Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемДарья Мишенина
1 Что изменил Закон о торговле: количественный анализ Радаев В.В. Бизнес Саммит Food Business BBCG, 9-10 февраля 2012 г. Высшая школа экономики, Москва,
2 2 Достиг ли Закон о торговле поставленных целей Закон о торговле принимался в декабре 2009 г. без предварительной оценки регулирующего воздействия Систематическая оценка фактических последствий также не производится Достиг ли Закон поставленных целей? Удалось ли восстановить «баланс рыночных сил»? Улучшились ли договорные условия для поставщиков? Кто выиграл и кто проиграл от введения Закона?
3 3 Исследования Высшей школы экономики Опрос 512 менеджеров торговых сетей и их поставщиков в ноябре-декабре 2010 г. Пять крупных городов России (Москва, С-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень) 75% опрошенных – торговля продовольственными товарами, 25% – бытовая техники и электроника Сравнение с периодом до финансового кризиса и принятия 381-ФЗ Опрос 501 менеджера торговых сетей и их поставщиков в ноябре-декабре 2007 г. по аналогичной выборке и методологии
4 Основные вопросы Изменились ли условия заключения договоров поставки? Смягчились ли договорные требования к поставщикам? Снизилась ли распространенность маркетинговых и бонусных платежей? От чего зависит ужесточение требований к поставщикам?
5 5 Оценки поставщиков: смягчения не произошло Упрощение и смягчение договорных условий – 3-5% поставщиков Усложнение и ужесточение договорных условий с крупными торговыми сетями – 20-25% поставщиков, с мелкими торговыми сетями – 10-15% поставщиков В Москве почти по всем показателям договорные условия жестче, в регионах несколько мягче Примерно для 75% поставщиков договорные условия существенно не изменились
6 6 Оценки поставщиков: изменение требований после введения ФЗ о торговле Договорные требования крупных торговых сетей некрупных торговых сетей Смягчились3%3%2%2% Остались без изменений 71%84% Ужесточились26%14%
7 7 Оценки ритейлеров в целом совпадают Оценки изменений в договорных практиках представителями торговых сетей в целом не расходятся с оценками их поставщиков Требования к крупным поставщиками несколько жестче, чем к мелким поставщикам Для 75-80% ритейлеров договорные условия существенно не изменились
8 8 Оценки ритейлеров: изменение требований после введения ФЗ о торговле Договорные требования к крупным поставщикам к мелким поставщикам Смягчились1%1%3%3% Остались без изменений 76%82% Ужесточились23%15%
9 9 Распространенность платежей не снизилась Применение ценовых скидок и штрафов – более 85% случаев (часто – 30-40%) Применение маркетинговых платежей и платежей за объем продаж – 70-80% случаев (часто – 25-30%) В отношениям с некрупными торговыми сетями распространенность, как правило, на 10% ниже В Москве маркетинговые и бонусные платежи распространены больше, а их доля выше, чем в регионах
10 10 Где чаще происходит ужесточение требований к поставщикам При сохранении маркетинговых платежей В сегментах брендированной продукции Размер компаний почти не имеет значения В Москве по сравнению с другими регионами Различие двух секторов торговли (затронутого и не затронутого Законом о торговле) не оказывает значимого влияния на оценки Ритейлеры и поставщики практически полностью сходятся в оценках
11 11 Закон не оправдал ни радужных ожиданий, ни мрачных прогнозов Смягчения договорных условий для поставщиков не произошло Каждый четвертый-пятый поставщик ощущает ужесточение договорных условий Маркетинговые и бонусные платежи в значимом объеме в ценовые скидки не переведены Для большинства участников рынка (75-80%) договорные условия существенно не изменились Вопреки ожиданиям, нет различий в оценках между продовольственным и непродовольственным секторами торговли
12 12 Закон не достиг поставленных целей, но повысил издержки участников рынка Баланс рыночных сил существенно не изменился, участники рынка успешно адаптировались к новым нормативным условиям Административные издержки возросли: – Перезаключение договоров на новых условиях – Усиление проверок со стороны территориальных управлений ФАС (в Москве торговые сети проверяли чаще) – Увеличение числа возбужденных дел – Административные штрафы за несоблюдение условий ФЗ
13 Проверки продовольственных торговых сетей после принятия Закона о торговле, по оценкам ритейлеров (декабрь 2010 г.) Крупные торговые сети Мелкие и средние торговые сети Стали объектами проверок 33%33%26% Получили замечания по итогам проверок 77%40%
14 Число дел, возбужденных ФАС в связи с нарушениями антимонопольного и иного законодательства в гг. Рассчитано по данным ФАС России
15 Число решений, принятых ФАС по нарушениям антимонопольного законодательства и Закона о торговле в гг. Рассчитано по данным ФАС России
16 Общая сумма оборотных и иных штрафов по нарушениям антимонопольного и иного законодательства в гг. Рассчитано по данным ФАС России
17 Общие выводы Результаты применения Закона о торговле заметно отличаются от провозглашаемых целей В большинстве случаев ситуация в сфере договорных отношений существенно не изменилась Административные издержки участников рынка явно возросли и будут возрастать далее Дополнительные ограничения лишь усугубят ситуацию Создан прецедент ограничительного отраслевого законодательства Элемент общего тренда повышения регулирующей роли государства 17
18 101000, Россия, Москва, Мясницкая ул., д. 20 Тел.: (495) , факс: (495)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.