Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемИнесса Поликушина
1 Актуальные вопросы охраны авторского права и смежных прав
2 Близнец Иван Анатольевич – действительный государственный советник 3 класса, д.ю.н., профессор, ректор Российского государственного института интеллектуальной собственностиБлизнец Иван Анатольевич – действительный государственный советник 3 класса, д.ю.н., профессор, ректор Российского государственного института интеллектуальной собственности
3 Проблема 1. Охрана авторских и смежных прав в Интернете и иных цифровых сетях Проблемы реализации и соблюдения авторских и смежных прав при использовании произведений и объектов смежных прав в цифровых сетях. Принятие: Договора ВОИС об авторском праве Договора ВОИС об исполнениях и фонограммах
4 Этапы использования произведения в цифровой интерактивной сети 1) для любого использования в "цифровой среде" произведение или объект смежных прав должны быть в ней "размещены", то есть записаны на сервере, сайте, в компьютере и т.д.; 2) на следующем этапе представителям публики должна быть предоставлена возможность получить доступ к помещенному в один из узлов сети охраняемому авторским правом объекту; 3) последний этап – "скачивание" ("загрузка") охраняемого авторским правом объекта и его воспроизведение на компьютере "конечного потребителя".
5 Таким образом, почти любое использование произведений в цифровых интерактивных сетях (в том числе в Интернете) неразрывно связано с осуществлением трех последовательных действий: загрузкой провайдером содержания цифровой копии используемого объекта в память компьютерного устройства, поступлением информации к потребителю и воспроизведением копии охраняемого авторским правом объекта на компьютере потребителя ("конечного пользователя").
6 Трем этапам использования охраняемых авторским правом объектов в цифровой сети (запись на сервере – предоставление доступа для представителей публики – появление на экране монитора потребителя) соответствуют два используемых авторско-правовых правомочия (воспроизведение – доведение до всеобщего сведения – воспроизведение). Для полноценной адаптации авторского права к новым технологическим условиям основное внимание было уделено именно центральной части (второму этапу) рассмотренного выше процесса.
7 Виды «сообщения для всеобщего сведения» 1) передача в эфир; 2) передача по кабелю; 3) доведение до всеобщего сведения, относящееся к случаям использования произведений и объектов смежных прав в так называемом "интерактивном" режиме, в том числе в Интернете и других интерактивных цифровых сетях.
8 Доведение до всеобщего сведения Подпункт 11 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ: «доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору».
9 Статья 8 ДАП «авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроволочной связи, включая доведение своих произведений до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору»
10 Неясным осталось соотношение между случаями доведения до всеобщего сведения и иными действиями по сообщению произведений для всеобщего сведения, в частности, правом на сообщение по кабелю. Так, при использовании произведений и объектов смежных прав в цифровой среде возможны не только интерактивные, но и неинтерактивные коммуникации (например, вещание в потоковом режиме без интерактивного взаимодействия). Возникает вопрос о применении в отношении таких случаев нового "интерактивного" понятия доведения до всеобщего сведения или понятия передачи (сообщения для всеобщего сведения) по кабелю.
11 Проблема 2. Изменения принципов договорного регулирования в сфере авторских и смежных прав В ГК РФ была введена система "трехчленного" деления договоров о приобретении прав, необходимых для использования произведений. При этом изменению подверглась терминология - вместо термина "авторский договор" был введен термин "лицензионный договор", а, кроме того, к существующим возможностям приобретения прав на исключительной или неисключительной основе была добавлена также возможность приобретения прав по новому для сферы российского авторского права "договору об отчуждении исключительного права на произведение" в полном объеме (статья 1285 ГК РФ).
12 Виды договоров об использовании произведения: 1) договор об отчуждении исключительного права на произведение в полном объеме, ранее законодательством не предусматривавшийся; 2) лицензионный договор о предоставлении права использования произведения на исключительной основе (исключительная лицензия); 3) лицензионный договор о предоставлении права использования произведения на неисключительной основе (простая, неисключительная лицензия).
13 Подобная система, допускающая полное "отчуждение" прав, ранее была характерна только для таких сфер, как патентное право, законодательство о товарных знаках и т.д. На практике положения о возможности "отчуждения" прав фактически сводят на нет все нацеленные на защиту интересов авторов обязательные для включения в договор условия о видах и способах использования, условия и презумпции о сроках и территории, характере предоставляемых прав или возможности их дальнейшей передачи только с согласия автора и т.д. Все это требует особенно тщательной юридической работы при подготовке и оформлении договоров, связанных с использованием произведений.
14 Проблема 3. Служебные произведения Согласно пункту 1 статьи 1295 ГК РФ под служебным произведением следует понимать «произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей». ГК РФ внес ряд изменений в регулирование вопросов, связанных с закреплением прав на них и выплатой вознаграждения.
15 Новым для российского законодательства об авторском праве стало правило пункта 2 статьи 1295 ГК РФ, согласно которому если работодатель в течение трех лет после предоставления ему служебного произведения: -не начнет его использование, -не передаст исключительное право на такое произведение другому лицу или -не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, то обладателем исключительного права на произведение становится его автор.
16 Вознаграждение Автору служебного произведения должно выплачиваться вознаграждение. Размер и порядок выплаты вознаграждения должны устанавливаться соглашением между автором (работником) и работодателем, а в случае спора – судом. Ранее возможность установления размера вознаграждения судом законодательством не предусматривалась.
17 Проблема 4. Сложные объекты (статья 1240 ГК РФ) - кинофильмы и иные аудиовизуальные произведения (статья 1263 Кодекса); - театрально-зрелищные представления; - мультимедийные продукты
18 Особенности: - если результат творческой деятельности создан специально для включения в аудиовизуальное произведение, такой договор будет считаться договором об отчуждении исключительного права, если стороны не предусмотрели иное; - если не предусмотрено иное, то лицензионный договор, предусматривающий использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права; - условия лицензионного договора, ограничивающие использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, недействительны.
19 Положения о «сложном объекте» призваны облегчить приобретение прав, необходимых для использования аудиовизуальных произведений и исключить случаи, в которых, пользуясь несовершенством договорной регламентации отношений отдельные правообладатели могли пытаться блокировать нормальное использование аудиовизуального произведения, мультимедийной продукции или иного сложного объекта. Однако в любом случае лицо, организовавшее создание сложного объекта, должно приобретать права на использование таких результатов интеллектуальной деятельности, включаемых в сложный объект, на основании либо договоров об отчуждении исключительных прав, либо лицензионных договоров.
20 Проблема 5. Создание произведений по государственному или муниципальному контракту Согласно общему правилу исключительное право на произведение, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд если иное не предусмотрено контрактом, принадлежит исполнителю (статья 1298 ГК РФ). При этом правообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения для государственных или муниципальных нужд.
21 Проблема 6. Особенности охраны произведений, созданных в период существования СССР В Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. как различные правовые категории рассматривались «права автора» (статья 479) и «авторские права юридических лиц» (статья 484). Использование произведений авторов согласно статье 488 ГК РСФСР 1964 г. допускалось, как и в настоящее время, «не иначе как на основании договора с автором или его правопреемниками, кроме случаев, указанных в законе». Кроме того, в соответствии со статьей 480 ГК РСФСР 1964 г. авторам гарантировалась неприкосновенность их произведений, при использовании которых воспрещалось без согласия автора вносить в них какие бы то ни было изменения.
22 Служебные произведения: особенности регулирования В соответствии со статьей 483 ГК РСФСР 1964 г. авторское право на произведения, создаваемые в порядке выполнения служебного задания, признавалось принадлежащим автору такого произведения, а порядок использования организацией такого произведения должен был устанавливаться «законодательством Союза ССР и постановлениями Совета Министров РСФСР».
23 Фильмы, созданные в советский период Согласно абзацу первому статьи 486 ГК РСФСР 1964 г. у предприятий, осуществивших съемку фильма, возникало авторское право на такой фильм: «Авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку». При этом в абзаце третьем той же статьи 486 ГК РСФСР 1964 г. специально оговаривалось, что авторские права на произведения, вошедшие в фильм, остаются за авторами таких произведений: «Автору сценария, композитору, режиссеру- постановщику, главному оператору, художнику- постановщику и авторам других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или в телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение».
24 Статья 6 Федерального закона «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»: «Авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах", прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, - со дня создания произведения. К соответствующим правоотношениям по аналогии применяются правила части четвертой Кодекса. Для целей их применения такие юридические лица считаются авторами произведений».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.