Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемОльга Яхонтова
1 Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии И. А. Колесниковой
2 Индикаторы парадигмальной принадлежности педагога: Его мировоззрение, определяющее понимание природы человека и закономерностей его развитияЕго мировоззрение, определяющее понимание природы человека и закономерностей его развития Смысловые доминанты профессионального бытия и целевые установки учебно-воспитательной деятельностиСмысловые доминанты профессионального бытия и целевые установки учебно-воспитательной деятельности Ориентация и истоки формирования системы профессионально-педагогических ценностей и критериев оценкиОриентация и истоки формирования системы профессионально-педагогических ценностей и критериев оценки Характер взаимодействия участников педагогического процессаХарактер взаимодействия участников педагогического процесса
3 Историко-генетический анализ, отмечает И.А. Колесникова, позволил ей на протяжении развития всего мирового педагогического процесса обнаружить наличие трех возникших в разное время парадигмальных пространств.
4 Генетически самой древней, по мнению И.А. Колесниковой, является педагогическая парадигма, которую она называет парадигмой традиции. Эта парадигма соответствует модели образования, ограничено вплетенной в традиционный уклад жизни людей, и составными элементами традиции как наиболее устойчивой, стабилизирующей составляющей механизма социального наследования. От ученика требовалось абсолютное беспрекословное подчинение учителю, который руководил его физическим, психическим, нравственным развитием.
5 Генетически более поздней, чем парадигма педагогики традиции, но более привычной и понятной для нас, является, по мнению И.А. Колесниковой, научно- технократическая парадигма образования. Она базируется на ценностных представлениях о существовании объективной истины, которые строятся на конкретно- историческом, доказанном, научно обоснованном и практически апробированном знании. Это знание обезличено, усреднено, ограничено рамками научно-технического прогресса, и чем дальше, тем быстрее оно устаревает.
6 Такая парадигма обращает педагога к объективной реальности, заставляя именно из нее, а не из конкретного человека, черпать основные ценности и смыслы. Объективное, точное знание и четкие правила его передачи ученику становятся главной профессиональной ценностью учителя. Такая парадигма обращает педагога к объективной реальности, заставляя именно из нее, а не из конкретного человека, черпать основные ценности и смыслы. Объективное, точное знание и четкие правила его передачи ученику становятся главной профессиональной ценностью учителя.
7 В отличие от двух рассмотренных типов педагогических парадигм гуманитарная парадигма образования, связанная, по мнению И.А. Колесниковой, с именами Сократа, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, Д. Дьюи, В.С. Библера, формировалась по мере реализации стремления человечества проникнуть в глубины субъективного мира.
8 В ее рамках основной педагогической ценностью становится конкретный человек с его уникальным внутренним пространством и индивидуально- специфическим процессом познания, что определяет приоритетную значимость субъективированного, персонифицированного, индивидуально окрашенного знания, всегда имеющего автора.
9 Для учителя оказывается значимым каждый ученик в любом его состоянии, ибо для него важны не конкретное знание или качество опыта, а стоящие за ними переживания, отношения, оценки, вектор индивидуального развития, уникальный жизненный путь. Одной из центральных проблем гуманитарной педагогики становится необходимость решения задачи, связанной с вовлечением ребенка в процесс самостоятельного поиска истины.
10 В схеме педагогических парадигм И.А. Колесниковой прослеживается стремление развести «хорошие» и «плохие» парадигмальные модели образования. Так, парадигма педагогики традиции представлена окрашенной в романтико- экзотические тона, парадигма научно-технократической педагогики – в негативные антиличностные, а гуманитарной – в подчеркнуто позитивные гуманистические тона.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.