Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемНадежда Якиманская
1 Расчет Индекса TRUST МСБ (Семнадцатая волна) Подготовлено для Национального банка ТРАСТ
2 Содержание Методология исследования 3 Основные выводы 7 Расчет Индекса TRUST МСБ 8 Посещение социальных сетей и реклама 21 Приложение. Основные распределения 25 2
3 Методология исследования Изучение динамических изменений Индекса малого и среднего бизнеса (МСБ) в России Цель исследования Телефонные интервью Метод исследования Представители предприятий МСБ (собственники, наемные менеджеры высшего звена) Целевая аудитория Всероссийская выборка представителей МСБ строится согласно квотам по следующим признакам: географическому (12 «типичных» регионов); категориям бизнеса; видам экономической деятельности. Выборка исследования* 29 ноября – 19 декабря 2010 г. Сроки полевых работ * Согласно реальному распределению компаний малого и среднего бизнеса по регионам России (данные Росстата) в Санкт- Петербурге располагается значительно больше предприятий в сравнении с остальными выбранными регионами. Поэтому выборка по Санкт-Петербургу была искусственно занижена. В дальнейшем при расчетах исходные данные были взвешены с учетом поправочного коэффициента, позволяющего скорректировать неравномерность географического распределения организаций малого и среднего бизнеса и добиться репрезентативных результатов. 3
4 География и выборка исследования Региональное распределение В основе формирования географии выборочной совокупности – исследование инвестиционной привлекательности регионов Рейтингового агентства Эксперт ( Согласно его результатам, в России выделяются несколько устойчивых групп регионов. Для проведения исследования из каждой группы регионов было выбрано по два типичных региона, представляющих все федеральные округа. * Количество респондентов в каждом из регионов рассчитывалось по невзвешенной базе Регионы – «локомотивы» 549 «Опорные» регионы 328 Регионы – «полюса роста» 171 Регионы – «точки роста» 80 Регионы с неопределившимися перспективами 85 «Проблемные» регионы 64 Общий размер выборки1277* 4 В декабрьской волне исследования произошла замена регионов опроса и данные этой волны исследования не могут быть включены в динамический ряд.
5 Схема отнесения компаний к субъектам бизнеса *Если компания согласно двум рассматриваемым критериям соответствует разным субъектам бизнеса, то такая организация относилась к большей категории бизнеса N=752 N=403 N=122 ** Количество респондентов в каждой из категорий бизнеса рассчитывалось по невзвешенной базе Критерии определения Категории МСБ МикробизнесМалый бизнесСредний бизнес Численность сотрудников До 15 человек человек человек Оборот предприятия1 – 13,5 млн. рублей13,5 – 81 млн. рублей81 – 405 млн. рублей 5
6 Распределение предприятий по видам экономической деятельности Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 65 Рыболовство, рыбоводство 3 Добыча полезных ископаемых 2 Производство (в т.ч. обрабатывающее) 151 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 13 Строительство 117 Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 610 Гостиницы и рестораны 20 Транспорт и связь 63 Операции с недвижимым имуществом; аренда и предоставление услуг 180 Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 2 Образование 9 Здравоохранение и предоставление социальных услуг 10 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 32 ИТОГО 1277* К субъектам малого и среднего бизнеса не относятся коммерческие организации следующих видов деятельности: кредитные организации, инвестиционные фонды, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, участники соглашений о разделе продукции, нерезиденты РФ. * Количество респондентов в каждой из сфер экономической деятельности рассчитывалось по невзвешенной базе. 6
7 Основные выводы 7 По результатам исследования в декабре 2010 года, TRUST Индекс малого и среднего бизнеса равен 115 пунктам. При этом индекс ожиданий (120) выше индекса текущего состояния (110), что свидетельствует об оптимистичном настрое представителей российского МСБ. При сравнении данных с результатами предыдущих волн исследования по другим регионам можно отметить более высокое декабрьское значение TRUST Индекса МСБ: 115 пунктов в декабре и 107 пунктов в сентябре. Индекс текущего состояния в 110 пунктов также выше сентябрьского в 94 пункта. Индекс ожиданий в обеих волнах равен 120. Значение TRUST Индекса МСБ тем выше, чем крупнее бизнес: для категории микропредприятий он равен 110 пунктам, для малых 115 и для средних пунктов. Наибольшие различия с последними волнами исследования несет Индекс текущего состояния, значение которого выше сентябрьского по всем трем типам бизнеса, что и оказало основное влияние на более высокое значение TRUST Индекса МСБ в декабре. Минимальное значение индекса в 114 пунктов отмечено в регионах с неопределившимися перспективами, а максимальное в 119 пунктов в регионах - «точках роста». TRUST Индекс МСБ регионов-«локомотивов» равен значению по всей выборке- 115 пунктов, причем разница между Индексом текущего состояния и Индексом ожиданий в этом типе регионов минимальна (5 пунктов). Это говорит о том, что ситуация в таких регионах более стабильная, а предприниматели более ясно представляют, что их ждет в ближайший год. По каждому из типов регионов можно отметить положительную разницу с предыдущей волной. Около 60% опрошенных представителей МСБ не зарегистрированы в социальных сетях. Самыми популярными сайтами являются «Вконтакте» и «Одноклассники». Основную долю составляют активные пользователи, посещающие сети каждый день или почти каждый день. Однако, для сайтов Twitter.com и Livejournal.com наибольший процент тех, кто пользуется сайтом несколько раз в неделю. 55% пользователей проявляют внимание к рекламе в социальных сетях (39% иногда и 16% всегда). В регионах – «полюсах роста» и «точках роста» представители МСБ менее склонны обращать внимание на рекламу.
8 РАСЧЕТ ИНДЕКСА TRUST МСБ 8
9 Методика расчета Индекса TRUST Индекс МСБ Индекс текущего состояния Изменение объема рынка (0,2) Развитие бизнеса (0,2) Индекс ожиданий Изменение объема инвестиций (0,3) Изменение взаимодействия с властью (0,1) Планы по кредитованию (0,2) I (Index) = w i (P i -N i +100%) w i – весовые коэффициенты, отражающие степень влияния соответствующего показателя на общее состояние малого и среднего бизнеса; P i – доля положительных ответов; N i – доля отрицательных ответов. Сумма весовых коэффициентов равна единице w i =1. * в скобках указаны весовые коэффициенты формуле Расчет показателей осуществляется по формуле: P>N P
10 TRUST Индекс МСБ 115 Индекс текущего состояния 110 Изменение объема рынка – 111 (0,2) Развитие бизнеса – 96 (0,2) Индекс ожиданий 120 Изменение объема инвестиций – 135 (0,3) Изменение взаимодействия с властью – 98 (0,1) Планы по кредитованию – 111 (0,2) TRUST Индекс МСБ. Вся выборка 10 Август 2008 Ноябрь 2008 Февраль 2009 Май 2009 Август 2009 Ноябрь 2009 Февраль 2010 Июнь 2010 Сентябрь 2010 Декабрь 2010
11 TRUST Индекс МСБ 110 Индекс текущего состояния 107 Изменение объема рынка – 107 (0,2) Развитие бизнеса – 106 (0,2) Индекс ожиданий 112 Изменение объема инвестиций – 132 (0,2) Изменение взаимодействия с властью – 99 (0,2) Планы по кредитованию – 106 (0,2) TRUST Индекс МСБ. Микробизнес 11 Август 2008 Ноябрь 2008 Февраль 2009 Май 2009 Август 2009 Ноябрь 2009 Февраль 2010 Июнь 2010 Сентябрь 2010 Декабрь 2010
12 TRUST Индекс МСБ 115 Индекс текущего состояния 111 Изменение объема рынка – 115 (0,2) Развитие бизнеса – 108 (0,3) Индекс ожиданий 119 Изменение объема инвестиций – 135 (0,2) Изменение взаимодействия с властью – 96 (0,1) Планы по кредитованию – 114 (0,2) TRUST Индекс МСБ. Малый бизнес 12 Август 2008 Ноябрь 2008 Февраль 2009 Май 2009 Август 2009 Ноябрь 2009 Февраль 2010 Июнь 2010 Сентябрь 2010 Декабрь 2010
13 TRUST Индекс МСБ 130 Индекс текущего состояния 127 Изменение объема рынка – 127 (0,2) Развитие бизнеса – 126 (0,3) Индекс ожиданий 132 Изменение объема инвестиций – 142 (0,2) Изменение взаимодействия с властью – 103 (0,1) Планы по кредитованию – 135 (0,2) TRUST Индекс МСБ. Средний бизнес 13 Август 2008 Ноябрь 2008 Февраль 2009 Май 2009 Август 2009 Ноябрь 2009 Февраль 2010 Июнь 2010 Сентябрь 2010 Декабрь 2010
14 TRUST Индекс МСБ 115 Индекс текущего состояния 112 Изменение объема рынка – 113 (0,2) Развитие бизнеса – 111 (0,2) Индекс ожиданий 117 Изменение объема инвестиций – 130 (0,3) Изменение взаимодействия с властью – 98 (0,1) Планы по кредитованию – 108 (0,2) TRUST Индекс МСБ. Регионы – «локомотивы» 14 Август 2008 Ноябрь 2008 Февраль 2009 Май 2009 Август 2009 Ноябрь 2009 Февраль 2010 Июнь 2010 Сентябрь 2010 Декабрь 2010
15 TRUST Индекс МСБ 115 Индекс текущего состояния 104 Изменение объема рынка – 104 (0,2) Развитие бизнеса – 105 (0,2) Индекс ожиданий 126 Изменение объема инвестиций – 145 (0,3) Изменение взаимодействия с властью – 198 (0,1) Планы по кредитованию – 112 (0,2) TRUST Индекс МСБ. «Опорные» регионы 15 Август 2008 Ноябрь 2008 Февраль 2009 Май 2009 Август 2009 Ноябрь 2009 Февраль 2010 Июнь 2010 Сентябрь 2010 Декабрь 2010
16 TRUST Индекс МСБ 118 Индекс текущего состояния 109 Изменение объема рынка – 114 (0,2) Развитие бизнеса – 105 (0,2) Индекс ожиданий 126 Изменение объема инвестиций – 140 (0,3) Изменение взаимодействия с властью – 98 (0,1) Планы по кредитованию – 121 (0,2) TRUST Индекс МСБ. Регионы – «полюса роста» 16 Август 2008 Ноябрь 2008 Февраль 2009 Май 2009 Август 2009 Ноябрь 2009 Февраль 2010 Июнь 2010 Сентябрь 2010 Декабрь 2010
17 TRUST Индекс МСБ 119 Индекс текущего состояния 115 Изменение объема рынка – 113 (0,2) Развитие бизнеса – 117 (0,2) Индекс ожиданий 122 Изменение объема инвестиций – 138 (0,3) Изменение взаимодействия с властью – 101 (0,1) Планы по кредитованию – 107 (0,2) TRUST Индекс МСБ. Регионы – «точки роста» 17 Август 2008 Ноябрь 2008 Февраль 2009 Май 2009 Август 2009 Ноябрь 2009 Февраль 2010 Июнь 2010 Сентябрь 2010 Декабрь 2010
18 TRUST Индекс МСБ 114 Индекс текущего состояния 105 Изменение объема рынка – 113 (0,2) Развитие бизнеса – 98 (0,2) Индекс ожиданий 122 Изменение объема инвестиций – 133 (0,3) Изменение взаимодействия с властью – 99 (0,1) Планы по кредитованию – 119 (0,2) TRUST Индекс МСБ. Регионы с неопределившимися перспективами 18 Август 2008 Ноябрь 2008 Февраль 2009 Май 2009 Август 2009 Ноябрь 2009 Февраль 2010 Июнь 2010 Сентябрь 2010 Декабрь 2010
19 TRUST Индекс МСБ 117 Индекс текущего состояния 106 Изменение объема рынка – 108 (0,2) Развитие бизнеса – 103 (0,2) Индекс ожиданий 127 Изменение объема инвестиций – 133 (0,3) Изменение взаимодействия с властью – 109 (0,1) Планы по кредитованию – 129 (0,2) TRUST Индекс МСБ. «Проблемные» регионы 19 Август 2008 Ноябрь 2008 Февраль 2009 Май 2009 Август 2009 Ноябрь 2009 Февраль 2010 Июнь 2010 Сентябрь 2010 Декабрь 2010
20 TRUST Индекс МСБ. Сводная таблица TRUST Индекс МСБ Индекс текущего состояния Индекс ожиданий ВСЯ ВЫБОРКА Микробизнес Малый бизнес Средний бизнес Регионы – «локомотивы» «Опорные» регионы Регионы – «полюса роста» Регионы – «точки роста»* Регионы с неопределившимися перспективами* «Проблемные» регионы* * Показатели по данным группам следует считать ориентировочными из-за недостаточной наполненности выборки в регионах. 20
21 ПОСЕЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И РЕКЛАМА 21
22 Посещение социальных сетей и реклама 22 Данные указаны в % Base: все респонденты, 1280 В каких социальных сетях Вы зарегистрированы?
23 Посещение социальных сетей и реклама 23 Данные указаны в % Частота посещения социальных сетей
24 Посещение социальных сетей и реклама 24 Данные указаны в % Base: все респонденты, 462 Частота внимания к рекламе в социальных сетях *На диаграмме отмечены сайты изданий, набравшие не менее 10% ответов респондентов
25 ПРИЛОЖЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ 25
26 География продаж организаций (1) 26 Основная часть предприятий МСБ реализует продукцию в том городе, где непосредственно функционирует, и/или в родном регионе. Base: все респонденты, 1280
27 27 География продаж организаций* (2) Продукция/услуги продаются в нашем городе Продукция/услуги продаются в нашем регионе Продукция/услуги продаются в др. российских регионах Продукция/услуги экспортируются в другие страны В целом по выборке Производство, издательско- полиграфическая деятельность Строительство Оптовая и розничная торговля; ремонт Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Значение значимо выше, чем среднее по выборке - Значение значимо ниже, чем среднее по выборке * Представлены данные только по тем группам, выборка по которым является достаточной для анализа.
28 Продукция/услуги продаются в нашем городе Продукция/услуги продаются в нашем регионе Продукция/услуги продаются в др. российских регионах Продукция/услуги экспортируются в другие страны В целом по выборке Микро бизнес Малый бизнес Средний бизнес Регионы-локомотивы Опорные регионы Регионы-полюса роста Регионы-точки роста* Регионы с неопределившимися перспективами* Проблемные регионы* География продаж организаций (3) * Показатели по данным группам следует считать ориентировочными из-за недостаточной наполненности выборки в регионах.
29 29 Длительность существования организации на рынке (1) Base: все респонденты,1280 Средний возраст компании на рынке - 7 лет.
30 30 Средний возраст компании ( ) Средний возраст компании ( ) Средний возраст компании ( ) Средний возраст компании ( ) Средний возраст компании ( ) Средний возраст компании ( ) Средний возраст компании ( ) В целом по выборке Категории бизнеса Микробизнес Малый бизнес Средний бизнес Регионы Регионы- локомотивы Опорные регионы Регионы- полюса роста Регионы-точки роста* Регионы с неопределив- шимися перспективами* Проблемные регионы* Длительность существования организации на рынке (2) * Показатели по данным группам следует считать ориентировочными из-за недостаточной наполненности выборки в регионах.
31 объемрынка Q1. Как Вы считаете, изменился ли объем того сектора рынка, на котором Вы работаете, за последний год? (%) В ЦЕЛОМ МИКРОБИЗНЕС МАЛЫЙ БИЗНЕС СРЕДНИЙ БИЗНЕС Оценка текущего состояния. Различия по субъектам бизнеса ВЫРОС НЕ ИЗМЕНИЛСЯ СОКРАТИЛСЯ - Значение значимо выше, чем среднее по выборке - Значение значимо ниже, чем среднее по выборке
32 объемрынка Q1. Как Вы считаете, изменился ли объем того сектора рынка, на котором Вы работаете, за последний год? (%) РЕГИОНЫ- «ЛОКОМОТИВЫ» «ОПОРНЫЕ» РЕГИОНЫ РЕГИОНЫ- «ПОЛЮСА РОСТА» Оценка текущего состояния. Различия по экономическому положению регионов ВЫРОС НЕ ИЗМЕНИЛСЯ СОКРАТИЛСЯ
33 объемрынка Q1. Как Вы считаете, изменился ли объем того сектора рынка, на котором Вы работаете, за последний год? (%) Оценка текущего состояния. Различия по экономическому положению регионов 33 РЕГИОНЫ С НЕОПРЕДЕЛИВШИМИСЯ ПЕРСПЕКТИВАМИ РЕГИОНЫ- «ТОЧКИ РОСТА» ПРОБЛЕМНЫЕ РЕГИОНЫ ВЫРОС НЕ ИЗМЕНИЛСЯ СОКРАТИЛСЯ
34 В ЦЕЛОМ МИКРОБИЗНЕС МАЛЫЙ БИЗНЕС СРЕДНИЙ БИЗНЕС Оценка текущего состояния. Различия по субъектам бизнеса 34 Q2. Как Вы оцениваете состояние Вашего бизнеса в течение последнего года? (%) УЛУЧШИЛОСЬ НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ УХУДШИЛОСЬ
35 РЕГИОНЫ- «ЛОКОМОТИВЫ» «ОПОРНЫЕ» РЕГИОНЫ РЕГИОНЫ- «ПОЛЮСА РОСТА» Оценка текущего состояния. Различия по экономическому положению регионов 35 Q2. Как Вы оцениваете состояние Вашего бизнеса в течение последнего года? (%) УЛУЧШИЛОСЬ НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ УХУДШИЛОСЬ
36 УЛУЧШИЛОСЬ НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ УХУДШИЛОСЬ Оценка текущего состояния. Различия по экономическому положению регионов 36 РЕГИОНЫ С НЕОПРЕДЕЛИВШИМИСЯ ПЕРСПЕКТИВАМИ РЕГИОНЫ- «ТОЧКИ РОСТА» ПРОБЛЕМНЫЕ РЕГИОНЫ Q2. Как Вы оцениваете состояние Вашего бизнеса в течение последнего года? (%)
37 В ЦЕЛОМ МИКРОБИЗНЕС МАЛЫЙ БИЗНЕС СРЕДНИЙ БИЗНЕС Оценка ожиданий. Различия по субъектам бизнеса 37 объем инвестиций Q3. Как Вы считаете, как изменится объем инвестиций в Ваш бизнес в течение ближайшего года? (%) ВОЗРАСТЕТ НЕ ИЗМЕНИТСЯ СОКРАТИТСЯ
38 РЕГИОНЫ- «ЛОКОМОТИВЫ» «ОПОРНЫЕ» РЕГИОНЫ РЕГИОНЫ- «ПОЛЮСА РОСТА» Оценка ожиданий. Различия по экономическому положению регионов 38 объем инвестиций Q3. Как Вы считаете, как изменится объем инвестиций в Ваш бизнес в течение ближайшего года? (%) СОКРАТИТСЯ ВОЗРАСТЕТ НЕ ИЗМЕНИТСЯ
39 Оценка ожиданий. Различия по экономическому положению регионов 39 РЕГИОНЫ С НЕОПРЕДЕЛИВШИМИСЯ ПЕРСПЕКТИВАМИ РЕГИОНЫ- «ТОЧКИ РОСТА» ПРОБЛЕМНЫЕ РЕГИОНЫ объем инвестиций Q3. Как Вы считаете, как изменится объем инвестиций в Ваш бизнес в течение ближайшего года? (%) ВОЗРАСТЕТ НЕ ИЗМЕНИТСЯ СОКРАТИТСЯ
40 В ЦЕЛОМ МИКРОБИЗНЕС МАЛЫЙ БИЗНЕС СРЕДНИЙ БИЗНЕС Оценка ожиданий. Различия по субъектам бизнеса 40 Q4. Как Вы считаете, как изменится взаимодействие Вашей организации с местными органами власти в течение ближайшего года? (%) СТАНЕТ ПРОЩЕ НЕ ИЗМЕНИТСЯ СТАНЕТ СЛОЖНЕЕ
41 РЕГИОНЫ- «ЛОКОМОТИВЫ» «ОПОРНЫЕ» РЕГИОНЫ РЕГИОНЫ- «ПОЛЮСА РОСТА» Оценка ожиданий. Различия по экономическому положению регионов 41 Q4. Как Вы считаете, как изменится взаимодействие Вашей организации с местными органами власти в течение ближайшего года? (%) СТАНЕТ ПРОЩЕ НЕ ИЗМЕНИТСЯ СТАНЕТ СЛОЖНЕЕ
42 Оценка ожиданий. Различия по экономическому положению регионов 42 РЕГИОНЫ С НЕОПРЕДЕЛИВШИМИСЯ ПЕРСПЕКТИВАМИ РЕГИОНЫ- «ТОЧКИ РОСТА» ПРОБЛЕМНЫЕ РЕГИОНЫ Q4. Как Вы считаете, как изменится взаимодействие Вашей организации с местными органами власти в течение ближайшего года? (%) СТАНЕТ ПРОЩЕ НЕ ИЗМЕНИТСЯ СТАНЕТ СЛОЖНЕЕ
43 В ЦЕЛОМ МИКРОБИЗНЕС МАЛЫЙ БИЗНЕС СРЕДНИЙ БИЗНЕС Оценка ожиданий. Различия по субъектам бизнеса 43 Q5. Планируете ли Вы привлекать кредиты на развитие бизнеса в течение ближайшего года? (%) ПЛАНИРУЕМ В БОЛЬШОМ ОБЪЁМЕ НЕ ПЛАНИРУЕМ ПЛАНИРУЕМ В МЕНЬШЕМ ОБЪЁМЕ
44 РЕГИОНЫ- «ЛОКОМОТИВЫ» «ОПОРНЫЕ» РЕГИОНЫ РЕГИОНЫ- «ПОЛЮСА РОСТА» Оценка ожиданий. Различия по экономическому положению регионов 44 Q5. Планируете ли Вы привлекать кредиты на развитие бизнеса в течение ближайшего года? (%) ПЛАНИРУЕМ В БОЛЬШОМ ОБЪЁМЕ НЕ ПЛАНИРУЕМ ПЛАНИРУЕМ В МЕНЬШЕМ ОБЪЁМЕ
45 Оценка ожиданий. Различия по экономическому положению регионов 45 РЕГИОНЫ С НЕОПРЕДЕЛИВШИМИСЯ ПЕРСПЕКТИВАМИ РЕГИОНЫ- «ТОЧКИ РОСТА» ПРОБЛЕМНЫЕ РЕГИОНЫ Q5. Планируете ли Вы привлекать кредиты на развитие бизнеса в течение ближайшего года? (%) ПЛАНИРУЕМ В БОЛЬШОМ ОБЪЁМЕ НЕ ПЛАНИРУЕМ ПЛАНИРУЕМ В МЕНЬШЕМ ОБЪЁМЕ
46 КОМАНДА РОМИР Спасибо! 46
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.