Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемobr-travino.narod.ru
1 «Возрождение духовности» /История Иванчугских церквей/ Исследовательская работа по программе «Летопись родного края» МОУ «Иванчугская СОШ» Шавашов Евгений ученик 8 класса Шавашов Евгений ученик 8 класса Научный руководитель: Научный руководитель: Чугунова Галина Сергеевна, учитель истории. Чугунова Галина Сергеевна, учитель истории.Консультант Чернышева Е.В., учитель информатики.
2 СОДЕРЖАНИЕ: I. ВВЕДЕНИЕ. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Краткая история рождения села. Упоминание о первой иванчугской часовни. Рождение храмов. Судьба последнего храма. История иконы Федоровской Богоматери. III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. IV. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ. История предков всегда любопытна для тех, кто достоин иметь Отечество … М.Карамзин
3 Однажды мне на глаза попала статья «Утерянная святыня» из местной газеты. Но не сама статья вначале привлекла мое внимание, а старая, потертая временем фотография. На ней был изображен великолепный храм, а ниже подпись «Храм Святой Троицы в селе Иванчуг.1902 г». Меня даже жаром обдало: так это же мое родное село! Я немного знал историю родного села из материалов стендов в кабинете истории, из рассказов односельчан и моей бабушки, но об этом храме я даже и не слышал. Однажды мне на глаза попала статья «Утерянная святыня» из местной газеты. Но не сама статья вначале привлекла мое внимание, а старая, потертая временем фотография. На ней был изображен великолепный храм, а ниже подпись «Храм Святой Троицы в селе Иванчуг.1902 г». Меня даже жаром обдало: так это же мое родное село! Я немного знал историю родного села из материалов стендов в кабинете истории, из рассказов односельчан и моей бабушки, но об этом храме я даже и не слышал. С огромным интересом я вчитывался в строки статьи. И чем дальше читал, тем больше вопросов возникало. В статье говорилось, что небольшое поселение уже можно было считать селом, если в нем находилась небольшая церквушка. Человек начинал свой жизненный путь со своего крещения в церкви, и в последний путь его провожали через церковь. Не значит ли это, что именно церковь - тот духовный стержень, утратив который, человек теряет душу, а это значит и духовность, чуткость и многие другие человеческие качества. С огромным интересом я вчитывался в строки статьи. И чем дальше читал, тем больше вопросов возникало. В статье говорилось, что небольшое поселение уже можно было считать селом, если в нем находилась небольшая церквушка. Человек начинал свой жизненный путь со своего крещения в церкви, и в последний путь его провожали через церковь. Не значит ли это, что именно церковь - тот духовный стержень, утратив который, человек теряет душу, а это значит и духовность, чуткость и многие другие человеческие качества. ВВЕДЕНИЕ
4 Материал статьи был слишком мал, чтобы ответить на все мои вопросы. И тогда я решил найти более подробные сведения об иванчугском храме. Я постарался пересмотреть в Астраханском государственном архиве все, что связано с историей храма. Материал оказался очень любопытным. Материал статьи был слишком мал, чтобы ответить на все мои вопросы. И тогда я решил найти более подробные сведения об иванчугском храме. Я постарался пересмотреть в Астраханском государственном архиве все, что связано с историей храма. Материал оказался очень любопытным.
5 Село Иванчуг оказалось одним из самых ранних на Нижней Волге. Уже при Иване Грозном были учуги (деревянные забойки для ловли крупной рыбы) на реках Иванчуг и Бурунтай. Село Иванчуг оказалось одним из самых ранних на Нижней Волге. Уже при Иване Грозном были учуги (деревянные забойки для ловли крупной рыбы) на реках Иванчуг и Бурунтай. В 1568 году был основан присланным в Астрахань игуменом Кириллом Астраханский Троицкий монастырь. Ему принадлежали воды Волги от Чагана до моря с буграми, лесами, протоками Хмелевской, Истубой и Карасой. В 1568 году был основан присланным в Астрахань игуменом Кириллом Астраханский Троицкий монастырь. Ему принадлежали воды Волги от Чагана до моря с буграми, лесами, протоками Хмелевской, Истубой и Карасой. Монастырь быстро строился и рос. Он имел свои рыбные лавки, струги, дощаники, соляные озера. Но самым дорогим богатством были учуги. Наиболее уловистым из всех учугов Троицкого монастыря считался Иванчуг. Монастырь быстро строился и рос. Он имел свои рыбные лавки, струги, дощаники, соляные озера. Но самым дорогим богатством были учуги. Наиболее уловистым из всех учугов Троицкого монастыря считался Иванчуг. К концу XVI века на Бурунтаевском бугре было уже довольно много монахов, которые, живя здесь на высоком удобном месте, следили за своими монастырскими учугами – Иванчугским, Бурунтаевским и другими, за ловцами и за рыбой для монастыря. Монахи Троицкого монастыря могли иметь в городе торговые лавки и беспошлинно в них торговать, строить суда. Монахи зорко следили за ходом работ на рыбных промыслах. Стоило кому- либо нанести малейший ущерб доходам монастыря, как в Москву летели челобитные. К концу XVI века на Бурунтаевском бугре было уже довольно много монахов, которые, живя здесь на высоком удобном месте, следили за своими монастырскими учугами – Иванчугским, Бурунтаевским и другими, за ловцами и за рыбой для монастыря. Монахи Троицкого монастыря могли иметь в городе торговые лавки и беспошлинно в них торговать, строить суда. Монахи зорко следили за ходом работ на рыбных промыслах. Стоило кому- либо нанести малейший ущерб доходам монастыря, как в Москву летели челобитные. У ч у г и ( с о с т а р и н н о г о р и с у н к а ). ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Краткая история рождения села
6 В 1636 году в Иванчуге побывал известный Голштинский посол Олеарий, и по его описаниям в Иванчуге уже была часовня. 14 октября 1636 года у него в «описании» дословно записано следующее: «После обеда достигли мы часовни Иванчуг, в тридцати верстах от Астрахани. За этой часовней находится главное место рыболовства, называемое учуг и принадлежащее Троицкому монастырю в Астрахани». Это свидетельство очевидца дает неопровержимое доказательства лишь того, что первая часовня в Иванчуге была построена не позже 1663 года, и нисколько не опровергает того мнения, что эта или такая же часовня существовала здесь гораздо раньше, только не было путешественника или кого- либо еще, который бы записал о ней в свой дневник. 2. Упоминание о первой иванчугской часовни.
7 Царь Алексей Михайлович в 1646 году подтвердил грамотой, что Иванчугский учуг и Троицкий бугор принадлежат монастырю. Заручившись такой важной грамотой, монахи Троицкого монастыря построили в Иванчуге в 1655 году церковь Святой Живоначальной Троицы для ловцов-разночинцев и переселенцев, которые жили при учуге. В 1670 году здесь побывал Степан Разин и оставил в дар церкви чудотворную икону Федоровской Богоматери. Этот храм существовал до 1797 года. Сначала он стоял при учуге на столбах – сваях. Затем, когда здание пришло в негодность из-за постоянного затопления водой, священники обратились с просьбой к епархиальному начальству о разрешении построить новый храм. После долгого ожидания было получено разрешение. В нем было сказано: «Состоящую при астраханской Троицкой церкви приделанную Харлампиевскую церковь, как ненужную, перенести на Иванчугский учуг и поставить там на Канычинском бугре во имя св. Троицы, а старую разломать и употребить на ограду». 3. Рождение храмов.
8 Но нужно заметить, что Харлампиевская церковь была сооружена в 1728 году и во время перенесения по клировой ведомости числилась уже ветхой. Поэтому, конечно же, была недолговечной. Но нужно заметить, что Харлампиевская церковь была сооружена в 1728 году и во время перенесения по клировой ведомости числилась уже ветхой. Поэтому, конечно же, была недолговечной. С 1831 года Иванчуг был объявлен приходским селом. Забота о храме легла на местных прихожан. Было решено строить новый храм. В 1844 году храм был построен и освящен с именем Святой Троицы. Церковь эта была деревянная с такой же колокольней. «Стоит на каменном фундаменте, обнесена каменной оградой, теплая. Престолов в ней три: главный – во имя Святой Троицы, правый придел в честь Федоровской Богоматери, а левый в честь трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Еще имеются три часовни, построенные на старых местах прежних храмов». С 1831 года Иванчуг был объявлен приходским селом. Забота о храме легла на местных прихожан. Было решено строить новый храм. В 1844 году храм был построен и освящен с именем Святой Троицы. Церковь эта была деревянная с такой же колокольней. «Стоит на каменном фундаменте, обнесена каменной оградой, теплая. Престолов в ней три: главный – во имя Святой Троицы, правый придел в честь Федоровской Богоматери, а левый в честь трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Еще имеются три часовни, построенные на старых местах прежних храмов». Не очень долго существовал третий храм. Жителям острова Иванчуга угрожала опасность быть смытыми водой – им нужно было уходить на другое место. На храм нашлись покупатели и перенесли его в Караванное, а иванчугцы сделали себе новый, четвертый, на новом месте в 1884 году, куда в очередной раз была перенесена икона Богоматери. Не очень долго существовал третий храм. Жителям острова Иванчуга угрожала опасность быть смытыми водой – им нужно было уходить на другое место. На храм нашлись покупатели и перенесли его в Караванное, а иванчугцы сделали себе новый, четвертый, на новом месте в 1884 году, куда в очередной раз была перенесена икона Богоматери. Фрагмент панорамы.
9 Четвертый и последний Иванчугский храм Святой Троицы был краше других храмов, самый красивый. (Именно его фотографию я и увидел на страницах газеты.) Четвертый и последний Иванчугский храм Святой Троицы был краше других храмов, самый красивый. (Именно его фотографию я и увидел на страницах газеты.) Сам храм был деревянный, обложенный кирпичом. Кресты и купола (1 купол большой и 2 меньших размеров) покрыты золотом. Была построена и колокольня. Сам храм был деревянный, обложенный кирпичом. Кресты и купола (1 купол большой и 2 меньших размеров) покрыты золотом. Была построена и колокольня. В 1930-е годы церковь закрыли, а в 1939 году из Астрахани приехали люди с приказом о снесении церкви. В этот же год ее и стали ломать. Так как церковь была сделана из сруба, ее растаскивали по бревнышку. Купала и кресты снимали и переплавляли. Иконы рубили и отдавали морякам на дрова. Правда, часть икон иванчугцы сохранили у себя. Спасена была и чудотворная Федоровская икона Богоматери, помолиться к которой приезжали люди со всей России и из-за рубежа. В 1930-е годы церковь закрыли, а в 1939 году из Астрахани приехали люди с приказом о снесении церкви. В этот же год ее и стали ломать. Так как церковь была сделана из сруба, ее растаскивали по бревнышку. Купала и кресты снимали и переплавляли. Иконы рубили и отдавали морякам на дрова. Правда, часть икон иванчугцы сохранили у себя. Спасена была и чудотворная Федоровская икона Богоматери, помолиться к которой приезжали люди со всей России и из-за рубежа. Троицкая церковь в селе Иванчуг. 4. Судьба последнего храма.
10 В 1670 году, вскоре после захвата Астрахани, Степан Разин в сопровождении нескольких тысяч восставших побывал на Иванчугском учуге. Здесь он сделал себе флот и весной начал свой поход в Персию. В 1670 году, вскоре после захвата Астрахани, Степан Разин в сопровождении нескольких тысяч восставших побывал на Иванчугском учуге. Здесь он сделал себе флот и весной начал свой поход в Персию. В церкви Иванчуга Разин оставил икону Федоровской божьей матери. «Сей образ во имя божьей матери Федоровской с того времени и доныне находится в местном храме с тем украшением, какое было на нем», - так было написано в церковной летописи иванчугской церкви в 1875 году. В церкви Иванчуга Разин оставил икону Федоровской божьей матери. «Сей образ во имя божьей матери Федоровской с того времени и доныне находится в местном храме с тем украшением, какое было на нем», - так было написано в церковной летописи иванчугской церкви в 1875 году. Эта икона была точной копией чудотворной иконы Федоровской Богоматери, с 1239 года хранившейся в одном из храмов г. Костромы. Она особенно почеталась царским домом Романовых, так как ее считали покровительницей родоначальника Романовых Михаила Федоровича, а значит и всей династии. Эта икона была точной копией чудотворной иконы Федоровской Богоматери, с 1239 года хранившейся в одном из храмов г. Костромы. Она особенно почеталась царским домом Романовых, так как ее считали покровительницей родоначальника Романовых Михаила Федоровича, а значит и всей династии. Древнейшие копии ее были в Городецком монастыре, в Ярославле, в Нижнем Новгороде, в Моршанске и в Астраханской губернии в Иванчугской церкви. Древнейшие копии ее были в Городецком монастыре, в Ярославле, в Нижнем Новгороде, в Моршанске и в Астраханской губернии в Иванчугской церкви. Та копия иконы, что хранилась в Иванчуге, была скорее всего вывезена С.Разиным из какого-то храма Костромской губернии. Та копия иконы, что хранилась в Иванчуге, была скорее всего вывезена С.Разиным из какого-то храма Костромской губернии. По описанию священника И.Орлова, Иванчугская икона действительно была древней. Он пишет, что, судя по живописи, она написана в начале XVI или даже XV века, написана на сосновой доске. Живопись была лишь немного потерта. Желая сохранить ее еще надолго, служители иванчугской церкви покрыли ее стеклом в 1900 году. По описанию священника И.Орлова, Иванчугская икона действительно была древней. Он пишет, что, судя по живописи, она написана в начале XVI или даже XV века, написана на сосновой доске. Живопись была лишь немного потерта. Желая сохранить ее еще надолго, служители иванчугской церкви покрыли ее стеклом в 1900 году. Икона была украшена серебряно-золотой ризой, в которой с окладом и массивным венцом было весу более 16 кг. Риза с украшениями: на венце бриллиантовый крест из 12 камней, на самой ризе 3 звезды: одна бриллиантовая, другая – изумруд, осыпанный бриллиантами, третья – изумруд, осыпанный алмазами. Ценная риза сделана в конце XIX века, венец сохранился древний. Икона была украшена серебряно-золотой ризой, в которой с окладом и массивным венцом было весу более 16 кг. Риза с украшениями: на венце бриллиантовый крест из 12 камней, на самой ризе 3 звезды: одна бриллиантовая, другая – изумруд, осыпанный бриллиантами, третья – изумруд, осыпанный алмазами. Ценная риза сделана в конце XIX века, венец сохранился древний. 5. История иконы Федоровской Богоматери.
11 Эта древняя икона два с половиной века как святыня хранилась в Иванчугском храме. В летнее время тысячи приезжих богомольцев молились перед чудотворной иконой и отходили с облегченным сердцем и с новой силой для перенесения недугов тельных и недугов житейских. Эта древняя икона два с половиной века как святыня хранилась в Иванчугском храме. В летнее время тысячи приезжих богомольцев молились перед чудотворной иконой и отходили с облегченным сердцем и с новой силой для перенесения недугов тельных и недугов житейских. Местный священник И.Орлов утверждал, что село Иванчуг с 14 марта до глубокой осени с чудотворной иконой составлял средоточие религиозной жизни Астраханского края. Местный священник И.Орлов утверждал, что село Иванчуг с 14 марта до глубокой осени с чудотворной иконой составлял средоточие религиозной жизни Астраханского края. Когда в 30-е годы стали закрывать сельские церкви и очередь подходила к церкви Святой Троицы в Иванчуге, настоятель церкви Федор Лушпаев вывез ночью чудотворную икону из церкви, ночью же ее доставили в город, а оттуда отвезли в Киев. Лушпаев (сын) будто бы слышал от кого-то, что эта икона была вывезена за границу. Но как, кем и при каких обстоятельствах – неизвестно. Когда в 30-е годы стали закрывать сельские церкви и очередь подходила к церкви Святой Троицы в Иванчуге, настоятель церкви Федор Лушпаев вывез ночью чудотворную икону из церкви, ночью же ее доставили в город, а оттуда отвезли в Киев. Лушпаев (сын) будто бы слышал от кого-то, что эта икона была вывезена за границу. Но как, кем и при каких обстоятельствах – неизвестно.
12 Я собирал материал к этой работе не один месяц. Очень хотелось восполнить еще одну забытую страницу летописи родного села. Я собирал материал к этой работе не один месяц. Очень хотелось восполнить еще одну забытую страницу летописи родного села. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, «в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО» (В.М.Песков). Любить Отечество невозможно заставить с помощью законов. Любовь надо воспитывать. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, «в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО» (В.М.Песков). Любить Отечество невозможно заставить с помощью законов. Любовь надо воспитывать. Поэтому я хочу оставить свою работу в родной школе, чтобы материал можно было использовать на классных часах, на внеклассных мероприятиях. Поэтому я хочу оставить свою работу в родной школе, чтобы материал можно было использовать на классных часах, на внеклассных мероприятиях. И может со временем и в нашем селе восстановится тот духовный стержень, который поможет нам снова обрести духовность, чуткость и милосердие. И может со временем и в нашем селе восстановится тот духовный стержень, который поможет нам снова обрести духовность, чуткость и милосердие. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
13 Архивные материалы: Архивные материалы: Указы из губернаторской канцелярии Астраханской рыбной конторы. Основание: ГААО Ф.614. Оп.1 Д.104 Лл. 170 Высочайшие указы и рапорты должностных лиц на учуги Астраханской рыбной конторы (январь – декабрь 1746). Основание: ГААО Ф.614. Оп.1 Д.309 Лл Описание церквей в Астраханском уезде. Основание: ГААО Ф.857 Оп.1 доп. Д.4 Лл.26об.-31. «Астраханские епархиальные ведомости» 1902 г. 7, 11, 14; 1909 г. 2; 1913 г. 7; 1915 г. 24 «Ключаревская летопись» 1887 г. Марков А.С. «Найдено в Астрахани» г.Волгоград 1988 г. Марков А.С. «По следам Степана Разина» г.Волгоград 1980 г. Марков А.С. «Чудотворные и особо чтимые астраханские иконы» г.Волгоград 1988 г. Орлов И. «Село Иванчуг и его святыня» г.Астрахань 1902 г. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.