Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемНиколай Четвертаков
1 Проектирование как технология инновационного образования Кафедра педагогики и андрагогики
2 Проектирование Процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, его состояния; комплекс целеустремленных, организованных, научно обоснованных действий, направленных на создание, функционирование и развитие объектов, явлений и процессов, различных видов деятельности с целью получения желаемого результата Деятельность по определению условий реализации той или иной системы, обеспечению функционирования конкретного объекта; деятельность по идеальному построению и практическому воплощению того, что возможно, или того, что должно быть
3 Технология проектной деятельности в образовании Проектирование проектный замысел реализация замыслаценность Проектирование - это деятельность, синтезирующая процессы мышления (проектный замысел) и воплощения (реализация замысла) того, что должно быть (ценность) ПроектыПрожекты Конкретное воплощение собственного замысла Имитация деятельности по реализации чужих замыслов Решение конкретной проблемы Уход от реальной проблемы Технология проектной деятельности – способ осуществления перехода от ситуации с проблемой к ситуации желаемого (потребного) будущего.
4 Объект и предмет проектирования Объект - среда или процесс, в контексте которых происходят изменения образовательные системы разного масштаба и их отдельные компоненты педагогические процессы всех видов и их отдельные компоненты содержание образования на всех уровнях формирования образовательное и информационно- коммуникативное пространство социально-педагогическая среда все виды педагогической деятельности система педагогических отношений педагогические ситуации качество педагогических процессов Предмет - предполагаемый продукт, то созданию чего посвящена проектная деятельность Образовательная система: Образовательные программы Образовательные стандарты Типы ОУ Методические центры Педагогический процесс: Цели Содержание Технология Содержание образования: Концепция Учебная программа Учебный план Дидактические материалы
5 Жизненный цикл проекта Проект – это целенаправленное изменение некоторой системы, ограниченное во времени и ресурсах и имеющее специфическую организацию Фаза проектирования Фаза проектирования, результатом которой является построенная модель создаваемой педагогической (образовательной) системы и план ее реализации Технологическая фаза Технологическая фаза, результатом которой является реализация системы Рефлексивная фаза, Рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализованной системы и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо «запуска» нового проекта
6 Проектирование Замысел Реализация Р е ф л е к с и я Р е ф л е к с и я К о н ц е п т у а л и з а ц и я П р о г р а м м и р о в а н и е П л а н и р о в а н и е П л а н П р о г р а м м а К о н ц е п ц и я П р о б л е м а т и з а ц и я К о о п е р а ц и я С о ц и а л и з а ц и я С о в м е с т н о с т ь О б щ н о с т т ь О р г а н и з а ц и я
7 Диагностика ситуации – предпроектное исследование Ситуация, характеризующая совокупность обстоятельств и условий функционирования образования в целом Локальная ситуация, радиус которой совпадает с той или иной территориально-административной единицей Ситуация, обусловленная вполне конкретными обстоятельствами и условиями жизнедеятельности (жизненная ситуация) АНАЛИЗАНАЛИЗ Что именно нас не устраивает в окружающем мире (природной, социальной среде, в людях, в самих себе)? Какие ресурсы и возможности имеются в наличии для внесения желаемых изменений? Каковы могут быть последствия вмешательства в существующее положение вещей?
8 Концептуализация МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОИСКУ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БУДУЩЕМ СОСТОЯНИИ ОБЪЕКТА И СПОСОБЕ ЕГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Целеполагание – цели формулируются как идеальные результаты, должны быть конкретными, реальными, направленными на разрешение противоречий, вызвавших необходимость проектирования Прогнозирование результатов и формирование критериев их оценки Определение границ и содержания категориального поля проекта, актуального для участников проектной деятельности Разработка стратегии проектной деятельности, определяющей общую направленность и характер достижения цели Концепция проекта – общая для участников проектной деятельности мотивационная, ценностно-смысловая, целевая и стратегическая платформа проектных действий
9 Программирование Программирование проекта Программирование проекта – это создание программы, которая представляет собой набор необходимых мероприятий и действий по достижению задуманного Программа Программа – это особый вид проекта, выполняющий конструирующую функцию, когда приоритетным становится выстраивание конкретных действий, направленных на достижение намеченного облика предмета проектирования: Образовательная программа Учебная программа Программа деятельности (педагога, коллектива, учреждения и т.д.) Программа развития коллектива, (учреждения и т.д.) Программы деятельности по направлениям (программа исследовательской деятельности, программа ОЭР и т.д.)
10 Планирование Планирование Планирование связано с разработкой плана достижения поставленных целей и носит стратегический характер, состоящий в выделении этапов достижения цели через определение промежуточных продуктов на пути к конечному результату План – документ, дающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы Структурно-содержательный план – краткий перечень содержания, отражающий его объем, тематические блоки и порядок реализации содержания Стратегический план – формулировка долгосрочных приоритетов, связанных с проектированием и способствующих целенаправленным изменениям действительности Организационный план - определение заранее намеченного объема содержания и системы действий по его реализации, предусматривающую порядок и сроки выполнения работ. Он отвечает на вопросы: что делает?, кто делает?, с кем во взаимосвязи?, когда?, где?, в какой последовательности?
11 Проблематизация Ценностное самоопределение в проблемном поле проекта 1.Организация всестороннего обсуждения ситуации, формирование общего поля проблем 2. Ясное осознание и предъявление проблем на профессиональном языке: проблема указывает на наличие объективно существующего разрыва между требуемыми в обозримом будущем результатами системы и ее реальными, нынешними результатами 3. Структурирование проблемного поля, составление иерархии проблем, выделение из всей проблемной массы тех проблем, решение которых в первую очередь позволит изменить ситуацию в необходимую сторону. Процедура проблематизации включает действия по выявлению проблем, их формулировке, систематизации и иерархизации
12 Кооперация Создание общего понятийно-категориального пространства проектной деятельности Оценка имеющихся ресурсов и условий их использования, определение трудностей, перспектив и сопутствующих проектной работе рисков Информационный уровень Информационный уровень – содержательный обмен всеми видами информации Практический уровень – Практический уровень – совместная предметная деятельность Эмоциональный уровень – Эмоциональный уровень – индивидуальные и совместные впечатления, переживания, приобретаемые в ходе работы над проектом Этический уровень Этический уровень – правила и конвенциональные нормы взаимодействия Подчиненная кооперация - Подчиненная кооперация - руководитель проекта предлагает тематику и выступает в качестве главного эксперта Равная кооперация – Равная кооперация – постоянное сотрудничество и партнерство между непосредственными исполнителями проекта Сетевые отношения – Сетевые отношения – построены по принципу горизонтальных связей, на пересечении которых (в узлах сети) находятся координаторы и лидеры проекта
13 Социализация Рефлексивный этап Экспертиза и оценка Экспертиза и оценка проекта предполагают определение соответствия полученного продукта первоначальному замыслу, принятие решения о дальнейшем применении проектных материалов Рефлексия Рефлексия – оценка человеческого результата проекта, обращение участников проекта к способам осуществленной совместной деятельности, ретроспективный взгляд на ход проекта и сложившуюся в нем систему отношений Послепроектный этап Переход к новому проекту Интеграция с другими проектами Начало работы новой организации, возникшей по итогам проекта. Смена статуса субъекта проектной деятельности. Смена адреса проекта (перенос полученного опыта на другие категории учащихся или специалистов). Распространение проекта на другие уровни (федеральный, международный).
14 Этапы педагогического проектирования Педагогическое моделирование Педагогическое моделирование - разработка обобщенного образца, модели как общей идеи создания нового педагогического объекта, и определение основных путей ее достижения. К педагогическим моделям относятся концепции развития учебных заведений и ученических объединений, уставы и положения учебных заведений, педагогические теории и т.д. Педагогическое программирование Педагогическое программирование - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. К продуктам программирования относятся учебные планы и учебные программы, методические рекомендации, планы воспитательной работы и т.д. Педагогическое конструирование - детализация проекта до базовых компонентов объектов, в том числе до конкретных действий реальных участников педагогических процессов. К педагогическим конструктам относятся: планы и конспекты уроков, сценарии внеклассных мероприятий,, дидактические материалы, расписание и т.д.
15 Анализ ситуации, выявление противоречий, определение проблем для решения, их согласование: 1. Анализ ситуации, выявление противоречий, определение проблем для решения, их согласование: Реконструировать «эталонную» (нормативную, желаемую) ситуацию, то есть описать ситуацию с учётом требований (инструкции, приказы, стандарты, рекомендации и т.п.), потребностей общества и желаний самого автора проекта и его представления о должном Составить модель «эталонной» (нормативной, желаемой) ситуации Выявить и проанализировать разрыв между «эталонной» и реальной ситуациями Оценить реальную педагогическую ситуацию с позиции «эталонной» Найти обобщённые причины несоответствий, противоречий и разрывов между реальной и «эталонной» Сформулировать проблему, направленную на изменение, совершенствование, улучшение, корректировку существующей педагогической реальности Логика деятельности педагогического проектирования
16 2. Формулировка идей, системы ценностных установок для разработки проекта, создание образа будущего, определение целей проектирования в конкретных критериях, прогнозирование, разработка и оценка вариантов решения, выбор наиболее эффективных, определение системы методов проектирования, то есть формулировка концепции проекта 3. Разработка обобщённых моделей действий, то есть стратегическая программа управления реализации проекта 4. Конкретизация задач, которые необходимо решить, определение и обоснование условий и средств для достижения целей, разработка тактики действий и системы взаимодействия для реализации проектов. То есть планирование реализации стратегий 5. Реализация проекта, на данном этапе организуется непрерывная обратная связь, оценка процесса, доработка, корректировка. Оценка, анализ и обобщение результатов, определение дальнейших направлений деятельности 6. Оформление процесса и результатов проектирования в конкретных продуктах педагогического творчества, документах проекта (публикациях, сообщениях, докладах, защитах и так далее) 7. Одновременно с разработкой и реализацией проектов организуется экспертиза хода и результатов проектирования
17 Общий алгоритм педагогического проектирования Ι. Подготовительная работа 1.Анализ объекта проектирования Выбор форм проектирования 2. Выбор форм проектирования (зависит от того, на каком этапе проектирования разрабатывается педагогический объект, и какое количество этапов предстоит пройти) обеспечение проектирования 3. Теоретическое обеспечение проектирования Методическое обеспечение проектирования 4. Методическое обеспечение проектирования (создание дидактических и методических материалов) Пространственно-временное обеспечение проектирования 5. Пространственно-временное обеспечение проектирования. Пространственное обеспечение должно предусматривать выбор подходящего места или помещения для реализации разработанного проекта. Временное обеспечение - это соотнесение проекта со временем по его объему, по темпу реализации, по ритму, последовательности. Материально-техническое обеспечение проектирования 6. Материально-техническое обеспечение проектирования (оснащение организационной и педагогической техникой для осуществления самой деятельности по проектированию и последующей успешной реализации разрабатываемого педагогического проекта) Правовое обеспечение проектирования 7. Правовое обеспечение проектирования (создание или учет юридических основ при разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках педагогических систем, процессов или ситуаций)
18 Общий алгоритм педагогического проектирования ΙΙ. Разработка проекта Выбор системообразующего фактора 8. Выбор системообразующего фактора (создание предпосылок для объединения всех других компонентов в целостное единство, их целенаправленного подбора и стимулирования развития) Установление связей и зависимостей компонентов 9. Установление связей и зависимостей компонентов Составление документа 10. Составление документа ΙΙΙ. Проверка качества проекта Мысленное экспериментирование по применению проекта 11. Мысленное экспериментирование по применению проекта («проигрывание» в уме созданного проекта, его самопроверка Экспертная оценка проекта 12. Экспертная оценка проекта (проверка педагогического проекта независимыми экспертами, специалистами в данной области, а также специалистами, заинтересованными в его реализации) Корректировка проекта 13. Корректировка проекта Принятие решения об использовании проекта 14. Принятие решения об использовании проекта
19 Социально-педагогическое проектирование Социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов; а главное - адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона России Психолого- педагогическое проектирование Психолого- педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия становления человека подлинным субъектом собственной жизни и деятельности: в частности, обучения - как освоения общих способов деятельности; формирования - как освоения совершенных форм культуры; воспитания - как освоение норм общежития в разных видах общности людей Педагогическое проектирование - Педагогическое проектирование - как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.
20 Психолого-педагогическое проектирование Психолого-педагогическое проектирование направлено на преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов путем создания и модификации способов обучения и воспитания, создания новых форм организации УВП Социально-педагогическое проектирование Социально-педагогическое проектирование ориентировано на изменение социальной среды, решение социальных проблем педагогических проблем Образовательное проектирование Образовательное проектирование – это проектирование качества образования, разработка инновационных изменений образовательных систем и институтов
21 Главная задача проектирования в образовании Главная задача проектирования в образовании – обеспечение перехода от традиционного образования (традиционной школы, традиционных систем управления, традиционного обучения и воспитания) к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития человека. Специальное проектирование возрастных нормативов (как определенного комплекса индивидуальных способностей ребенка в конкретном возрастном интервале) и критериев развития на разных этапах онтогенеза Проектирование развивающих образовательных программ, адекватных возрастным нормам, переведенных на язык образовательных технологий, т.е. через ЧТО? и КАК? это развитие будет осуществляться Проектирование детско-взрослых общностей в их культурно-деятельностной определенности, т.е. проектирование такого образовательного пространства, где данное развитие может быть осуществлено
22 Возможные риски проектной деятельности Нарушение целостности структуры проектной деятельности Выбор неподходящего объекта для приложения проектных усилий, который не нуждается в преобразовании или внутренне не готов к тому, чтобы с ним происходили изменения Несоответствие природы проектирования как специфической формы совместной активности детей и взрослых заявленным педагогическим целям. Стремление планировать работу под имеющийся ресурс, а не поиск (создание) дополнительных или новых ресурсов под необходимую программу. Плохое знание культурных аналогов проектируемого предмета Непонимание подлинного контекста предстоящих изменений, утопичность проекта. Возможность негативного влияния последствий педагогического проектирования на объект преобразований, окружающую среду. Психологическая неготовность субъектов проектной деятельности к каким-либо кардинальным изменениям
23 Методика «Зеркало» 1. Постановка проблемы (формулируется как указание на отсутствие, недостаточную проявленность или несформированность чего- либо в образовательной практике): 2. Причины (формулировки с «не» и «нет») : Ситуация минус Ситуация плюс 3. Цель (формулируется как отражение проблемы): 4. Задачи (формулируются как отражение причин) 5. Ресурсы проекта 6. Проектный продукт (продукты) 7. Критерии эффективности
24 Направления проектных разработок 1. Поддержка творческой среды школьного образования, обеспечивающей возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. 2. Создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учебе. пробуждают в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. 3. Ориентация обучения на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Речь идет об овладении обучающимися умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. 4. Применение новых методов оценивания, отражающих индивидуальные творческие образовательные достижения ребенка. 5.Расширение сферы дополнительного образования школьников. Свободное от уроков время школьника должно стать ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования. Это означает резкое сужение поля принуждения ребенка и расширение пространства его инициативного действия.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.