Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемТарас Солдаткин
1 Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала Укрупнение дидактических единиц УДЕ (М.П.Эрдниев) Учитель химии МБОУ «Тучковская сош 3» Сафонова В.П.
2 Основная идея: Знания предъявляются ученику крупным блоком, во всей системе внутренних и внешних связей, с последующей детализацией
3 Принципы организации усвоения знаний: Совместное изучение противоположных и исходных понятий, действий, операций, взаимосвязанных тем и разделов учебной программы. Метод обратных задач – основа технологии. Обеспечение единства процессов решения и составления задач В систему упражнений необходимо включать обращённые задания, в которых искомым элементом последовательно выступает каждый элемент данной задачи. Для развития мышления важен прежде всего процесс преобразования одной задачи в другую
4 Дидактическая единица усвоения представляет основную «клеточку» учебного процесса, относительно самостоятельную ступень учебной деятельности Она должна обладать устойчивостью к сохранению в памяти и служить как бы генетической затравкой для последующего наращивания новых знаний вокруг исходного начала
5 УДЕ- локальная система понятий, объединённых на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации Учащимся предлагается: Изучать одновременно взаимно обратные действия и операции: составление уравнений реакций присоединения и отщепления, нахождение массы по количеству вещества и количества вещества по массе и т.п. Сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно: прямая и обратная реакции, периодические и линейные зависимости в изменении свойств химических элементов и веществ, противоречивые факты, прямые и обратные задачи Сопоставлять родственные и аналогичные понятия Сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения задач
6 Лейтмотив урока: Важно не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставлять исходную форму знаний видоизменённой. Изучать не всё понемногу, а многое об одном, о главном, постигая многообразие в целом
7 Ключевой элемент технологии УДЕ - упражнение - триада Элементы упражнения рассматриваются на одном занятии: Исходная задача Обратная задача Обобщение
8 В работе над упражнением (задачей) выделяются четыре последовательных и взаимосвязанных этапа: 1. Анализ условия 2. Выполнение упражнения 3. Проверка ответа (контроль) 4. Переход к родственному, но более сложному упражнению Таким образом основной формой упражнения должно стать многокомпонентное задание, образующееся из нескольких логически разнородных частей.
9 При работе над задачами целесообразно использовать приём повторяемости условия задачи ( в серии задач последующая отличается от предыдущей лишь одним каким- либо элементом) * облегчается переход от одной задачи к другой * информация, полученная при решении предыдущей задачи, помогает в поиске решения последующих задач * этот приём особенно полезен слабоуспевающим и медлительным детям
10 первый шаг Вычислите количество вещества сульфида алюминия, образующегося при сплавлении алюминия количеством вещества 1 моль с серой, взятой с избытком n =1моль n= х моль 2Al + 3S = Al 2 S 3 n= 2 моль n = 1 моль n( Al)/ n(Al 2 S 3 ) = 2 /1 второй шаг
11 Второй шаг. Составление и решение аналогичной задачи Заполнить вторую и третью строки таблицы и сформулировать задачу по данным каждой строки 2Al + 3S = Al 2 S 3 5моль х моль х моль Х моль 6 моль х моль Х моль х моль 4 моль
12 Третий шаг. Составление и решение обратной задачи. Заполнить четвёртую строку таблицы и сформулировать задачу по предложенным данным 2Al + 3S = Al 2 S 3 5 моль х моль х моль х моль 6 моль х моль х моль х моль 4 моль Четвёртый шаг. Составление задачи по элементам, общим с элементами исходной задачи. Возвращаемся к первой «готовой» задаче и меняем вопрос
13 aA + bB = cC n1n1 n 2 =x n 1 /n 2 = a/c n 2 = n 1 c/a m = x aA + bB = cC n1n1 n 2 - ? n 1 /n 2 = a/c m 2 = n 2 x M 2 n 2 = n 1 c/a Выч. массу сульфида алюминия, образующегося при сплавлении алюминия количеством вещества 1 моль с серой Вычислите количество сульфида алюминия, полученного при сплавлении алюминия количеством вещества 1 моль с серой 2Al + 3S = Al 2 S 3 5 моль - m = х г - 6 моль m = x г m = x г m = x г 4 моль
14 Решение комбинированной задачи Вычислите массу сульфида алюминия, образующегося при сплавлении алюминия массой 27 г с серой, взятой в избытке. m1m1 m 2 = x aA + bB = cC n 1 - ? n 2 - ? n 1 / n 2 = a /c n 2 = n 1 c/a m 2 = n 2 x M 2 n 1 = m 1 / M 1 2Al + 3S = 2Al 2 S 3 54г m = x г m = x г m = x г 32 г m = x г m = x г m = x г 15 г
15 Взаимосвязанные задачи сливаются в группу родственных задач как крупную единицу усвоения ( триада задач ). Девять задач преобразуются в один тип, что приводит к обобщению приёмов рассуждения.
16 Опорные схемы Дано: m (n, V, w) продукта или реагента. Найти: m (n, V,w) другого продукта или реагента. 1. Составление уравнения реакции aA + bB cC + dD a моль b моль с моль d моль 2. Нахождение n (А или В) или n (С илиD) n = m/M или n = V/Vm 3. Нахождение искомых количеств веществ по уравнению реакции путём составления и решения пропорций n(A)/a = n(B)/b или n(A)/a = n(D)/d и т.д. n(A) = (n(B) x a) : b = (n(D) x a) : d и т.д. 4. Нахождение величин, требуемых по условию (m, V, n): m = M x n V = Vm x n W = m/m(р-ра) х 100%
17 n= m/M n = V/Vm n = N/NA Вещество М n m число число объём молекул атомов 0, 4 моль 6,4г 23 3* * 10 5,6 л SO 2 NH 3 O3O3 CO 2 N2ON2O
18 Результативность Появляется возможность сократить время изучения материала Происходит более глубокое понимание учебного материала учащимися, за счёт выявления большого количества логических связей в нём Обеспечивается более эффективное усвоение материала темы, в результате высвободившегося время на его закрепление
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.