Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЕкатерина Шипицына
1 Церковный раскол в 17 веке. Участники : Садыкова. С, Коротаева. Т, Папулова. У, Новопашина. Д, Дорожкина. А, Дмитрева. А, Афонасьев. А, Тимаков. М, Шалудько.Ю. Руководитель : Кузеванова. Л. Ф.
2 « Церковный раскол » – это один из видов внитрицерковной борьбы, охватывающей широкие круги верующих. Царская власть всегда нуждалась в поддержке церкви как силы, способной объединить общество, при решении вопросов внутриполитического и внешнего характера. Церковная реформа отдельными слоями населения была воспринята как изменение, ухудшение их прежнего положения. Церковный раскол стал следствием идеологических разногласий, стремлением патриарха Никона усилить свои властные позиции, сосредоточить в своих рыках не только церковную, но и светскую власть. « Шапка Мономаха ». Венец русских царей Золотой крест. XVII в.
3 После смутного времени реформа церкви стала насущной проблемой. Идеологические разногласия в разных подходах к московскому и греческому обрядам, прежде всего в перстосложении : великороссы крестились двумя перстами, греки тремя. Не реформы в церкви, которые проводил Никон, вызывали недовольство царя, а усиление его власти при дворе, что окончательно привело к расколу между Алексеем Михайловичем и патриархом. Знак царской власти держава. XVII в.
4 Большие богатства, накопленные иерархами, церквями и монастырями, огромное идеологическое влияние в обществе обусловили рост политических притязаний церкви. Деятельность Никона и его поражение ослабили Русскую православную церковь, стали прологом ликвидации патриаршества, подготовив её полное подчинение государству. Царь Алексей Михайлович ( )
5 В середине 17 века выяснилось. Что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, сохранилось много описок, искажений, изменений. Начатые в 1652 году патриархом Никоном нововведения церковной обрядности, исправление православных книг по образцу и подобию греческому привели к расколу русской церкви. ПАТРИАРХ НАДЕЯЛСЯ ЧТО В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТИХ РЕФОРМ ЦЕРКОВЬ СТАНЕТ НЕЗАВИСИМОЙ ОТ СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ.
6 Самомнение Никона, его активность росли вместе с успехами внешней политики России. Никон был способен на благоугодные дела, способствовал укреплению российского государства. Поддерживал царскую семью. За годы патриаршества Никон основал несколько монастырей. Которые хотел превратить в центры вселенского православия. Церковная реформа, по мнению патриарха Никона, способствовала бы превращению Русской церкви и российского государства в истинное православное государство. Патриарх Никон ( )
7 Политика Никона соответствовала тем новым явлениям, которые происходили в российском обществе : централизация власти, рост международного авторитета государства, подъём экономики страны. Внутрицерковная борьба появилась и в том, что Никон, столь же неуживчивый, непреклонный и беспощадный. В отличие от Аввакума, получил власть. Никоновские преобразования оказали сильное влияние на общество, следствием их стал церковный раскол в русской православной церкви. Который быстро, словно пожар. Распространился по всей России. Церковный собор 1666 г. С Никона снимают сан патриарха
8 Аввакум так же, как и Никон, выступал за преобразования в церковной жизни, за укрепления нравственности в народе. Старая Русь мыслилась Аввакумом в качестве своеобразного идеала. Аввакум, безусловно, является личностью во многих отношениях уникальной. Когда отстранили Никона, бояре, московские купцы стали просить царя о вызвалении из ссылки протопопа Аввакума. Именно в домах хранителей древней русской обрядности и благочестия Аввакум нашел себе приют, ласку, понимание. Именно в этот период он становился духовным предводителем раскола. Протопоп Аввакум ( )
9 Протопоп Аввакум, один из первых и самых жарких борцов за раскол, видел источник церковной беды, постигшей Русь, в новых западных Обычаях и в новых книгах. Неистовым приверженцем старых обрядов и веры был Аввакум. Даже под угрозой наказаний он сохранял преданность своим принципам. Во времена раскола. Художник С. В. Иванов
10 Историческая литература по данной проблеме создаёт образ Аввакума как действительно ярого сторонника сохранения старых порядков церкви. Обновлённая церковь могла играть ведущую роль в дальнейшем развитии российского общества, стержнем которого была вера предков. Боярыня Морозова. Художник В. Я. Суриков. Феодосия Морозова жена брата воспитателя царя Алексея Михайловича Б. И. Морозова осталась верна старой вере, поддерживала старообрядцев и была заключена в тюрьму, где погибла
11 Народное недовольство, протест принимали разные формы – открытые восстания, уклонения от повинностей, неподчинение властям, наконец, самосожжение и запощевание. Самосожжение раскольников
12 Жить стало плохо, так ещё и на святое посягнули – на веру. Нет, не Бывать этому ! В Сибирь или даже на костёр ! Нет жизни без истинной веры ! Патриарх Никон на соборе русских иерархов предлагает новые богослужебные книги. Начало раскола. Худ. А.Д.Кившенко
13 Изменение в церкви, которые по сути своей, в отрыве от политики властей, не имели под собой основы для конфликта, стал социальный протест. Сожжение протопопа Аввакума. Миниатюра к.17 в.
14 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.