Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВалерия Бабанина
1 Тема 7. Типы рыночных структур: олигополия и другие формы 1. Олигополия 2. Ценовая дискриминация 3. Монопсония 4. Двусторонняя монополия 5. Антимонопольное законодательство
2 1. Олигополия это рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами
3 Характерные черты олигополии: 1. Немногочисленное количество фирм в отрасли (не более 10 фирм) 2. Высокие барьеры для вступления в отрасль (связаны с эффектом масштаба, патентами, лицензиями) 3. Всеобщая взаимозависимость олигополистов (фирмы вынуждены принимать во внимание действия своих конкурентов)
4 Формы поведения фирмы в условиях олигополии Кооперативное поведение Продавец вступает в сговор с другими участниками рынка и вместе определяет цену и объем продаж (например, картель или тайный сговор) Некооперативное поведение Продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема продаж (например, ценовая война)
5 Некооперативное поведение: ценовая война (демпинг) D AC=MC B C Q P Пусть существует 2 продавца – дуополия. Фирмы А и В Q А+В = 400 тыс. штук ATC = 25 тыс. руб. Р = 50 тыс. руб. Если фирмы решат, что выгодно Р, то начнется ценовая война
6 Ценовая война это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Но цена не может быть ниже MC => в точке В установится равновесие, экономическая прибыль = 0
7 Кооперативное поведение: теория игр Теория игр – наука, исследующая математическими методами поведение участников в вероятных ситуациях, связанных с принятием решений. В ходе игры возможны различные действия игроков – коалиция, конфликт.
8 Некооперативная игра Фирма А Фирма В P = 3$P = 5$ P = 3$ 10 млн $ 6 млн $ 18 млн $ P = 5$ 18 млн $ 6 млн $ 15 млн $
9 Картель это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию
10 Тайный сговор это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом
11 2. Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности
12 Предпосылки для ценовой дискриминации 1. Продавец обладает высокой степенью монопольной власти и контролирует Q и P 2. Рынок сегментирован – покупатели разбиты на разные группы по степени эластичности спроса 3. Тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже
13 Цена отличается в зависимости от: качества товара или услуги; объема потребления (скидки оптовым покупателям); дохода покупателя, если доход известен продавцу; времени покупки (день или ночь, будни или выходные, сезон или не сезон) Во всех этих случаях фирмы, практикующие дискриминацию, присваивают часть потребительского излишка.
14 3. Монопсония Это монополия со стороны покупателя. Покупатель-монопсонист хочет и имеет возможность покупать товары по наиболее низкой цене. Например, военная промышленность, продукцию которой покупает только государство.
15 4. Двусторонняя монополия это рыночная структура, когда монополисту противостоит монопсонист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем). Например, фирма-монополист ведет переговоры с отраслевым профсоюзом по поводу найма работников.
16 5. Антимонопольное законодательство законодательство, направленное против накопления фирмами (в т.ч. мелкими) опасной для общества монопольной власти. Антитрестовское законодательство США – пример развернутого антимонопольного законодательства, запрещавшее: - любые формы объединений, ограничивающие свободу торговли (контракты, картели, и т.д.); - недобросовестные приемы, устраняющие конкурентов с рынка (в т.ч. демпинг). Наказание за нарушения: штрафы, денежные возмещения пострадавшим, уголовная ответственность, принудительное разделение фирмы - монополиста
17 Тема 8. Рынок труда 1. Рынок ресурсов. Производный спрос 2. Спрос и предложение на рынке труда 3. Номинальная и реальная заработная плата 4. Монопсония на рынке труда. Профсоюзы. 5. Человеческий капитал. Экономическая рента
18 1. Рынок ресурсов. Производный спрос Труд есть фактор производства (без его применения производство экономических благ невозможно, как и без земли, капитала и предпринимательства) Спрос и предложение на этих рынках формируются под влиянием рынков потребительских товаров и услуг. Поэтому спрос на ресурсы выступает как производный спрос, а предложение ресурсов зависит в конечном счете от предложения потребительских благ. MRP L = MR х MP L, где MRP L предельная доходность труда; MR предельный доход; MP L предельный продукт труда.
19 Особенности рынка ресурсов Продавцы – домашние хозяйства, выступающие как владельцы рабочей силы, денежного капитала и объектов недвижимости. Передают их пользователям на время Покупатели – бизнес. Приобретенные им ресурсы становятся факторами производства, используемыми для производства экономических благ Средства на приобретение ресурсов включаются в издержки производства и возмещаются после реализации произведенных благ Плата за ресурсы – основной доход большинства людей: прибыль (предпринимательский доход), заработная плата (цена труда), рента (земельный доход), процент (плата за денежный капитал)
20 2. Спрос и предложение на рынке труда Совершенная конкуренция Фирма будет нанимать работников, пока предельный доход от использования труда не будет равен издержкам (т. е. зарплате) Несовершенная конкуренция Наличие профсоюзов, которые воздействуют на спрос на труд и могут ограничить предложение на рынке труда, чтобы обеспечить повышение уровня заработной платы
21 3. Номинальная и реальная заработная плата Заработная плата - цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника Номинальная заработная плата – сумма денег, полученную наемным работником Реальная заработная плата - совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги с учетом их покупательной способности Фактически ресурсом является не человек, а его рабочее время
22 Факторы, влияющие на уровень заработной платы Эффективность использования труда (производительность труда и трудоемкость); Параметры выбора между трудом и отдыхом (привлекательность труда); Конкуренция на рынке труда (демографическая ситуация, монопсония, политика профсоюзов); Качество рабочей силы (квалификация работника / затраты на подготовку специалиста)
23 Производительность труда Производительность труда – соотношение объемов произведенной продукции и трудозатрат В условиях совершенной конкуренции цена труда формируется как цена любого другого товара. Все работники получают равную зарплату, которая не зависит от того, в какой фирме они работают. Для отдельной фирмы предложение труда абсолютно эластично. Сам уровень зарплаты максимален рабочий получает полный продукт труда: MRC = wc. Поэтому предельные затраты фирмы на труд равны зарплате. Изменение зарплаты обусловливает объем спроса на труд
24 Выбор между трудом и отдыхом Человек всегда стоит перед выбором – больше работать или больше отдыхать Работник максимизирует полезность, когда предельная норма замещения свободного времени доходом равна заработной плате:
25 3. Реальная и номинальная заработная плата Заработная плата - цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника Номинальная заработная плата – сумма денег, полученную наемным работником Реальная заработная плата - совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги с учетом их покупательной способности Фактически ресурсом является не человек, а его рабочее время Стоимость рабочей силы – затраты на воспроизводство рабочей силы, т.е. объем потребляемых ею материальных и нематериальных благ
26 Виды и формы заработной платы Сдельная и повременная – в зависимости от принципа оплаты – от выполненной работы и от проработанного времени Основная и дополнительная – за отработанное время и выполненную работу в нормальных условиях труда, а также дополнительные выплаты, гарантированные государством (праздничные дни, вредные условия труда, региональные надбавки – например, труд в условиях Крайнего севера) Минимально гарантированная и премиальная – установленный государством МРОТ и стимулирующие повышение качества работы надбавки (премии)
27 4. Монопсония на рынке труда. Профсоюзы Монопсония на рынке труда – наличие на локальном рынке градообразующего предприятия, которое имеет возможность диктовать жителям условия найма (например, администрация шахты в шахтерском поселке). Основные черты: - Количество занятых в одной фирме близко к числу всех занятых в отрасли - Вид труда является немобильным - Фирма может диктовать уровень заработной платы Профсоюз – объединение наемных работников одной профессии, которое может воздействовать на работодателя, регулируя уровень спроса на труд и предложение труда
28 5. Человеческий капитал. Экономическая рента Человеческий капитал – качество рабочей силы, заключающееся в физическом и психическом здоровье, нравственном и культурном развитии, уровне общего и профессионального образования. Инвестиции в человеческий капитал – забота работодателей, государства и домохозяйств о повышении качеств рабочей силы в будущем за счет инвестиций в образование, здравоохранение и социальное обеспечение подрастающего поколения Экономическая рента – дифференциация в доходах, связанная с квалификацией, способностями, отрасли, в которой занят человек
29 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.