Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемОксана Зинина
1 1 ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ: В каком направлении вести дальнейшее реформирование? 21 апреля 2010 года г. Москва О.М. Колобаев – вице - президент НАПФ КОМИТЕТ ПО ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ АССОЦИАЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ РОССИИ
2 2 Главным вопросом нынешнего этапа реформирования пенсионной системы России становится сбалансированное развитие двух принципов построения пенсионной системы, органичное вписывание в нее накопительного компонента Новый этап пенсионной реформы
3 3 обеспечить полное выполнение обязательств государства перед нынешними пенсионерами, включая опережающую по сравнению с инфляцией индексацию пенсий; обеспечить ныне работающему населению после выхода на пенсию гарантированный уровень пенсионного обеспечения, считающийся минимально достойным, независимо от уровня доходов; создать условия для формирования населением соответствующих уровню его доходов пенсионных накоплений как путем введения обязательных платежей, так и путем развития добровольных форм пенсионного обеспечения граждан на основе стимулирования социального партнерства и индивидуальной инициативы. Задачи государства в пенсионной системе
4 4 Перспективная структура пенсионной системы России Распределительный компонент Пенсия по добровольному накопительному пенсионному страхованию: корпоративные пенсионные программы; личные накопления граждан. Сфера деятельности НПФ Накопительный компонент Пенсия по обязательному накопительному пенсионному страхованию Пенсия по ОПС в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации Сфера деятельности ПФР
5 5 Деятельность накопительной и распределительной частей пенсионной системы должны быть четко разделены как финансово, так и организационно. Распределительная система должна оставаться государственной, но ее масштабы и доля в общей сумме выплачиваемых пенсий будут постепенно снижаться. Накопительная же система в обеих своих ипостасях – как обязательная, так и добровольная – должна реализовываться через организации, исключительным видом деятельности которых является накопительное пенсионное страхование (накопительные пенсионные фонды). Перспективная структура пенсионной системы России (продолжение)
6 6 Функционирование накопительного компонента в рамках обязательного пенсионного страхования и публичного правового регулирования отношений препятствует и реализации преимуществ накопительного способа финансирования пенсионного обеспечения. Необходим поэтапный вывод обязательного накопительного компонента из системы обязательного пенсионного страхования и его трансформацию в систему обязательного накопительного пенсионного страхования в рамках гражданско-правовых (договорных) отношений. На такие отношения должны быть переведены все застрахованные лица моложе 1967 г.р. (в том числе и «молчуны»). Заключенные с НПФ договоры об ОПС являются, по сути, реализацией таких отношений и должны признаваться договорами об ОНПС. Вывод накопительного элемента из ОПС
7 7 Потребность в негосударственном пенсионном обеспечении Достойный размер пенсии (Кзам. = 67%) Пенсия (тыс. руб.) Зарплата (тыс. руб.) Пенсия по негосударственному пенсионному обеспечению Пенсия по ОПС Коэффициент замещения по ОПС при различных заработных платах Зарплата (руб.) Кзам (%) ,6% % % ,5% ,6% ,0%
8 8 В процессе формирования обязательного накопительного пенсионного страхования должно быть обеспечено: сохранение обязательного характера взимания страховых взносов; сохранение государственного администрирования начисления и уплаты страховых взносов; неувеличение текущих издержек накопительных пенсионных фондов, связанных с администрированием деятельности в новых условиях; собираемость обязательных страховых взносов на уровне, не меньшем чем собираемость страховых взносов на формирование накопительной части трудовой пенсии в действующей системе ОПС. Условия введения обязательного накопительного пенсионного страхования
9 9 Накопительные пенсионные фонды должны действовать на основе единого законодательства независимо от формы собственности их учредителей (государственная или частная). Ныне действующие негосударственные пенсионные фонды должны быть постепенно преобразованы в накопительные пенсионные фонды. Организационно-правовая форма накопительных пенсионных фондов как особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения должна быть полностью описана в специальном законодательстве. Организационно-правовая форма накопительных пенсионных фондов должна быть свободна от недостатков, присущих нынешним НПФ. Накопительные пенсионные фонды (НПФ)
10 10 Организационно-правовая форма накопительных пенсионных фондов должна предусматривать: порядок учреждения фонда, обязанности и права учредителей при создании и осуществлении деятельности, порядок и условия преобразования и ликвидации НПФ; порядок формирования имущества и обязательств фонда, в том числе решение вопроса предоставление учредителям фонда возможности передачи (продажи) прав на соответствующую вкладу в СВУ долю в ИОУД третьим лицам без согласия других учредителей; порядок государственной регистрации и лицензирования деятельности НПФ, введение двух уровней лицензий и разграничение лицензионных требований к накопительным пенсионным фондам в зависимости от их участия (или неучастия) в обязательном накопительном пенсионном страховании; гарантии исполнения накопительным пенсионным фондом своих обязательств; установление для накопительных пенсионных фондов (кроме государственного) обязанности участвовать в одной из саморегулируемых организаций в качестве условия выдачи лицензии на участие в обязательном НПС. Организационно-правовая форма НПФ
11 11 Важнейшим элементом, определяющим надежность системы накопительного пенсионного страхования, является надежность накопительных пенсионных фондов. Решение этой задачи должно обеспечиваться: единым подходом к надежности различных видов накопительного пенсионного страхования (обязательного и добровольного); установление гарантий исполнения фондом своих обязательств, структурированных по уровням (формирование резервов покрытия обязательств, наличие страховых резервов, участие в объединенных гарантийных фондах или заключение договоров внешнего страхования); установление обязательных для соблюдения пруденциальных нормативов для фондов и привлекаемых ими управляющих компаний; развитие в фондах риск-менеджмента и внутреннего контроля; проведение актуарного оценивания и аудиторских проверок деятельности фондов; Кризис выявил настоятельную необходимость создания правовых механизмов обеспечения сохранности пенсионных активов. Фонды должны обеспечить новые подходы к вопросам управления инвестиционными рисками. Надежность накопительных пенсионных фондов
12 12 Совершенствование регулирования процесса инвестирования накопленных в пенсионной системе средств предполагает переход от количественных методов регулирования состава и структуры инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов к широко распространенному в мире принципу «ответственного поведения», который позволяет инвесторам адекватно реагировать на рыночные вызовы, сохраняя при этом прозрачность и надежность инвестиций. Целесообразно обеспечить единый подход к инвестированию пенсионных активов независимо от их происхождения и установить единые требования к инвестирования средств обязательного и добровольного накопительного пенсионного страхования. Ответственность за формирование инвестиционной стратегии, соответствующей стоящим перед накопительным пенсионным фондом задачам и структуре его обязательств, должна быть возложена на сами фонды. Управляющие компании должны привлекаться к управлению пенсионными накоплениями в рамках сформированной инвестиционной стратегии, исходя из принципов обеспечения профессионального управления инвестиционным процессом и минимизации издержек. Новые подходы к инвестированию пенсионных активов
13 13 Инвестиционная стратегия фонда должна строиться на принципах: обеспечения сохранности накопленных пенсионных средств; обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей; определения инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке; учета надежности ценных бумаг; информационной открытости процесса инвестирования пенсионных средств для его вкладчиков, участников и застрахованных лиц; прозрачности процесса инвестирования пенсионных средств для органов государственного, общественного надзора и контроля, специализированного депозитария и подконтрольности им; профессионального управления инвестиционным процессом. Необходимо осторожно относиться к вопросам введения различных инвестиционных портфелей и предоставления застрахованным лицам права самостоятельно управлять инвестициями, поскольку это возлагает на фонд обязанность обеспечить принятые условия предоставления таких прав. Инвестиционная стратегия фонда
14 14 Корпоративные пенсионные программы являются основной составляющей добровольного накопительного страхования в России. Для успешного встраивания их в новую пенсионную систему России необходимо иметь механизм достижения согласия по ключевым вопросам обеспечения прав их участников. Это предполагает наличие в рамках механизмов социального партнерства требований к корпоративным пенсионным программам, в которых с одной стороны гарантируется соблюдение прав работника по сохранению внесенных за него взносов работодателя; с другой стороны работодатель должен иметь возможность использовать корпоративные пенсионные программы в качестве инструмента управления персоналом. Только при этих условиях может быть обеспечено заинтересованное участие работодателя в развитии пенсионной системы. Вопросы развития корпоративных пенсионных программ
15 15 Должен быть изменен существующий подход государства к регулированию деятельности в области накопительного пенсионного страхования. С одной стороны, порядок контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов в значительной степени отработан. С другой стороны, наличие большого количества регулирующих и контролирующих органов приводит к размыванию государственного контроля и отсутствию скоординированной политики регуляторов в отношении развития НПС. Целесообразно рассмотреть вопрос о возможности передачи функций контроля и надзора за деятельностью НПФ к государственной структуре, полностью отвечающей за развитие всей пенсионной системы страны и заинтересованной в развитии социального характера деятельности НПФ. Необходимо законодательно урегулировать отношения органов государственного контроля с саморегулируемыми организациями НПФ Государственное регулирование накопительного пенсионного страхования
16 16 Важной частью регулирования деятельности в области накопительного пенсионного страхования должно стать саморегулирование, которое предполагает: разработку и принятие обязательных для выполнения всеми членами СРО правил (стандартов) деятельности и профессиональной этики; контроль соблюдения членами СРО требований законодательства и требований, установленных саморегулируемой организацией; рассмотрение жалоб на действия членов СРО, допущенных при осуществлении ими своей деятельности; формирование гарантийного фонда или имущества общества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных ее членами при осуществлении ими своей деятельности; обучение сотрудников фондов и других граждан в сфере деятельности по накопительному пенсионному страхованию, а также проведение квалификационных экзаменов и выдача квалификационных аттестатов. Членство в одной из саморегулируемых организаций должно стать обязательным для НПФ, осуществляющих деятельность по обязательному накопительному пенсионному страхованию. Саморегулирование в накопительном пенсионном страховании
17 17 Задача обеспечения достойного уровня пенсий может быть решена сбалансированным развитием накопительного элемента, однако это - чрезвычайно медленный процесс. ( Например, дополнительный коэффициент замещения, превышающий прибавку от простого перевода накопительного тарифа в распределительную часть может быть достигнут только к 2025 году ). В этот переходный период необходимо сосредоточиться на достижении установленных целевых ориентиров (исключение бедности среди пенсионеров и доведение к 2020 году размера средней пенсии до величины 2,5 прожиточных минимумов пенсионера). Предлагаемые различными авторами дополнительные источники финансирования (нефтегазовые доходы, доходы от приватизации и т.д.) должны в этот период использоваться не на софинансирование накопительных пенсий, а на компенсации пенсионерам до этих нормативов. Существенную помощь в достижении указанных целевых ориентиров могут оказать корпоративные пенсионные программы, которые имеют опыт использования солидарных принципов для ускоренного решения задачи обеспечения достойного уровня пенсий работникам своих предприятий. Вопросы переходного периода
18 18 Контакты Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов Москва, 2-я Звенигородская ул., д. 13, строение 42 Тел
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.