Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВадим Болгов
1 ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ часть В ЗАДАНИЕ В1 часть В ЗАДАНИЕ В1(СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)
2 Способы словообразования 1.Морфологический способ 2.Неморфологический способ
3 Способы словообразования Морфологический способ 1.Приставочный 3.Приставочно- суффиксальный 2.Суффиксальный 4.Бессуффиксный 5.Сложение
4 Приставочный способ - появление новых слов в результате присоединения к производящей основе приставки преопасный опасный кое-кто кто выбежать бежать
5 Суффиксальный способ - появление новых слов в результате присоединения к производящей основе суффикса 1.Желток желтый 2.Глазастый глаз 3.Зеленеть зеленый
6 Приставочно- суффиксальный способ -появление новых слов путём одновременного присоединения к основе приставки и суффикса 1.сокурсник курс 2.переносица нос 3.вчитаться читать Проверь! Нет однокоренного слова «курсник» - не приставочный способ. Нет однокоренного слова «сокурс» - не суффиксальный способ.
7 Бессуффиксный способ - появление новых слов без добавления аффиксов ( суффиксов) 1.Заплыв заплывать 2.Синь синий 3.Привал привалить Проверь! Существительное должно иметь значение действия (существительное образовано от глагола, а не наоборот) или значение признака (существительное образовано от прилагательного, а не наоборот)
8 Сложение - образование новых слов путём соединения двух или более = слов: вечнозеленый, диван- кровать = корней: сенокос, ледоход = частей слов: зарплата, пединститут = букв: МГУ, МЧС, НТВ = звуков: вуз, МХАТ, ТЮЗ
9 ЗАДАНИЕ В1- СЛОВООБРАЗОВАНИЕ При словообразовательном анализе нужно, прежде всего, определить, какой частью речи является данное слово, а затем- какую морфему прибавили последней, чтобы получилось это слово. Помни! Если в слове есть и приставка, и суффикс – это НЕ означает, что оно образовано приставочно-суффиксальным способом. Исследование исследовать (суффиксальный способ образования)
10 Только СУФФИКСАЛЬНЫЙ 1.деепричастие - (что сделав? Что делая?) ПРОЧИТА- В ( от ПРОЧИТАТЬ) ЧИТА- Я ( от ЧИТАТЬ) ЗАДУМАВШИСЬ (от ЗАДУМАТЬСЯ) 2. причастие (какой? Что делающий? Что сделавший?) ЧИТА-ЮЩ-ИЙ (от ЧИТАТЬ) ЧИТА-ЕМ-ЫЙ ПРОЧИТА-ВШ-ИЙ (от ПРОЧИТАТЬ) ПРОЧИТА-НН-ЫЙ ЗАВИС-ЯЩ-ИЙ (от ЗАВИСЕТЬ) ЗАВИС-ИМ-ЫЙ ВЫМЫ-ВШ-ИЙ (от ВЫМЫТЬ) ВЫМЫ-Т-ЫЙ
11 3. существительное (что?) ( АБСТРАКТНЫЕ --- первичное значение ДЕЙСТВИЯ ): На -ЕНИЕ (-АНИЕ) ЗАЯВЛ-ЕНИЕ ЗАЯВИТЬ ПЕРЕПИСЫВ-АНИЕ ПЕРЕПИСЫВАТЬ ПРЕДУБЕЖД-ЕНИЕ ПРЕДУБЕЖДАТЬ ( АБСТРАКТНЫЕ первичное значение ПРИЗНАКА): На -ОСТЬ ПРЕДУБЕЖДЕНН-ОСТЬ ПРЕДУБЕЖДЕННЫЙ 4.если в слове есть суффиксы –ТО,-ЛИБО, - НИБУДЬ ПОЧЕМУ-ТО КАКОЙ-ЛИБО СКОЛЬКО-НИБУДЬ
12 ОБРАЗОВАНИЕ НАРЕЧИЙ – СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ Большинство наречий образуются от прилагательных Бесшумно бесшумный Нелегко нелегкий Бесстрашно бесстрашный !Подсказка : при определении способа образования наречий нельзя отбрасывать приставку.
13 ПРИСТАВОЧНЫЙ 1. Если слово (местоимение или наречие) имеет приставки ни-, не, кое- НИКАКОЙ НИКТО НЕГДЕ КОЕ-ГДЕ, НЕКТО НИКАК КОЕ-ЧТО НИКОГДА НЕСКОЛЬКО 2. Если слово имеет приставку НЕ- и без НЕ- употребляется ( кроме НАРЕЧИЙ) НЕПРАВДА (от ПРАВДА) НЕВЕСЕЛЫЙ (от ВЕСЕЛЫЙ) НЕЗАСЕЯННЫЙ (от ЗАСЕЯННЫЙ) 3.Если в прилагательном можно отбросить приставку Заоблачный ( от облачный) бесстрашный ( от страшный)
14 4.Глаголы в основном образуются от глаголов с помощью разнообразных приставок: бежать – прибежать – убежать – забежать – выбежать – отбежать - сбежать Глаголы прошедшего времени тоже образованы приставочным способом (вспомним, что суффикс Л- формообразующий) Увидела – увидеть – видеть подгорел –подгореть - гореть
15 Короткие существительные с нулевым окончанием и без суффиксов ( первичное значение действия или признака, т.е. можно образовать глаголы или прилагательные) ПЕРЕХОД ПЕРЕХОДИТЬ ПОДОГРЕВ (воды) ПОДОГРЕТЬ, НО ПОДОГРЕВ (воду) –деепричастие- ПОДОГРЕТЬ ( суффиксальный) ЗЕЛЕНЬ ЗЕЛЕНЫЙ СИНЬ СИНИЙ
16 Наречия, которые пишутся через дефис. приставка ПО- и суффикс –ОМУ,-ЕМУ ПО-ЗИМНЕМУ ЗИМНИЙ приставка ПО- и суффикс -И ПО-ФРАНЦУЗСКИ ФРАНЦУЗСКИЙ ПО-ВОЛЧЬИ ВОЛК приставки В-(ВО-) и суффиксы –ЫХ (-ИХ) ВО_- ВТОРЫХ ВТОРОЙ В –ТРЕТЬИХ ТРЕТИЙ.
17 ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ НАРЕЧИЯ – определяем, от какого прилагательного образовано Наглухо глухой (нет наглухой) Затемно темный (нет затемный Направо правый (нет направый) Добела белый (нет добеый) Издалека далекий (нет издалекий)
18 Приставочно-суффиксальный способ ОБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ( Чтобы определить способ у слова нужно попробовать «отбросить» сначала приставку, потом суффикс. Если при этом получаются нелепые слова, значит это слово образовано приставочно-суффиксальным способом. ) Под-березов- ик. В русском языке нет слова березовик, или слова подберезовый.
19 Еще примеры: прибрежный берег – нет слов приберег или брежный размечтаться мечтать – нет слов размечтать или мечтаться подоконник окно – нет слов подокон или оконник Покупали – покупать купить – нет слов купать(другое значение) или покуп размышляли – размышлять мыслить – нет с лов размышл или мышлять.
20 Способ словообразования кратких прилагательных и причастий определяем по полной форме: Беспомощны (прил.) – беспомощный помощь (приставочно- суффиксальный) Бесстрашны(прил.) – бесстрашный страшный ( приставочный) Прикрыты (прич.)–прикрытый от глагола прикрыть (только суффиксальный)
21 Вариант 1 : неверное выделение окончания. Например,в слове созвездие окончание -Э,а не - ие (созвездие, созвездия, созвездию и т.п.), а -ИЙ- – это суффикс. Так что это слово образовано не приставочным, а приставочно-суффиксальным способом: со-звезд- [ ий -э] (от звезда )– нет слов созвезда или звездие)
22 Вариант 2 Приставочно-суффиксальный способ Приставочно-суффиксальный способ Не выраженный буквой суффикс -Й- скрыт в окончании -Е: по-бережь- [ й -э] (от берег) – нет слов побереж или бережье
23 Созыв - Путешествие – Подберезовик – Вкрутую – Затемно - Бессистемно – Опрос – По-дружески – Неярко – Закричали - бессуффиксный суффиксальный приставочно-суффикс. приставоч.-суффикс. суффиксальный бессуффиксный приставоч.-суффиксал. суффиксальный приставочный
24 БОЛЬНОЙ (КТО?) ожидал врача.-существительное БОЛЬНОЙ (какой?) ребенок –прилагательное Среди ПРИСУТСТВУЮЩИХ (КОГО?) ОКАЗАЛСЯ И МОЙ ЗНАКОМЫЙ (кто?).-существительные ПРИСУТСТВУЮЩИЕ (какие?) ученики – причастие ЗНАКОМЫЙ ( какой?) человек – прилагательное быть ПЕРВЫМ( КАКИМ?) УЧЕНИКОМ – числительное ПЕРВЫЙ ( КТО?) вышел на старт – существительн. ДРУГОЕ (что ?) увидеть- существительное ДРУГИЕ (КАКИЕ?) предметы - местоимение
25 В1-1. Из предложений 5-6 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Чтобы найти такие слова в тексте, действуйте по алгоритму: 1) Выделить в тексте все слова, имеющие приставку и суффикс. 2) Определите часть речи! 3) Исключить из списка деепричастия, причастия, существительные на –ение,-ание,- ость и короткие существительные без окончаний.
26 4. У оставшихся слов попробовать «отбросить» сначала приставку, потом суффикс. Если при этом получаются существующие в русском языкеслова, значит это слово образовано либо приставочным, либо суффиксальным способом и, следовательно, нам не подходит.
27 По-явила-сь, по-истин-е, о-писывал-ся. а)Появилась( гл.) явилась - приставочный; б) Поистине (нар.) истина ( истине, поистина –таких слов нет, следовательно, способ образования слова - приставочно- суффиксальный) в)Описывался (гл.) описывал (писывался-нет такого слова),значит, - суффиксальный.
28 Это имя существительное на -АНИЕ, следовательно, способ словобразования- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. Восклица-ни-е восклицать
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.