Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемКонстантин Поляков
1 Способности как проявление индивидуального в психике 1.Понятие о способностях. Проблемы происхождения способностей. Понятие о задатках. 2.Виды способностей. 3. Понятие о структуре способностей. Структура педагогических способностей.
2 ЛИТЕРАТУРА Ю.Б. Гиппернрейтер. Введение в общую психологию. М., 1996, с Р.С. Немов. Психология. М., 1995, 1, С Ильин Е.П. Психология. – СПб, М., 2004, С Общая психология./ Е.И. Рогов. М., 1995, С Одаренные дети. / Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. М., 1991.
3 1.Понятие о способностях. Проблемы происхождения способностей. Понятие о задатках. Способности – индивидуально- психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.
4 Б.М. Теплов выделил следующие 3 признака понятия «способность»: 1. Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. 2. Способности имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. 3. Способности не сводятся к ЗУНам, которые выработаны у человека.
5 Способней будет тот человек, который быстрее, легче овладеет определенной деятельностью и будет иметь успех в ней.
6 Ученые спорят: способности врожденные свойства или приобретенные? Есть неопровержимые доказательства обеих точек зрения.
7 Доказательства врожденности способностей 1) Проявление способностей в раннем детстве; Моцарт – способности обнаружились в 3 года, композитор Гайдн – 4 года, математик Гаусс – 4 года. 3-х летний Ким Юн Ван (Корея) бегло изъяснялся на 3 языках, играл в шахматы. В конце 3 месяца – 19 зубов. Первые слова – на 4 месяце, в 5 – ходить, 6 – самостоятельно гулять, в 7 месяцев – читать, писать, играть в шахматы. В начале 2-го года – говорить по- английски, через месяц – по-немецки, еще через 2 месяца – по- китайски.
8 Раннее проявление одаренности Математик Гаусс Моцарт композитор Гайдн Мендельсон С.Прокофьев
9 2) одаренные семьи и династии. В династии Бахов – 60 музыкантов, 20 – выдающихся, Гайднов – 2, Моцартов – 5. Себастьян БахФилипп Бах -сын
10 Дети и внуки Сергея Михалкова
11 Доказательства приобретенности способностей 1)Применение эффективных технологий обучения позволяет развивать способности у всех детей. В Москве учитель музыки М.П.Кравец обучал неспособных в музыкальном отношении учеников и иногда доводил их до уровня музыкальной консерватории;
12 В.Ф.Шаталов –талантливый педагог. 80% его учеников поступали на математические факультеты.
13 Талантливые педагоги- новаторы
14 Доказательства приобретенности способностей 2) Все вьетнамцы имеют музыкальный слух благодаря овладению родным языком. Во вьетнамском языке высота звуков несет смыслоразличительную функцию.
15 Итак, жизненные наблюдения и специальные исследования показывают, что способности имеют как природные предпосылки, так и формируются в процессе деятельности.
16 Многие ученые сходятся во мнении, что врожденными являются задатки, а способности приобретаются. Задатки - это особенности строения головного мозга, органов чувств, органов движения, данные каждому от рождения (задатки певца- голосовой аппарат; фотомодели- внешность и т.п.) Задатки являются врожденной основой способностей.
17 задатки
18 На основе задатков при благоприятных условиях могут развиваться соответствующие способности.
19 склонности – часто безотчетное стремление к какому-либо занятию, без ясного понимания причины этого стремления. Склонности – это тяга к какому-либо занятию. Через склонности ребенка можно определить его задатки.
20 склонности
21 Вывод На развитие способностей оказывают влияние как наследственные факторы – задатки, так среда и обучение. Причем, обучение может полностью или частично компенсировать отсутствие задатков.
22 2.Виды способностей Существует несколько классификаций способностей. 1. По проявлению способностей во многих или одном виде деятельности: 1) общие способности, позволяющие успешно выполнять не одну, а несколько видов деятельности (умственные, практические, коммуникативные и др.); 2) специальные способности, позволяющие успешно выполнять определенный вид деятельности (музыкальные, кулинарные, технические и др.);
23 Мастер –золотые руки - общие способности
24 Специальные способности
25 Математические способности
26 2. По уровню развитости: 1) репродуктивные – способности выполнять по образцу, подражать. 2) творческие - способности действовать, мыслить нестандартно, создавать новое в собственном опыте или в опыте человечества;
27 Творческие способности
28 3. По масштабу развитости: 1) одаренность – высокий уровень развития способностей; 2)талант – уровень развития способностей, который позволяет осуществить глубоко оригинальную творческую деятельность; 3) гениальность – сочетание талантов, которое позволяет гению в определенной деятельности, имеющей мировое значение, определять историческую эпоху, культуру.
29 Русские гении
30 А. Эйнштейн - гений
31 Математик Перельман - гений
32 Гениальные и талантливые люди – это люди с очень развитым умом, наблюдательностью и воображением, у них широкий кругозор, знакомство со многими областями культуры. Например, Аристотель, Леонардо да Винчи, М.В.Ломоносов.
33 Гении Аристотель Леонардо да Винчи
34 Гением надо родиться. Но рождаются они не всегда у талантливых родителей. А иначе бы дети гениев, тоже были бы гениями. Причем, во многих семьях из нескольких детей может быть один талантливым, а остальные просто обыкновенными. /Например, их всех братьев Толстых гениальным стал только Лев Николаевич, а из 14 братьев и сестер Менделеевых – только Дмитрий Иванович; из трех братье Павловых – только физиолог Иван Петрович/.
35 Талантливые люди
36 3. Понятие о структуре способностей. Структура педагогических способностей Способности человека к определенной деятельности представляют собой совокупность психологических качеств, имеющих сложную структуру. В этой структуре выделяются ведущие и подчиненные качества. Структура способностей – это набор психологических качеств, обеспечивающих успех в определенной деятельности.
37 Структура педагогических способностей Ведущие способности : - любовь к детям, - желание общаться с детьми, - коммуникативные – умения общаться, - академические – способность к преподаваемому предмету, - дидактические -способность делать учебный материал доступным детям, увлекать учебным материалом; - перцептивные - способность понимать детей, - содержательность и яркость речи, - организаторские способности и др. Вспомогательные: изобразительное, музыкальное, актерские и др.
38 Педагогические способности
39 Проверьте себя Что такое способности? Задатки? Назовите виды способностей Назовите структуру педагогических способностей. Какими способностями обладаете Вы? Что Вы делаете для развития своих способностей?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.