построении предложения с однородными членами ( Автор не только осуждает жестокость, а так же призывает нас делать добро.); 1)Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом (Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история.); 2)Ошибки в построении предложения с причастным оборотом (Поставленная проблема автором очень актуальна.); 3)Ошибки при построении сложного предложения (Текст принадлежит перу Лихачева, в котором поднимается важная проблема); 4)Смешение прямой и косвенной речи(Не случайно герой говорит, я никогда не прячусь за чужими спинами); 5)Нарушение границ предложения(Автор наверное добрый человек. Потому что видит в людях только хорошие качества.);
20 Речевые ошибки - это ошибки в использовании слова или фразеологизма 1)Употребление слова в несвойственном ему значении (Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма.); 2)Нарушение лексической сочетаемости слов (Книги занимают очень важную роль в жизни человека.); 3)Употребление сниженной стилистической окраски ( просторечного или жаргонного) ( телек, видак, разборки, зациклиться и др.); 4)Плеоназм ( Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе.); 5)Тавтология (Писатель мастерски описывает своего героя.);
21 6)Речевая недостаточность (Автор стремиться донести до читателя, что нельзя быть равнодушным.); 7)Ошибки при употреблении фразеологизмов (Тому, кто нуждается в помощи, друзья всегда могут подставить грудь.) ; 8)Неудачное употребление местоимений (Русские писатели создали множество произведений. Они учат нас справедливости и добру.); 9)Неоправданное повторение слова; 10)Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм (Митрофанушку родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом.).
22 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.