Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАнатолий Мичурин
1 Тема 6-7. Функции управления. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента
2 План лекции 1.Понятие и значение функций управления. Общие и конкретные функции. 2.Классификация основных функций управления. 3.Роль планирования в рыночной экономике 4. Принципы планирования 5. Понятие и процесс стратегического планирования. 6. Анализ внешней среды, сильных и слабых сторон организации 7. Управление по целям: сущность концепции
3 Процесс управления Это совокупность непрерывных, последовательно выполняемых, взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Эти действия называются управленческими функциями Процесс управления является общей суммой всех функций
4 Функции управления Относительно самостоятельные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности Специфическая форма целенаправленного воздействия системы управления на различные стороны управляемого объекта, необходимое для его нормального функционирования
5 Функции Общие, выполняемые независимо от вида организации конкретные (сбыт, производство, бухгалтерское дело, закупки, проектно- конструкторские работы) меняются в зависимости от вида организации
6 Общие функции управления Планирование – выбор целей и план действий по их достижению Организация – распределение задач между подразделениями или работниками и установления взаимодействия между ними Мотивация – побуждение исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей Контроль - соотнесение реально достигнутых результатов с запланированными Координация – обеспечивает соответствие и согласованность между различными частями управляемой системы путем установления рациональных связей
7 Плани- рование Организация Координация Контроль Мотивация
8 Современный перечень функций Планирование; организация; Распорядительство (командование), Мотивация; руководство; координация Контроль; коммуникация Исследование; оценка Принятие решений Подбор персонала Представительство и ведение переговоров или заключение сделок
9 Основные функции управления Управлять – это прежде всего планировать Планирование формирует основу для выбора структуры управления, подбора персонала, предопределяет стиль руководства и устанавливает нормы для контроля планирование является первой, важной функцией процесса управления
10 Планирование - это: определение целей деятельности и средств их достижения принятие решений о том, что делать, когда делать и кто будет делать основа, на которой базируются остальные функции, т.к. организация, мотивация и контроль направлены в конечном итоге на достижение поставленных целей призвано обеспечить платежеспособность фирмы в любое время
11 Процесс планирования полезен в любой ситуации, потому что заставляет нас продумать, что мы хотим получить и как это сделать изменения по ходу дела неизбежны, невзирая на тщательность нашего планирования предприниматели считают, что планирование превратит их в бюрократов и они утратят возможность действовать оперативно. На самом деле планирование должно происходить постоянно
12 Виды внутрифирменного планирования Долгосрочные, стратегические (более 5 лет) Среднесрочные (2-5 лет) Краткосрочные, оперативные (до 1 года) План на случай непредвиденных обстоятельств Оперативное планирование строится достаточно детально. Осуществляется на основе бизнес-плане (обычно год, но сейчас и 1-3 месяца).
13 Бизнес-план имеет разделы Продукция и услуги Маркетинг Производственный план Управление и организация Капитал и юридическая форма компании Финансовый план
14 Принципы планирования Целеполагания (формулирование цели) диверсификации (многообразие форм деятельности) приоритетности (ранжирование целей и задач по их важности).Рыночными приоритетами являются: человек, финансы, технологии вариантности (разработка альтернативных решений, сравнение, оценка и выбор наилучшего) выполнения контрактов
15 Непрерывность координация и интеграция самопланирование «срочные и важные дела» - принцип Эйзенхауэра: –А - наиболее важные, значимые и срочные - выполняются без промедления –Б - значимые важные и срочные - выполняются в предварительно установленные сроки –В - менее значимые, менее важные и несрочные - делегируются подчиненным –остальные - переправляются в корзину для бумаг
16 Стратегическое планирование Процесс отбора целей организации, определения стратегии, а также разработки программ и процедур для их выполнения цели - желаемое, возможное и необходимое состояние организации стратегия - широкая программа действия по достижению целей организации приходит на смену долгосрочному планированию, осуществляемому методами экстраполяции (планирование от достигнутого)
17 Стратегия Представляет собой качественно определенное направление развития фирмы на основе координации и распределения ресурсов, учета и адекватного реагирования на изменения факторов внешней среды с целью достижения конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе открытость или закрытость стратегии
18 Тактика - конкретные планы действия на ближайшую перспективу. Разрабатывается на уровне руководства среднего звена политика - общие ориентиры для действий и принятия решений. Формируется высшими управляющими на длительный период времени процедура - установленный порядок (способ) выполнения задачи (ответ на вопрос «как?») правила - точное указание того, что следует делать в конкретной ситуации
19 Тактика, политика, процедуры и правила: Указывают работникам направления действий, которые должны быть успешными и способствовать достижению целей повышают эффективность путем исключения ненужных повторов процесса, приводящих к удовлетворительному решению дают возможность руководителям точно предвидеть, что будут делать подчиненные в конкретной ситуации позволяют проводить точные сравнения с прошлыми результатами
20 Преимущества и недостатки Преимущество стратегического планирования: –является полным и компетентным руководством к действию –помогает менеджерам принимать верные решения –ставить цели своим подчиненным –осуществлять контроль за их достижением недостаток стратегического планирования - необходимость значительных затрат времени, средств и человеческого труда
21 Стратегия фирмы Комплексный план выполнения ее миссии и достижения ее целей Определение миссии Определение цели Анализ стратегических альтернатив Анализ внешней среды Анализ внутренней среды Выбор альтернатив Реализация стратегии Оценка стратегии
22 Анализ среды Определение миссии и целей Выбор стратегии Выполнение стратегии Оценка и контроль выполнения
23 Миссия - высшее предназначение фирмы, смысл ее существования, ее роль во внешней среде. показывает отличие от других фирм декларирует то, чему фирма хочет себя посвятить не может быть выражена в девизе фирмы прибыль не может быть миссией фирмы, она является делом внутренним и второстепенным ориентирует поведение персонала в желаемом направлении
24 После того, как стратегия сформулирована и определена, она должна быть реализована. Для этого она должна быть выражена в тактических планах, программах и бюджетах. Бизнес- план стратегический план должен задействовать все подразделения организации, каждого работника
25 Список альтернатив Стратегия ограниченного роста (3-5% в год) стратегия быстрого роста (увеличение на 5 и более %). Может быть внутренним (за счет внутренних резервов фирмы) и внешним (за счет слияния и поглощения фирм ) сокращение - стратегия последнего средства: ликвидация, частичное сокращение (отсечение лишнего) и переориентация сочетание (все выше названные)
26 Анализ внешней среды Цель - обеспечить адаптацию фирмы к меняющимся условиям Экономические факторы: инфляция, налоги, % за кредит, уровень занятости политические факторы: законодательство, бюджет, таможенные пошлины, соглашение по тарифам технологические факторы рыночные факторы: доходы, уровень конкуренции, демографическая ситуация, изменение жизненного цикла изделий
27 Факторы конкуренции: изучение слабых и сильных сторон конкурентов, их кадрового потенциала и др. международные факторы: на основе политики зарубежных стран социальные факторы: борьба с безработицей, движение в защиту прав потребителей, др. важно фиксировать изменения во внешней среде пока еще они едва заметны на этапе анализа формируются упреждающие стратегии на случай возникновения непредвиденных обстоятельств и угроз
28 Факторы непосредственного (делового) окружения акционеры конкуренты: изучение слабых и сильных сторон конкурентов, их кадрового потенциала поставщики потребители местные органы союзы и общества по интересам На этапе анализа формируются упреждающие стратегии на случай возникновения непредвиденных обстоятельств и угроз
29 Анализ внутренней среды (управленческое обследование) Анализ сильных и слабых сторон организации для определения конкурентных преимуществ и недостатков фирмы Маркетинг финансы производство использование человеческих ресурсов культура и имидж фирмы
30 Внутренняя среда Является источником ее жизненной силы; заключает в себе потенциал, который дает возможность фирмы функционировать может быть и источником проблем и даже гибели организации Факторы: структура внутриорганизационные процессы ( ресурсы, производство, маркетинг, финансы, эккаунтинг - учет и анализ хоз. деятельности) технология кадры организационная культура
31 7. Характеристика целей Цель - конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая фирма постановка целей является важнейшим исходным моментом процесса управления Задачи - это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на который рассчитано управленческое решение
32 Управление по целям предполагает постановку целей, разработку программы действий, систематический контроль за ее исполнением, анализ соответствия полученных результатов поставленным целям и принятие корректирующих мер цели выражают внутренние задачи фирмы, ее желаемое состояние позволяют сосредоточить внимание и усилия работников на определенных направлениях выступают в качестве норм для контроля и обоснования затрат ресурсов
33 Цели служат мотивирующим фактором для работников, если они участвовали в их разработке могут быть экономическими, социальными, научно-техническими краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (1-2 года), долгосрочными (свыше 2 лет) могут задаваться качественно (повысить рентабельность производства) и количественно (увеличить рентабельность на 3%) между целями возможен конфликт
34 Цели должны быть Конкретными по срокам и исполнителям ясными и измеримыми ориентированными во времени реальными и достижимыми значимыми и контролируемыми непротиворечивыми и взаимоподдерживающими понятны персоналу и пользоваться его поддержкой
35 Постановка целей 1. Анализ ситуации 2. Определение потребности в информации 3. Выбор приоритетных вариантов развития 4. Привязка к определенным срокам 5. Контроль Управление по целям улучшает связь между подчиненными, целями их начальников и целями всей организации
36 Направления, по которым устанавливаются цели Прибыльность положение на рынке, финансовые ресурсы, производительность, мощности организации, разработка и производство продукта технология человеческие ресурсы, работа с покупателями
37 В любой фирме складывается определенная иерархия целей, которая устанавливает связанность всех компонентов и обеспечивает ориентацию деятельности подразделений фирмы на достижение целей верхнего уровня модель в виде дерева целей - удобный и апробированный на практике инструмент, реализующий системный подход к определению состава целей и задач менеджмента. Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.