Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМарта Юдина
1 Цикличность экономики Павел Васильев BA Marketing MSc International Marketing & Brand Management
2 Цикличность – это форма развития экономики как единого целого, движение от одного макроэкономического равновесия к другому. Цикличность можно рассматривать как один из способов саморегулирования рыночной экономики.
3 Экономический (деловой) цикл – это периодические колебания уровней занятости, производства и цен.
4 В экономической теории выделяются различные виды экономических циклов. К наиболее распространенным относятся следующие виды экономических циклов: отраслевые; малые; большие; строительные; длинноволновые.
5 Виды циклов Отраслевые циклы имеют продолжительность от недели до нескольких лет. Причина их возникновения определяется отраслевыми особенностями создания продукции. «Малые» циклы охватывают период в 2–4 года. Они порождаются неравномерностью воспроизводства оборотного капитала, колебаниями вложений в товароматериальные запасы. «Большие» циклы (8–13 лет) возникают в результате неравномерности воспроизводства основного капитала. Их экономическая природа подробно изучена К. Марксом, Дж. Кларком и К. Жюгларом
6 «Строительные» циклы длятся 16–25 лет. Этот вид цикла выявлен и изучен С. Кузнецом. Они возникают в результате неравномерности спроса в жилищном строительстве, обусловленной сменой поколений. «Длинноволновые» циклы продолжительностью 45–60 лет порождаются основополагающими факторами: «волнами» научных открытий, внедрением в производство новых методов организации труда и т. п.
7 Экономический цикл представляет единый процесс, последовательно проходящий определенные фазы. Большинство экономистов считает, что деловой цикл включает следующие четыре фазы: 1. кризис; 2. депрессия; 3. оживление; 4. подъем.
8 депрессия, падение ВВП и увеличение безработицы существенно замедляются, объем инвестиций близок к нулю. Поэтому в этот период экономика характеризуется застоем в производстве, вялостью торговли,
9 На стадии оживления движение всех экономических показателей меняет направление: доход и занятость вновь начинают расти. Предприниматели начинают постепенно расширять производство. Это вызывает спрос на факторы производства, который соответственно определяет дополнительный спрос на потребительском рынке.
10 В процессе подъема продолжается обновление основного капитала и увеличение производственных мощностей. Усиливается инвестиционный и потребительский спрос, что способствует росту совокупного предложения. Соответственно растут цены и доходы, а безработица, напротив, сокращается. Активизируется деятельность с ценными бумагами. На этом этапе увеличивается спрос на кредит. Однако в определенный момент хозяйствующие.
11 Циклический кризис перепроизводства охватывает все сферы и отрасли экономики. Для него характерно вытеснение морально устаревшего оборудования, снижение издержек производства, обновление структуры производства, что приводит к созданию нового равновесия при более эффективном производстве. Циклические кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса.
12 Промежуточный кризис отличается от циклического тем, что не дает начала новому циклу, а прерывает на определенное время течение фазы подъема или оживления. Промежуточный кризис является временной реакцией на возникающие диспропорции в экономике. Он менее глубок, менее продолжителен по сравнению с циклическим кризисом и носит локальный характер.
13 Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что охватывает только одну сферу экономики. Он может произойти как на фазе подъема, так и на фазе оживления и депрессии.
14 Отраслевой кризис затрагивает какую- либо отрасль экономики. Причинами его возникновения могут быть диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство, рост цен на сырье, приток рабочих-эмигрантов, дешевый импорт и др.
15 Аграрные кризисы, как правило, вызываются сочетанием природных факторов, недостатками в организации труда, технической отсталостью, несовершенными системами землепользования и землевладения и т. п. Аграрные кризисы отличаются продолжительностью и ацикличностью.
16 Структурный кризис порождается глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей хозяйства. Он носит длительный характер и охватывает несколько циклов. Предполагает преобразование структуры производства на новой технологической основе. Структурные кризисы могут проявляться в виде как относительного недопроизводства, так и относительного перепроизводства, сопровождать общий экономический цикл или не совпадать с ним.
17 Начиная со второй половины ХХ века, экономический цикл стал включать фактически только две фазы: рецессию и подъем. Под рецессией понимается состояние экономики, когда ВВП при неуклонном снижении становится на две четверти меньше, что свидетельствует о спаде производства или замедлении темпов его развития.
18 Со второй половины XX века механизм кризисов претерпевает существенные изменения. Процесс перепроизводства теперь сопровождается ростом цен, усилением инфляции. Это явление объясняется следующими причинами: 1.Рост государственных расходов, предполагающий дополнительную эмиссию денег, которая нарушает денежное обращение и ведет к разрастанию инфляции. 2.Особенности монополистического ценообразования. Монополии сокращают масштабы производства и таким образом предотвращают падение цен.
20 В настоящее время на характер современного цикла оказывает влияние комплекс факторов, которые приводят к изменению его качественных характеристик. К этим факторам относятся: 1. монополистическая структура рынков; 2. государственное регулирование экономики; 3. научно-технический прогресс; 4. процесс глобализации (интернационализации) производства.
21 Гос. регулирование
22 Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства: формирование правовой основы экономической деятельности; создание общественных благ; регулирование внешних (побочных) эффектов; проведение антимонопольной политики; создание инфраструктуры экономики; государственное предпринимательство; перераспределение доходов; макроэкономическая стабилизация; проведение фискальной политики; поддержка малого бизнеса; регулирование внешнеэкономической деятельности; поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно- технической и инновационной политики.
23 Средства государственного регулирования экономики можно подразделить на административные и экономические.
24 Запрещение – это запрет какой-либо деятельности, использования определенных товаров и услуг и их компонентов. Например, государство может ввести запрещение транзита, то есть следования через находящуюся под его суверенитетом территорию не угодных ему лиц, грузов и транспортных средств других государств в целях обеспечения безопасности или по другим причинам. Некоторые страны проводят политику запрета внешнеэкономических связей. Разрешение – это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, например, на ввоз и вывоз ряда то- варов (лекарств, продовольствия). Принуждение является одним из методов управления, основанным на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, несвоевре- менная уплата налогов, уменьшение налогооблагаемой базы приводят к взиманию штрафов с налогоплателыциков.
25 Кредитно-денежная политика – это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Кредитно-денежная политика включает регулирование учетной ставки; установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные организации обязаны хранить в Центральном банке и др. Бюджетно-налоговая политика сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию бюджетной, налоговой систем для реализации целей социально- экономической политики. Бюджетно-налоговая политика зависит от конкретной хозяйственной и политической ситуации, а также от стратегии экономического развития страны.
26 Государственное программирование – это долговременное, целевое регулирование экономики.
27 Государственное программирование включает разработку не только экономических, но и социальных программ. Государственное программирование может охватывать все хозяйство в целом или его отдельные отрасли, сферы (социальная сфера), регионы, отдельные группы населения и др.
28 Краткосрочные программы разрабатываются обычно на срок от 1 года до 3 лет. Среднесрочные программы охватывают период в 3–5 лет. Долгосрочные программы составляются на срок от пяти и более лет.
29 Общегосударственная программа фиксирует основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Региональные программы охватывают деятельность отдельных частей экономики. В ряде стран социально-экономическое развитие регионов осуществляется посредством регионального планирования. Целевые программы предусматривают развитие конкретных направлений (научных исследований), поддержку отдельных групп населения (пенсионеров, военнослужащих). Чрезвычайная программа разрабатывается в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии (последствия климатических, экологических катастроф, ведения военных действий, экономических кризисов).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.