Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЕгор Занозин
1 Советская литература 20-х годов
2 3 периода советской довоенной литературы Хаотичность состояния действительнос ти, отражающаяся в сознании писателей 22 – 32 Сформулирован ы программы действий ведущих литературных группировок 32 – 40 Доминирование литературы соцреализма
3 Две тенденции в литературе 20-х годов Гуманистическа я (оценка революции с позиции высшей нравственности) Исполнение директив партии
4 Задача власти Создать новую массовую литературу, отражающую новую идеологию.
5 Первая волна Отношение писателей к революции Литератур Советской России (Горький, Блок, Маяковск ий, Пришвин) Первая волна эмиграции (Бунин, Набоков, Аверченко) Поздняя эмиграция (ремизов, Замятин)
6 Вторая волна Футуристы (Маяковский, Хлебников, Каменский) откликнулись на призыв Луначарского о сотрудничестве
7 Причина неудачи футуристов и иммажинистов стать новой советской литературой Элитарность Альтернативная идеологическая платформа
8 Пролеткульт Образовалось до октябрьской революции Стало опорой революционного искусства Самое массовое (500 тысяч человек) Собственные печатные издания – 34 ведущих журнала («Гудки», «Горн»)
9 Пролеткульт Членство по классовому признаку – из состава рабочих «Старые» писатели (Гумилев, Ходасевич) приглашались читать лекции по истории литературы Сквозные темы: космизм, революция мирового масштаба, как форма элитарного коллективизма
10 Пролеткульт Платформа – социальная теория «… всякая культура является проявлением определенного класса, и только его» Вл. Ходасевич ст. «Белый коридор»
11 А. Гастев М. Герасимов П. Арский Пролеткульт
12 Кузница Откололась от Пролеткульта Сквозные темы: сознательное отношение к труду, миру, воспевание труда и его радостей, машинизм, стремление к мировой революции Необходимость развития поэта
13 Кузница Платформа: расширение базы приема в члены (рабочие и крестьяне) Допущение классики, как источника, базы творчества
14 Е. Замятин Н. Ляшко Обрадович Кузница
15 РАПП Прямая наследница Пролеткульта Авербах, Родов, Пелевин, Фадеев, Фурманов, Лебединский, Веселый База – журнал «На посту» Военизированная организация – жесткая иерархичная структура, принцип классовой ограниченности, обостренная подозрительность ко всем писателям, не входящим в РАПП («попутчики») «Пролетарская литература та, которая организует сознание рабочего класса в сторону конечного создания пролетариата, как переустроителя мира и создания коммунистического общества»
16 Серапионовы братья Оформилась в 1921 году Сохранили традиции модернистской литературы Искусство объяснимо само по себе, без классовых оснований. Иванов, Зощенко, Лунц, Каверин
17 ЛЕФ Задача – организованное упрощение культуры Удаление из искусства его специфики Требования к реструктуризации художественной системы: Отказ от реалистически разработанного характера Функциональность художественной задачи Демонстративная обнаженность художественной деятельности Иллюстративность искусства (вульгарно понятая теория отображения искусством действительности) Отрицание специфики искусства, как особой формы осознания действительности Отказ от эстетики в пользу идеологии Принципиальный отказ от изображения личности Роль художника – формировать массовое сознание, выполнять соцзаказ.
18 Перевал Истинный соцзаказ органически присутствует в творчестве художника, обусловлен его опытом, т.е., соцзаказ не приходит извне. Причину присутствия в творчестве соцзаказа видели в БЫТОВИЗМЕ (описании внешней стороны жизни). Основная проблема – низкая культура художника, уединенный характер его подготовки, отсутствие действительных связей с национальной культурой. Замкнутых культур нет, нужно осваивать предыдущий литературный опыт, опыт иных классовых культур.
19 ОБЭРИУ Знак напрочь лишен значений. Либо отправляет к миру, который ничто. Возможность познать мир, отрицая. Мир сам по себе – человек сам по себе. Если мир ничто, то в поэзии торжествуют образы, связанные с отсутствием значимости, апофеоз нуля. Исчезновение категорий материи, пространства, времени, причины. Мир делается чем-то при условии, если он не становится объектом знака. Сущим значением предмет обладает вне человека Пытаясь познать, создать, сделать значимым мир, человек его уничтожает. Мир смыслит сам и мыслит в себе человека Человеку отказывается в праве осмысливать мир Превращение людей в деревья Живое тем более ценно, чем ниже его интерес, чем ниже его способность изменять мир
20 Крестьянская поэзия Тема – мир живой природы, фольклор, чувства Идея – поиски «мужичьей правды» Опора на классику
21 Вне литературных групп Блок Горький Белый Гумилев Брюсов Сологуб… Понимание неизбежности гибели старой культуры – сквозная позиция; рефлективная оценка действительности (со стороны)
22 Идейно-стилевые течения в русской прозе первой половины 20-х годов
23 1.Изображение массового человека – обобщенного индивида, который несет её основные качества и сам по себе лишен индивидуальности (традиции Блока): Вс. Иванов, А. Веселый, Шишков, Малышкин Соотношение между индивидуальным и общим смещается в сторону общего. Герои – представители масс, их судьбы эпохальны Пафос коллективизма в его предельном выражении
24 2. Изображение распавшегося, хаотичного мира «Считаю революцию гигантским взрывом – рождение из хаоса новой вселенной. Мир лишен связи.» Е. Замятин Романтизировано абсолютное распадение мира и личности Поскольку обстоятельства лишены причинно-следственных связей, они не могут формировать характер Эренбург, Пильняк, Каверин, Замятин, Шкловский
25 3. Неонародничество Эстетизация мистических сторон крестьянской жизни, фольклор, притчи Древней Руси Стремление найти лечение от индивидуализма модернистской культуры, слияние с вечной душой народа. (Отличие от народничества: Народники: обращались в своем творчестве к материалу социологического характера (быт крестьян), реалистическое искусство на крестьянском материале.) Ремизов, Клюев, Городецкий, Есенин, Клычков
26 4. Нарождающийся соцреализм. Слияние S и О. Важна точка зрения S-идейного центра. Действие с точки зрения рабочего класса. «Цель соцреализма – создать путем художественного творчества такой идеологический центр, который стоял бы выше этой действительности, который подтягивал бы её вверх. Художественное творчество не отражает действительность, а создает её с целью конструирования мировоззрения читателя.» Луначарский. Фурманов, Пильняк
27 Нереалистические направления в литературе 20-х годов Импрессионизм Искусство – способ переделки мира. Художник, выражая своё «Я», изменяет мир. Установка на выражение. Экспрессионализм выражение в произведении искусства мгновенного впечатления от чего- либо, выражение состояния автора именно в тот момент времени, когда произведение создаётся.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.