Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАльбина Шубина
1 Образование 2030 Результаты первого этапа российского форсайта
2 Образование 2030: Основные выводы Масштабные изменения в образовании неизбежны в ближайшие годы Образование будет непрерывным, повсеместным, человеко-ориентированным, представленным множеством форм Трансформация образования – возможность для роста бизнеса и экономики, инструмент влияния на глобальном рынке. Государство и общество может поддержать или блокировать эти возможности.
3 Этап 1 ( ): «Закрытие дырок» Этап 2 ( ): «Запрос на практичность» Этап 3 ( ): Альтернативы набирают силу Этап 4 ( ): Слом / ликвидация традиционных моделей образовательной системы Образование 2030: Основные выводы Максимум внимания государства и проф. сообщества к наступающим изменениям Максимум бизнес-возможностей нового сектора ЭТАПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
4 МегатрендыТехнологии Смена дискурса Школа ВУЗ Пост- ВУЗ ОБРАЗОВАНИЕ 2030 Форматы Бизнес- возможности Политики Образование 2030: Структура
5 Образование 2030: Легенда карты «Все в сети» Стабильная деградация «Викификация» Основной тренд Вспомогательный / результирующий тренд Событие / формат / решение Момент наступления события
6 МЕГАТРЕНДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБРАЗОВАНИЕ
7 «Мегаавария» Новая индустриализация «Местечковость» (DIY) Пересмотр обществ. договора «Викификация» Лидерство Азии «Азиатчина» «Новые старые» политика экономика культура и наука демография Мегатренды: Карта
8 Мегатренды: Общественный договор К 2014 году: кульминация конфликта между авторитарным и демократическим путем развития в России С 2015: «Викификация»: распространение форм сетевой саморегуляции общества (при выходе на «демократическую ветку»)
9 Мегатренды: Новая индустриализация К концу 2010-х: запуск новой «кондратьевской волны» технологий, перестройка / перетряска экономик : «Мегаавария»: возможная технологическая катастрофа, усиливающая переключение на новые технологии : «Местечковость»: распространение DIY-культуры (на базе 3D-печати и smart-технологий) и снижение роли «традиционных» корпораций
10 Мегатренды: Лидерство Азии В результате масштабной урбанизации и целевых инвестиций в человеческий капитал азиатские страны становятся крупнейшими рынками науки и культуры: Китай – в конце 2010-х Индия – к концу 2020-х С 2015: «Азиатчина»: переключение бизнеса и образования на обслуживание спроса Китая, Индии и региона
11 Мегатренды: «Новые старые» С 2010-х и далее: старение населения, рост среднего класса и рост качества здравоохранения ведут к формированию массового и растущего класса социально, физически и умственно активных людей старше 60 лет
12 ТЕХНОЛОГИИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБРАЗОВАНИЕ
13 ИКТ «Все в сети» «Точка бога» «Шестое чувство» Умная Среда Когнитивные и биотех «Психоразрыв» HTTP-2 Новые материалы 3D производство (DIY) Графеновая революция Киберизация Технологии: Карта 2я психоделическая революция
14 К 2016: в результате развития ШПД и беспроводного доступа >90% населения страны присутствует в Интернете Технологии: «Все в сети» 2018: Минимальный (бесплатный) доступ в Сеть дает государство К : Обязательный универсальный идентификатор личности в Интернете
15 Технологии: «Точка бога» 2022: В результате развития цифровых и мобильных технологий вся поддающаяся оцифровке информация (в т.ч. культурное наследие и описания технологий) хранится в Сети и доступна из любой точки планеты 2020: Принципиальный пересмотр моделей управления знаниями, включая науку, образование и управление архивами
16 Технологии: «Шестое чувство» и «Умная Среда» 2023: В результате развития RFID и минитюаризации: развитие «телесных» интерфейсов (прототип: MIT MediaLab Sixth Sense) и отказ от компьютеров как «специальных отдельных объектов» распространение Умной Среды – любой объект в физическом пространстве может присутствовать в Сети : «Графеновая революция» поддерживает развитие «умных материалов» для Умной Среды
17 Технологии: Когнитивная революция : Массовизация когнитивных технологий (технологии обмена информацией «нервная система– компьютер–сеть» + нано- и биотехнологии для усиления возможностей нервной системы) 2017: «Психоразрыв»: разделение пользователей и не-пользователей «когнитивных» продуктов 2022: HTTP-2 (Human Thought Transfer Protocol): возникновение протоколов прямого обмена информацией между нервными сетями через Сеть. 2020: Вторая психоделическая революция (поддерж. био-DIY)
18 ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
19 Стабильная деградация Школа: Карта «Культурный разрыв» «Психоразрыв» «Культура самостоятельности» Цифровой разрыв Внешнее давление на школу Внесистемное образование Учителя-непедагоги Массовое надпредметное образование Пересмотр моделей
20 Школа: Стабильная деградация До : Деградация учителей (непрестижно, бедно, «худшие кадры») Ухудшение качества учеников: плохое здоровье, плохая подготовка в семье, снижение мотивации к учебе, «империя клавиш» Школа нужна в основном как «камера хранения» детей Демографический спад и «сворачивание» школьной системы идут параллельно, делая ухудшение менее заметным
21 Школа: «Культурный разрыв» 2010-е: Расширение разрыва между «цифровыми» учениками и «нецифровыми» учителями : «Психоразрыв» : «Культура самостоятельности»: развитие форм ранней социализации, включающих во взрослую жизнь (предприниматели и пр.) Поддерживается ростом культуры DIY, доступными экономиками игровых вселенных, международной сертификацией и трансформацией ЕГЭ
22 Школа: Внешнее давление на Систему : Развитие внесистемного образование и рост его доступности благодаря сети : Учителя-непедагоги : Запрос от работодателей на развитие надпредметного образования для среды с возрастающей неопределенностью Государство теряет стратегическое влияние на Школу, удерживая только административные и хозяйственные функции
23 Карта форматов: Школа агрегаторы репетиторов (с рейтингами учителей) программы развития толерантности усиление клубов как альтернатив школе (в т.ч. клубы на брэндах) школы- технопарки и корпоративные УЦ «игровая экономика», молодежные биржи труда, «трудовое портфолио» учащихся сетевые «дворцы пионеров» (наука и DIY) учителя как наставники «школы вне школы» 24/7 «глобальные классы» «дальний друг», «аватар» и другие формы ИКТ-решений для наставников онлайн- образование + городские игры- квесты обучение на основе симуляций реальности и когнитивных технологий школа как игровое пространство
24 Школа: Смена дискурса Школьная Система Учителя учат учеников Профессиональные педагоги «Школа» как множество форм обучения Учителя как наставники, «учителя» и «ученики» взаимно обучаются Профессионалы как педагоги Школа (традиционная) – «для жизни» (Традиционная) школа – для неудачников
25 ВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
26 Глобальная конкуренция за студентов ВУЗ: Карта Стабильная деградация Цифровой разрыв Поддержка образовательных инноваций Мобильные технологии, индивидуальные треки Прозрачность обучения и оценки Давление работодателей «Приватизация» Междисциплинарные специалисты Развитие форм оценки для эфф.отбора сотрудников Давление государства Инноватика Толерантность Смена парадигмы: приход Цифрового поколения 1й эшелон
27 ВУЗ: Стабильная деградация До : Рост разочарования студентов в вузовском образовании: неинтересно и неполезно (продолжается) «Культурный разрыв»: Цифровое поколение студентов компетентнее своих преподавателей (продолжается) Переход качественных преподавателей в альтернативное образование и смежную деятельность (продолжается) 2020: Момент пересмотра доминирующей модели ВУЗа в связи с приходом к власти в ВУЗах Цифрового поколения
28 ВУЗ: Давление работодателей С 2010-х: «приватизация» систем подготовки вследствие неудовлетворенности качеством (и ответственностью) выпускников 2012: развитие форм оценки для более эффективного отбора работников 2013: возрождение профобразования в форме бакалавриатов [вероятный провал реформы к 2025] 2015: начало подготовки меж- и транс- дисциплинарных специалистов
29 ВУЗ: Факторы внешнего давления Глобализация образовательной системы, конкуренция за студентов (продолжается) Давление государства : отбор ВУЗов «первого эшелона», получающих поддержку и финансирование для трансформации : запрос на решение проблем инновационного развития в разрезе страны / регионов (рост требований к инновационной деятельности) : решение проблем интеграции мигрантов и роста толерантности
30 ВУЗ: Поддержка образовательных инноваций С 2010-х: рост числа «профессоров- непедагогов» из корпораций : Легитимизация новых форм обучения как части подготовки студентов (дистантные, мобильные и др.) Легитимизация индивидуальных образовательных траекторий Прозрачность образовательного процесса (обучение и оценка), в т.ч. начало он-лайн трансляции защит
31 Карта форматов: ВУЗ развитие форматов технопарков интеграция мобильных и онлайн технологий в образование средне- специальное образование в бакалавриатах активное присутствие регионов и бизнесов как заказчиков новые образцы: университет Сколково, Олимпийский университет смешанные специальности индивидуальные траектории и «электронный тьютор» онлайн-трансляция защит «авторские мастерские» образование с фокусом на «форматы мышления» преподаватели как наставники практико- ориентированное обучение (создание бизнесов или карьера) переход на компетентностную оценку новые университеты как «холдинги» студентов (с фокусом на формирование команд)
32 ВУЗ: Смена дискурса Студенты учатся Профессора учат ВУЗ как структура, независимая от студентов «Студенты» используют пространство ВУЗа как ресурс саморазвития в проф. и бизнес- деятельности Профи подбирают под себя команды ВУЗ как «холдинг» студентов
33 ПОСТ-ВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
34 Пост-ВУЗовское образование: Карта Корпоративизация проф. образования КУ как игроки рынка образования ИТ-компании как лидеры рынка образования Сращение консалтинга и б-школ Спрос на аутентичность Взрывное развитие форм личного образования Обучение предпри- нимательству Смена потреб. модели: самоценность образования Рост образования для стариков, для женщин и др. Конвергенция бизнес- и личного образования Образование как способ реинтеграции семьи Образование для решения личностных кризисов
35 Пост-ВУЗовское образование: Корпоративизация В 2010-е: рост корпоративных университетов и доминирование транснациональных корпораций на глобальных рынках корпоративного образования 2015: Корпоративные университеты становятся активными игроками образовательного рынка 2018: ИКТ-компании становятся лидерами глобального рынка корпоративного образования
36 Пост-ВУЗовское образование: Конвергенция К 2015: начало конвергенции бизнес-школ, тренинговых и консалтинговых компаний Предпосылка конвергенции: рост спроса на самореализацию 2010-е: Обучение (социальному) предпринимательству как бизнес- и личностное развитие «в одном флаконе» : Альянсы лидеров рынка бизнес-образования и консалтинга К : конвергенция бизнес- и личностного образования
37 Карта форматов: Корпоративное пост-ВУЗовское образование бизнес-школы: сращение с технологическими ВУЗами обучение (внутрикор- поративному) предприни- мательству конвергенция бизнес- образования и личностного пост-ВУЗовского образования корпоративные университеты как игроки рынка образовательных услуг бизнес-школы как «агенты развития» общества слияние бизнес- школ, консалтинга и тренинговых компаний осн. решения для рынка корп. образования от ИКТ-компаний
38 Пост-ВУЗовское образование: Взрывное развитие личностного образования Крупнейшие сегменты в х: образование под запросы работающих женщин, родителей, «новых старых» и др : Совместное образование поколений как способ реинтеграции семьи 2020: Образование как способ решения личностных кризисов («среднего возраста», «старения» и др.)
39 Карта форматов: Личностное пост-ВУЗовское образование «взрослый сад»: детскость и творчество у взрослых баркемпы и TED-форматы в образовании обучение (соц) предприни- мательству форматы семейного (межпоколен- ческого) образования «родитель-ское портфолио», «успешный родитель» и другие программы поддержки рождаемости множество форм образования для «новых старых» «основание» (передача историй жизни стариков для будущих членов семьи) образование для преодоления экзистенциальных кризисов
40 Пост-ВУЗовское образование: Смена дискурса Прагматичное образование Образование как обучение С возрастом: снижение спроса на образование Образование вне семьи Образование как способ жизни Нахождение аутентичности С возрастом: увеличение спроса на образование Семья собирается через образование
41 ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМ
42 Дошкольное* Изменение образования Пост-ВУЗовское ВУЗы Школы * Не рассматривалось в рамках Форсайта Образование По материалам Форсайта Детство 2030
43 Откуда придут изменения Систем Образовательная Система * В числе заказчиков сам человек семья работодатели государство организации (культ., религ., этнич. и др.) Новые требования заказчиков* Развитие альтернатив и глобальная конкуренция Изменение приоритетов государства Внутрисистемные инновации
44 Этап 1: «Закрытие дырок» Этап 2: «Запрос на практичность» Этап 3: Альтернативы набирают силу Этап 4: Слом / ликвидация традиционных моделей образовательной системы ЭТАПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ Этапы трансформации Систем Система неэффективна, проблемы решаются внесистемным образованием (напр. репетиторы, клубы по интересам и пр.) и решениями ad hoc Давление со стороны государства и бизнеса приводит к развитию «практичных» решений (внимание к нуждам экономики и общества) Альтернативы, поддержанные технологическими решениями, систематически демонстрируют большую эффективность Самораспад или пересборка образовательных систем под реальность пост- информационного общества
45 БИЗНЕСЫ И ПОЛИТИКИ
46 Карта (некоторых) бизнес-возможностей Новые (техно) решения для общепринятых систем оценки Образование внутри социальных сетей Детско-юношеские клубы вокруг брэндов Библиотеки образовательного контента с персональными треками Модели «страхового образования» Решение проблем здоровья школьников Помощь в профориентации как выборе стиля жизни Франшизы на схемы образования Сервис образовательной навигации Учебные системы на основе дополненной реальности» Замена с бумажных учебников на электронные Программы смены профиля для учительско- преподавательского состава Обслуживание новых мировых лидеров (азиатские экономики) Переориентация образовательной системы на обучение растущего класса «новых старых» Сбор и анализ данных об образовательных траекториях «Алмазные буквари» (персональные образовательные системы с ИИ)
47 Общие форматы для разных уровней образовательной системы навигационные системы по образованию и развитию Франшизы на схемы образовательных услуг учебные системы на основе «дополненной реальности» интеграция «игровых вселенных» и образования игра как доминирующая форма обучения обучение психотипам (через игры / симуляторы) обучение в группах, связанных нейросетью
48 Карта политик: Государство подход «деньги следуют за учеником» во всей сфере образования, включая дополнительное (в т.ч. введение именного счета учащегося) ( ) либерализация свободы учебных учреждений в выборе бюджетной политики ( ) независимые аттестационные центры: отделение функции аттестации от образовательных учреждений (2014) принятие ИТ- стандартов для нового образования (2015) разделение хоз.-админ. и образовательной деятельности учебных учреждений (2014) изменения в законе об авторском праве и в законе о персональных данных ( ) международная поддержка выхода образовательных инноваторов на глобальные рынки (2018) трансформация ЕГЭ в систему независимых общественных институтов ( ) обязательное образовательное госстрахование (2018) господдержка разработок в области когнитивных технологий для образования ( ) изменения в пенсионной системе: вознаграждение пропорционально кол-ву и кач-ву детей ( )
49 Карта политик: Профессиональное сообщество и общество выработка альтернатив для деградирующей школьной / вузовской системы, воспитание лидеров новых образовательных институтов ( ) разработка ИКТ-стандартов для нового образования ( ) продвижение программ обучения навыкам будущего ( ) международная кооперация в области образовательных инноваций ( ) консолидация спроса на новое образование через самоорганизацию онлайн-сообществ родителей ( ) формирование института «образовательных адвокатов» в интересах ученика / студента ( ) создание Фонда «Новая школа» поддержки новаторских пед. сообществ (2012) ОБЩЕСТВО ПРОФ. СООБЩЕСТВО
50 Триггеры: факторы, переключающие сценарии : Смена или консервация политического строя? : Изменения в законодательстве об авторском праве и защите персональных данных? : Блокировка или поддержка «контр-прогрессивных» коалиций? (отн. новых образовательных технологий, в т.ч. когнитивных) 2017: Изменения в Трудовом Кодексе – возможность раннего интеллектуального труда?
51 «Черные лебеди»: неожиданные события, которые могут все поменять : Неожиданные ИКТ/био/нано/когнито технологии : Глобальный экономический кризис в связи с новой «кондратьевской» волной : Угроза распада России? : Угроза войны с Китаем?
52 ПРИЛОЖЕНИЕ
53 VIII/10IX/10X/10XI/10XII/10 авг-окт 2010: Метавер: предварительный анализ материалов (в т.ч. более 30 международных форсайт- исследований), разработка технологии Rapid Foresight и формирование предпосылок окт: сессия Rapid Foresight на EduCamp10 (150 участников) окт-ноя 2010: Метавер: обработка результатов, подготовка отчета 3 дек: первая презен- тация на образова- тельной конферен- ции Intel 19 дек: эксперт- ная сессия Метавера: крити- ческий разбор доклада Процесс создания Форсайта
54 Лидеры направлений Форсайта Дмитрий Песков, Метавер (технологизация Rapid Foresight, Технологии, Форматы, Политики) Илья Савчук, Метавер (Школа, Форматы) Павел Лукша, МШУ СКОЛКОВО, Метавер (Мегатренды, Пост-ВУЗ, Форматы, Политики, редактура) Михаил Кожаринов, Солинг, Метавер (ВУЗ, Форматы, Политики, редактура) Елена Каратаева, ГК ПРОГРЕССОР (Пост-ВУЗ, Форматы)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.