Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемБорис Татауров
1 Основные векторы развития системы высшего образования РФ А.Б. Соболев директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ
2 Основные тренды Мониторинг системы ВПО Новые нормы закона об образовании Распределение КЦП Перспективные проекты Независимая оценка
3 Современная структура сети вузов России Господдержка Задачи Федеральные университеты, (МГУ, СПбГУ) Национальные исследовательские университеты Вузы, реализующие программы стратегического развития Иные вузы Реиндустриализация, лидерство в регионе Международная конкурентоспособность, лидерство в науке Региональное развитие, взаимодействие с ведущими работодателями регионов Эффективность и доступность качественного образования
4 Госпрограмма развития системы образования: перспективная структура системы высшего образования 5-15 ведущих исследовательских университетов c компактными кампусами и обеспечивающими международные стандарты для студентов и профессорско-преподавательского состава Вузы - отраслевые лидеры с сильным исследовательским ядром (сосредоточение в компактных кампусах) Вузы - отраслевые лидеры с сильным исследовательским ядром (сосредоточение в компактных кампусах) Многопрофильные инфраструктурные вузы, обеспечивающие потребности экономики регионов Вузы, обеспечивающие потребности граждан в общем (гуманитарном) высшем образовании со значительной долей обучающихся на платной основе Инфраструктурные вузы Вузы общего высшего образования Глобальные университеты (международный уровень) Отраслевые вузы – лидеры (национальный уровень) Отраслевые вузы – лидеры (национальный уровень) Вузы, обеспечивающие локальный рынок (региональный и муниципальный уровни)
5 Определение группы вузов- лидеров обеспечение вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов развитие и поддержка сети ведущих университетов (МГУ, СПбГУ, федеральных и национальных исследовательских университетов), повышение эффективности реализации их программ развития Оптимизация сети учреждений высшего профессионального образования мониторинг эффективности деятельности государственных вузов разработка и реализация программы реорганизации неэффективных вузов и филиалов Формирование современной структуры сети вузов
6 Дорожная карта проекта 5/топ МЕРОПРИЯТИЯ Отбор 15 университетов для участия в мероприятиях плана Не менее 70 совместных образовательных программ Участие в программах академической мобильности не менее 25% студентов Проектирование и строительство кампусов Не менее 5 российских университетов в топ-100 международных рейтингов Не менее 15 российских университетов – в топ-300 международных рейтингов Не менее 35 российских университетов – в топ-500 международных рейтингов Доля иностранных студентов в ведущих университетах – 20% Привлечение на международном академическом рынке около 1600 исследователей и профессоров Рост публикационной активности преподавателей университетов- участников в 3 раза Кадровый резерв руководителей Международный рекрутинг Развитие международной академической мобильности в университетах Создание аспирантуры полного дня Стимулирование молодых преподавателей Развитие новых образовательных программ в университетах Развитие экспорта образования в университетах Развитие фундаментальных исследований Развитие академической кооперации с зарубежными вузами 2012 Развитие кооперации с предприятиями Аудит Продвижение университетов за рубежом* * Предоставление данных о вузах в международные рейтинги, включение научных журналов в международные базы публикаций и др. мероприятия
7 Организационная схема проведения мониторинга Формирование и утверждение перечня показателей Сбор и верификация первичных данных статистики Утверждение окончательных перечней вузов и филиалов на заседании МВК Анализ данных и подготовка предложений Показатели и критерии Перечень вузов и филиалов, имеющих признаки неэффективности Заседания рабочих групп 4 группы образовательных организаций: 1 – специфика деятельности 2 – оптимизация деятельности 3 – реорганизация 4 – несогласованные решения рабочих групп Представители отраслей Представители ГД РФ, Совета Федерации РФ 82 рабочие группы 7 рабочих дней два/три потока Более 400 человек 1- МОН, 2 – ФОИВы, 3 – регион, 4 – федеральный округ, 5 – союз ректоров new
8 Мониторинг-2012 (вузы): структура показателей Средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам подготовки бакалавров и специалистов за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами (средневзвешенное значение) Объем НИОКР в расчете на одного НПР Удельный вес численности иностранных студентов, завершивших освоение ООП ВПО, в общем выпуске студентов (приведенный контингент) Доходы вуза из всех источников в расчете на одного НПР Общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента (приведенного контингента), имеющихся у вуза на праве собственности и закрепленных за вузом на праве оперативного управления 1. Образование 2. Наука 3. Международная деятельность 4. Финансово- экономическая деятельность 5. Инфраструктура Критерий отнесения вузов к группе риска – значение 4-х или 5-ти показателей ниже порогового Пороговые значения по каждому показателю – значение показателя вуза, делящего выборку вузов пополам (отдельно определяются по выборкам вузов Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов)
9 Общие подходы к формированию показателей мониторинга Базовые показатели вузы филиалы 1.средний балл ЕГЭ студентов… 2.объем НИОКР в расчете на одного НПР 3.удельный вес численности иностранных студентов… 4.доходы вуза из всех источников в расчете на одного НПР 5.общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента… 6.Показатель, характеризующий востребованность выпускников на рынке труда (на основе данных Минтруда России) 7.Приведенный контингент 8.Доля кандидатов и докторов наук в численности работников ППС… 9.Доля работников ППС (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в общей численности ППС Вариативные показатели для вузов и филиалов: 1)физической культуры и спорта 2)сельского хозяйства 3)культуры и искусства 4)Транспорта 5)здравоохранения 6)силовых ведомств
10 Специально выделенные типы вузов, для которых могут иметь место вариативные показатели: творческие; медицинские; спортивные; сельскохозяйственные; транспорта; силовых ведомств Пример вариативных показателей для творческих вузов: 1. Образование 1.1. Средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ, и результатов творческих испытаний на обучение по очной форме по программам подготовки бакалавров и специалистов за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами (средневзвешенное значение) Объем НИОКР и средств, направленных вузами на творческие проекты, в расчете на одного НПР 2. Наука Единое требование к показателям: возможность подтверждения из официальных источников Публичность информации Критерий отнесения вузов к группе риска – значение 4-х или 5-ти показателей ниже порогового Пороговые значения по каждому показателю – значение показателя вуза, делящего выборку вузов пополам (отдельно определяются по выборкам вузов Москвы, Санкт- Петербурга, других регионов)
11 Обсуждение предложенного подхода март Заседание РСР Обсуждение на площадке РСПП Заседание Общественного совета Заседание МВК
12 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
13 Впервые на законодательном уровне выделены отдельные нормы, посвященные: сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях; использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе; организация базовых кафедр в научных организациях и на предприятиях; аспирантура как уровень ВПО; независимая оценка.
14 1)Выделение объема КЦП, распределяемого на общефедеральном уровне и на уровне субъектов РФ Соотношение объемов КЦП, распределяемых на общефедеральном конкурсе и на конкурсах, проводимых на уровне субъектов РФ Объем КЦП, распределяемых на общефедеральном конкурсе Объем КЦП, распределяемых на конкурсах, проводимых на уровне субъектов РФ Бакалавриат и специалитет 30%70% Магистратура70%30% 2) Методика установления КЦП пропорционально показателю деятельности вуза: (потенциала вуза + потенциал реализуемых ООП + трудоустройство выпускников вуза)/3 14
15 Вузы России Минобрнауки России ЗАЯВКИ КЦП Учет мнения ФОИВ через подкомиссии Учет показателей деятельности филиалов 15
16 Подходы к формированию системы профессионально-общественной аккредитации
17 Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года 599 п.4 Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением учёных Российской академии наук и международных экспертов представить в декабре 2014 г. предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии.
18 Норма федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Общественная аккредитация (аккредитация вузов) Профессионально- общественная аккредитация (аккредитация ООП)
19 Признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов соответствующих отраслей и (или) видов деятельности, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Профессионально-общественная аккредитация профессиональной образовательной программы (далее - ПОА)
20 Современное развитие ПОА АЮР ОПОРА РОССИ АИОР АККОРК Аккредитует образовательные программы с 2011г. Аккредитовано более 50 ООП Аккредитует образовательные программы с 2011г. Аккредитовано более 50 ООП Аккредитует образовательные программы с 2002г. Аккредитует вузы и программы с 2005г. Аккредитовал более 130 вузов и 1500 ООП Аккредитует вузы с 2011г. Аккредитовано более 100 вузов
21 Базовые принципы ПОА Добровольность прохождения ПОА Государство не проводит ПОА. ПОА проводят профессиональные сообщества (АЮР, Ассоциация менеджеров и т.д.), работодатели или их объединения. Вузы не проводят ПОА (принцип независимости). ПОА проводится только на программном уровне Субъекты ПОА самостоятельно определяют технологию ее проведения Государство использует в своих процедурах результаты ПОА, представленные экспертными организациями, которые вошли в соответствующий государственный регистр экспертных организаций
22 Перспективные проекты Подготовка кадров для оборонно-промышленного комплекса. Использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе. Институциональная реформа педагогического образования.
23 ПРОГРАММА «Подготовка и переподготовка квалифицированных кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса в годах»
24 Цель и задачи Программы Цель: Обеспечение современного уровня подготовки и переподготовки кадров для организаций ОПК Задачи: 1.Подготовка и переподготовка квалифицированных кадров для организаций ОПК подготовка 18 тыс. человек по программам ВПО и ДПО и 8 тыс. человек по программам СПО 2.Переподготовка управленческих кадров для организаций ОПК переподготовка 700 руководителей и руководящих сотрудников организаций ОПК 3.Профессиональная ориентация школьников по направлениям ОПК повышение среднего бала ЕГЭ абитуриентов 2
25 Формирование и развитие системы электронного образования в России
26 Социальная значимость Электронное обучение сегодня обладает недостижимыми ранее для образования уровнями доступности и открытости – Работающие люди – Люди «третьего возраста» – Люди из удаленных регионов – Люди с ограниченными возможностями – Заключенные в учреждениях ФСИН Социальные слои
27 Международный опыт В мире насчитывается более 50 электронных университетов, численность обучаемых каждого из которых превышает человек Проект Coursera, стартовавший в 2012 году, предоставил бесплатный доступ более чем к 200 курсам по различным предметам от 33 ведущих университетов мира более чем 2,3 млн. людей из 196 стран В большинстве развитых и развивающихся стран (США, Европа, Корея, Австралия, ЮАР, Сингапур и др.) eLearning признано ключевой движущей силой в развитии других отраслей и стратегическим направлением в развитии национальной системы образования В профессиональном образовании eLearning обеспечивает: принцип непрерывного образования; повышение качества и доступности образовательных услуг; соответствие потребностям инновационной экономики.
28 Основные положения закона Образовательные организации вправе использовать электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, при реализации образовательных программ различных уровней образования и направленности во всех формах получения образования и формах обучения Местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения образовательной организации независимо от места нахождения обучающихся Образовательные организации должны сформировать электронную информационно-образовательную среду, которая электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств
29 Институциональная реформа системы педагогического образования
30 Распределение вузов по группам (без вузов Москвы и С.-Петербурга)
31 31 РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ Приняло участие всего 502 вуза и 930 филиалов, из них 44 педагогических вуза и 37 филиалов 44 педагогических вуза 31 вуз с признаками неэффективности 1 группа группа группа филиалов педагогических вузов 29 филиалов с признаками неэффективности 1 группа группа - 83 группа - 21
32 32 Содержательно- технологическая перестройка НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Перестройка сети образовательных учреждений Модернизация ФГОС Совершенствование образовательных программ и образовательных технологий Опережающее повышение квалификации Разработка программ развития образовательных учреждений, подлежащих оптимизации Реорганизация неэффективных образовательных учреждений
33 Спасибо за внимание 33
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.