Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВладлена Хрушкая
1 Концепция применения ТРИЗ в педагогике Технические системы развиваются по объективно-существующим законам, эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать для сознательного совершенствования старых и создания новых технических систем. Г.С. Альтшуллер 2004 Богданова В.А.
2 В 1946 году в СССР началась работа над созданием научной технологии творчества. Автором теории решения изобретательских задач (система ТРИЗ) является Альтшуллер Генрих Саулович. Теоретической основой ТРИЗ являются законы развития технических систем, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач.
3 ТСМ ТРИС ЗРТС ТРИЗ
4 Формирование культуры мышления 1. Направленность на развитие воображения как главного компонента творческого мышления 2. Упражнения по развитию воображения выполняются по специально разработанным алгоритмам в соответствии с требованиями системно- функционального подхода, что создает, помимо развивающего, еще и обучающий эффект 3. Наличие системы проблемных ситуаций на выявление противоречий. Решение этих проблем осуществляется по алгоритму решения проблемных ситуаций (АРПС).
5 Технология ТРИЗ Теоретическая база Стремление технической (а в целом и любой другой) системы к увеличению степени идеальности Рабочие механизмы Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) Система изобретательских стандартов Информационный фонд Инструментарий Противоречие Идеальный Конечный Результат Ресурсы
6 Творческая задача Проблема с нечетко заданными условиями Проблема, содержащая некое противоречие Проблема, допускающая не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных Изобрета- тельская задача Исследова- тельская задача Конструк- торская задача Прогнозная задача Задача с достраива- емым условием
7 Как решать задачи с помощью ТРИЗ Определить тип задачи Сформулировать к задаче Противоречие и Идеальный Конечный Результат Выявить вещественно-полевые Ресурсы Применить приемы и способы по разрешению Противоречий Проанализировать решение Исследовательская (КАК БЫТЬ?) Изобретательская (ПОЧЕМУ? КАК ПРОИСХОДИТ?) Ресурсы Поля Ресурсы Вещества Ресурсы Информации Ресурсы Времени Противоречия могут быть разрешены: Во времени В структуре В воздействиях Система сама выполняет нужное действие, не допуская при этом нежелательных эффектов
8 Последовательность работы учителя по конструированию творческих задач (биология) Исходный факт Текст задачи Противоречие Идеальный конечный результат Многие арктические рыбы способны существовать в холодных водах морей при температуре – 1,8°С Как известно температура воды в арктических морях может быть ниже нуля (однако она не замерзает из-за высокой солености). Как существуют в этих условиях рыбы? Почему не замерзают жидкости их организма? Температура тела рыбы зависит от температуры окружающей среды (воды), но не должна быть ниже 0°С. Рыбы сами обладают способностью не замерзать. Ресурсы Организм рыбы сам синтезирует особое вещество, понижающее точку замерзания. Функцию «биологического антифриза» выполняют гликопротеиды.
9 Исходный факт Текст задачи Противоречие Идеальный конечный результат С помощью компьютера мы можем перемножать многозначные числа. Составить универсальную программу для печати произведения любых двух многозначных чисел. Произведение двух многозначных чисел может превысить максимально допустимое значение, что приведет к возникновению ошибки (переполнению). ПрограммаПрограмма, позволяющая перемножать многозначные числа, исключая аварийную ситуацию переполнения. Ресурсы Выполнение процедуры умножения многозначных чисел сводится к оперированию отдельными цифрами Последовательность работы учителя по конструированию творческих задач (информатика)
10 Узнавание модели в условии Прямое применение модели Исследоват ельские задачи Применение эффекта или явления Применение нескольких моделей
11 Использование игры «Да-Нет» при обучении ТРИЗ Постановка проблемы они легко понимаются слушателями, изменяя условия задачи, можно изменять ее сложность и размытость постановки, как правило, в них нет узкоспециальной информации, слушатели обладают всей информацией, необходимой для их решения, построение задач для игры в "Да-Нет" возможно на любом материале. Описание игры "Да" "Нет" "И да, и нет "Это не существенно Об этом нет информации" Типы задач Определить значение признака (атрибута) Задачи с линейными атрибутами Задачи с географическими атрибутами Описание объекта Задачи-ситуации Изобретательские Объяснительные
12 РАЗВИВАЮЩАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПСИХОКОРРЕКТИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.