Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЕвгений Тебеньков
1 Организация процессов труда по управлению коллективом Занятие седьмое – г.
2 Основные вопросы 1.Понятие и основные признаки коллектива. Виды коллективов (К). 2.Пути формирование К. 3. Конформизм и его роль в организации процесса управления К. 4.Диагностический инструментарий.
3 Понятие и основные признаки коллектива. Виды коллективов (К) Сегодня люди, как правило, работают не в одиночку, а в составе группы, объединенной по какому-то принципу, например общности территории, профессии, социальных условий, случайных обстоятельств. В рамках групп могут образовываться коалиции – подгруппы, стремящиеся оказать влияние на групповое поведение. Группа может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры с различной степенью сплоенности ее членов – от неорганизованной толпы до единого К.
4 Признаки К для группы: 1)наличие общей цели у всех ее членов; 2) психологическое признание членами группы друг друга; 3) совместные интересы, идеалы, принципы; 4) практическое взаимодействие друг с другом; 5) наличие культуры, выраженное в общих ценностях, нормах и правилах поведения.
5 Виды К Рассмотрим виды К с точки зрения практики управления. По составу К бывают: эти различия могут касаться пола, возраста, профессии, уровня образования и проч. Гомогенные (однородные) Гетерогенны (разнородные)
6 Каждый К. имеет определенную структуру ФункциональнаяПолитическая Социально- демографическая МотивационнаяПоведенческая Социально- психологическая
7 По статусу К.можно разделить на: официальные Оформлены юридически, например персонал фирмы неофициальные Взаимодействуют на нигде не зафиксированном и не объявленном желании
8 По характеру внутренних связей различают: Формальные Неформальные
9 Исходя из сроков существования К классифицируются на: временные постоянные
10 По размерам К подразделяются на: малые - члены К. поддерживают между собой не просто непосредственные, а еще и эмоциональные отношения; - обычно включают от двух до пяти человек (диады, триады, квартеты, квинтеты) большие -ниже заинтересованность и большая отдаленность исполнителя от руководителя; - легче решаются вопросы о преемственности; - экономичнее
11 Особой разновидностью К., характеризующейся повышенным единством, особо тесным сотрудничеством, координацией, частой совместной работой, является КОМАНДА. Она создается для решения конкретных задач или выполнения отдельных функций, проектов. Команда объединяет лиц с разнообразными знаниями и навыками и дает людям возможность учиться друг у друга.
12 Команда характеризуется: - ясными вдохновляющими целями; - эффективной структурой; - высокой компетентностью работников; - стремлением к хорошей работе; - внешней поддержкой; - всеобщим признанием; - опекой руководством.
13 Каждый К. вырабатывает систему социального контроля – совокупность способов воздействия на своих членов путем убеждения, предписаний, запретов, признания заслуг и т.д. Таким образом, поведение членов К. приводится в соответствие со сложившимися ценностями и стандартами деятельности. Система социального контроля опирается на привычки и обычаи.
14 Пути формирование К. Работоспособный сплоченный К. возникает не сразу, этому предшествует длительный процесс его становления и развития, успех которого определяется рядом обстоятельств, мало зависит от того, складывается К. стихийно или формируется сознательно. Прежде всего, речь идет о ясных и понятных целях предстоящей деятельности, соответствующих внутренним стремлениям людей, ради достижения которых они готовы полностью или частично отказаться от свободы решений и поступков и подчиняться групповой власти.
15 Условия успешного формирования К.: Наличие достижений Место в структуре организации Сильный руководитель (лидер)
16 Официальный К.Неофициальный К. - начало формирование – решение о создании соответствующего подразделения, оформление приказа; - определение функциональной структуры, круга обязанностей, прав и ответственности сотрудников. - «день рождение» - какое- то чрезвычайное событие или достижение некоего предела в развитии ситуации; - чувство страха или протеста толкает людей на объединение друг с другом.
17 Технические контакты и наблюдения людей друг за другом в К. приводят к симпатиям или антипатиям. Социографический метод.
18 При формировании К. (неформальный) проходит длительный процесс его организации или самоорганизации. Этапы формирования К.: 1)Преобладание в поведении людей индивидуализма. 2) Сближение людей, установление необходимых контактов. 3) Стабилизация К., формирование совместных целей и норм.
19 Производ- ственные роли ИсполнительПомощникКоординаторГенератор идейКонтролёрШлифовальщикЭнтузиастИскатель выгод
20 Конформизм и его роль в организации процесса управления К. Си влиятельность К. во многом придает илуконформизм (от лат. «подобный», «схожий») его членов, т.е. безоговорочное принятие ими существующего порядка вещей, господствующих в группе мнений, приспособление к ним на основе отказа от самостоятельных мыслей и действий.
21 Конформизм зависит от размера самого К. – наиболее силен он в первичных группах, особенно в триадах, в которых все находятся на виду друг у друга. На конформизм влияют публично взятые прежде на себя человеком обязательства поддерживать те или иные действия К., отказаться от которых ему уже трудно.
22 Диагностический инструментарий 1. Психогеометрический тест. 2. Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур. I – руководитель II – ответствен- ный исполнитель III – тревожно- мститель- ный IV– «ученые» V – интуитивный VI– «конструктор- изобретатель»
23 Литература к лекции Организация труда персонала: учебное пособие / А.А. Македошин, Э.Б. Молодькова, С.А. Перешивкин, О.А. Попазова. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, – 188с. С
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.