Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВалерия Евстафьева
1 КУЛЬТУРА РОССИИ XVI ВЕКА
2 Главные события – создание централизованного государства и утверждение деспотического правления Основные идеи - идея национального объединения, идея укрепление государства, идея образования единой народности КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В XVI ВЕКЕ
3 XVI век - расцвет жанра исторические песни. Большое распространение имели и исторические предания. Песни и предания обычно посвящались выдающимся событиям того времени - взятию Казани, походу в Сибирь, войнам на Западе, либо выдающимся личностям - Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу (Песни о взятии Казани, песни об Иване Грозном, цикл песен о Ермаке) В фольклоре XVI века нередко смешиваются сюжеты киевского былинного цикла и события более близкого прошлого ( переделка былины об Илье и Идолище, и Алеше Поповиче и Тугарине в «Сказании о киевских богатырях, как ходили в Царьград и как побили цареградских богатырей» - осовремененные былины о богатырях, борющихся с Казанским и Крымским ханствами ). ФОЛЬКЛОР
4 ПРОСВЕЩЕНИЕ Основой просвещения в XVI в. была русская православная церковь. При монастырях продолжали создаваться центры книгописания, библиотеки, школы, учителями в которых чаще всего были монахи и дьяки. В число изучаемых дисциплин обычно входили: азбука, чтение, письмо, арифметика, «Часослов» (сборник м олитв), «Псалтирь» (сборник псалмов библейского царя Давида). Середина XVI в. – зарождение книгопечатания Первая типография – 1553 г. Первая типография – 1553 г г. – типография на Никольской улице Ивана Федорова и Петра Мстиславца «Апостол» (1564) и «Часослов» (книга для обучения грамоте, 1565) 1563 г. – типография на Никольской улице Ивана Федорова и Петра Мстиславца «Апостол» (1564) и «Часослов» (книга для обучения грамоте, 1565)
5 С конца XV века в развитии русской архитектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения страны. Возросли масштабы каменного строительства. Начал формироваться единый русский архитектурный стиль, в котором преобладали черты московского и псковского зодчества. АРХИТЕКТУРА
6 В 16 веке сложилась характерная для Москвы радиальная застройка Появился Китай – город, защищавший прилегающие к Красной площади слободы, появились белокаменные стены Белого города (бульварное кольцо), Земляной город (садовое кольцо). Окончательно оформился Кремлевский ансамбль МОСКВА
7 Величайший памятник русской архитектуры Московского Кремля 16 века. Построена в память об умершем царе Иване III итальянским мастером Боном Фрязиным в 1508 году. Высота 81 метр. Всего на колокольне находятся 34 колокола КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО
8 Шатровый стиль - стиль в каменном строительстве, заимствованный из деревянного зодчества. Шатровые храмы не имели внутри столбов, а вся масса здания держалась на фундаменте Архитектура 16 века отличалась разнообразием стилей, особенно в церковном зодчестве. Классические соборы соседствовали с шатровыми. ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ
9 Вознесенский шатровый храм был построен в 1532 году. Это первый каменный шатровый храм. Высота шатра 28 метров, всей церкви – 62 метра. Заложен был храм по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола – Ивана IV Предположительно строили храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 г. ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОМ
10 . Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главный храм Красной площади. Построен в середине XVI века (1555 – 1561гг.) по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска. Вокруг центрального шатра расположены восемь куполов, ни один из которых не повторяет другой по форме и рисунку. Архитекторы Постник Яковлев и Барма. Современную цветную окраску собор получил в XVII веке, первоначально был белым. ПОКРОВСКИЙ СОБОР ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
11 Развивается иконопись. В Москве была написана огромная, размером в 4 метра икона-картина «Церковь – воинствующая». В победоносном шествии русских воинов участвуют Владимир I, Александр Невский, Дмитрий Донской и др. Во главе воинства-архангел Михаил. В центре фигура византийского императора Константина. Их встречает богоматерь с младенцем. Икона символизировала победу православия над «неверными басурманами». ЖИВОПИСЬ «Церковь – воинствующая», 16 век
12 Преподобный Кирилл Белозерский в житии. Икона. 16 век. ИКОНОПИСЬ. ДИОНИСИЙ Вседержитель. Фреска гг.
13 Появляются парсуны (конец 16 века)– изображения людей, имеющие черты портретного сходства Парсуна – портрет реального лица (царя, боярина, митрополита, иногда даже купца), выполненный иконописными приемами. Парсуна конца XVI – начала XVII века, считается наиболее достоверным изображением царя Ивана Грозного, автор неизвестен, парсуна находится в Национальном музее Дании в Копенгагене ПАРСУНА
14 Памятники XVI в. русской резьбы по дереву - "Мономахов трон" Ивана Грозного в Успенском соборе, царские врата, резные иконостасы. В шитье вместо шелковых нитей используются металлические - золотые и серебряные, широко применяется жемчуг, драгоценные камни. Выдающийся памятник прикладного искусства этого времени - царский венец - шапка Мономаха, в которой впервые в истории Руси венчался в 1547 г на царство Иван IV. ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
15 Русские мастера изготовляют мелкую утварь, льют колокола. Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит Царь-пушка. Изготовлена на московском Пушечном дворе по приказу царя Федора Ивановича в 1586 году придворным литейщиком Андреем Чоховым. По калибру, который составляет 890мм, это самая большая пушка в мире. Ее вес приближается к 40 тоннам. Бронзовый ствол пушки украшен литыми фигурными фризами, орнаментальными поясами, памятными надписями и конной фигурой царя Федора Ивановича. ИСКУССТВО ЛИТЬЯ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.