Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.issl.redu.ru
1 «Организация учебно- исследовательской работы школьников по русскому языку» Абрамова С.В. Дистанционный курс повышения квалификации учителей русского языка
2 Актуальность курса обусловлена Социальной востребованностью учебно- исследовательской работы (УИР) школьников Образовательной целесообразностью УИР Высоким развивающим потенциалом УИР Запросом учителей
3 Особенности курса Основан на личностно-деятельностном подходе (И.А.Зимняя) Структурирован логикой поэтапного проведения исследовательской работы Предлагает апробированную методику проведения исследовательской работы по русскому языку Иллюстрирован примерами из исследовательских работ школьников Реализует концепцию открытого образования
4 Реализация личностно- деятельностного подхода В организации УИР школьников В обучении учителей русского языка руководству УИР
5 Структура курса 8 лекций Вопросы и задания в конце каждой лекции, нацеленные на усвоение материала Развернутый список литературы и электронных ресурсов по теме лекции 2 контрольные работы Завершающая курсовая работа
6 Отражение этапов УИР в структуре курса Лекция2: Методика поэтапного проведения УИР Лекция4: Выбор темы УИР Лекция5: Работа с научной литературой в ходе УИР Лекция6: Выбор лингвистических методов исследования в проведении УИР Лекция7: Создание текста УИР и ее представление Лекция8: Оценка УИР
7 Программа-ориентир УИР школьников по русскому языку Предварительный этап: вовлечение школьников в УИР; развитие языковой рефлексии Основной этап: подготовка и проведение лингвистического исследования, представление результатов Оценка работы научным сообществом, рефлексия на результат
8 Основной этап УИР школьников 1.определение проблемы исследования 2.формулирование гипотезы 3. постановка целей и задач 4. изучение литературы 5. выбор метода исследования 6. проведение исследования 7.формулирование выводов 8. проверка гипотезы 9. создание текста 10. представление результатов исследования научному сообществу
9 Лекция1. Роль и место исследовательской работы учащихся в современной школе Предыстория вопроса: исследовательский метод в преподавании русского языка в школе Психолого-педагогические основания организации исследовательской деятельности в школе Исследовательская работа по русскому языку в современной школе: ее место и адресат
10 Лекция2. Учебные и научные аспекты УИР Цели и задачи учебно-исследовательской работы в сравнении с научным исследованием Навыки, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности Методика поэтапного проведения учебно- исследовательской работы по русскому языку.
11 Лекция 3. Языковая личность старшеклассника и ее развитие в ходе УИР по русскому языку Понятие языковой личности в лингвистике и методике преподавания русского языка Характерные черты языковой личности старшеклассника Языковая рефлексия и приемы ее развития.
12 Лекция 4. Выбор темы УИР по русскому языку Принципы выбора темы: добровольность, личная заинтересованность, научность, проблемность, доступность, этичность и др. Влияние научных интересов учителя на выбор темы курса Связь темы школьного курса – конференции учащихся – исследовательской работы по русскому языку
13 Лекция 5. Работа с научной литературой в ходе УИР по русскому языку Популярные и справочные издания по лингвистике Приемы адаптации научной литературы Приемы обучения школьников работе с научной и научно-популярной литературой Обучение конспектированию на уроке русского языка и в рамках УИР Составление списка литературы по теме исследования.
14 Лекция 6. Использование лингвистических методов исследования в УИР Взаимосвязь проблемы и методов исследования Реализация принципов доступности, посильности, научности, связи с базовым образованием в выборе метода исследования Сбор языкового материала, лингвистический эксперимент, социолингвистическое анкетирование и другие лингвистические методы исследования
15 Лекция 7. Создание текста УИР и представление работы Текст как конечный продукт исследовательской работы Работа с текстом: «свертывание» и «развертывание», составление аннотации, тезисов Отбор иллюстративного материала для представления работы Требования к оформлению и представлению исследовательских работ школьников на конференциях Публикация текста исследования
16 Лекция 8. Оценка учебно- исследовательской работы Основные критерии оценки УИР: приобретение исследовательских навыков, самостоятельное получение лингвистических знаний, развитие личности Концепция конференции и мнение научного сообщества при оценивании представленной работы Формы и методы оценивания УИР Самооценка как необходимый этап, завершающий УИР Педагогическая рефлексия по поводу УИР
17 В курсе используются примеры исследовательских работ школьников по русскому языку Для ориентирования учителей в выборе тем УИР В качестве иллюстраций каждого этапа УИР Предоставлены списки опубликованных исследовательских работ школьников по русскому языку
18 Пример задания на усвоение лекционного материала Оцените достоинства и недостатки следующих тем учебно-исследовательских работ школьников 1.Проблемы русского языка на современном этапе; 2.Новые существительные в современном русском литературном языке как отражение изменения общественной жизни; 3.Язык интернет-общения; 4.Узелковое письмо у славян; 5.Изменение в тематической группе лексики со значением «еда»; 6.Нарушение норм литературного языка в телевизионной рекламе; 7.Сленг как самостоятельно явление в русском языке; 8.Фамилии учеников физико-математического лицея 27 г.Харькова; 9.Явление паронимии и парономазии в русском языке; 10.Современные русские семейные имена и прозвища; 11.Ассоциативный словарь школьника;
19 Пример лингвистического метода исследования Социолингвистическое анкетирование для исследования репертуара прецедентных феноменов в различных социальных группах ВысказываниеУзнаете?Употребляете в речи? Знаете откуда? 1.Быть или не быть 2.Спортсменка, комсомолка и просто красавица 3.Учиться, учиться и еще раз учиться 4.Ты же лопнешь, деточка 5.Давайте жить дружно
20 Пример представления результатов УИР Репертуар прецедентных феноменов в различных социальных группах Мультфильмы Песни Реклама Высказывания знаменитых людей Фильмы Книги лет лет лет Резкова Екатерина, 11 класс, лицей 1511 при МИФИ
21 Реализация в курсе концепции непрерывного образования Современные лингвистические исследования Современные психолого- педагогические концепции Развернутый список литературы и интернет-ресурсов по теме
22 Апробация курса На городских семинарах для учителей русского языка г.Москвы и г.Ржева На курсах повышения квалификации учителей в ЦРО г.Сочи На дистанционном курсе повышения квалификации Педагогического университета газеты «1 сентября»
23 Публикации по теме курса Абрамова С.В.Современный русский язык на кружковых занятиях в школе // «Русский язык в школе» Абрамова С.В. Русская орфография в историческом развитии (урок с перспективой внеклассной исследовательской работы по русскому языку)// Русский язык приложение к «1 сентября» Абрамова С.В. Организация исследовательской работы по русскому языку на факультативных занятиях// Исследовательская деятельность школьников в современн Абрамова С.В. Дистанционный курс повышения квалификации учителей «Организация учебно- исследовательской работы школьников по русскому языку» // «Русский язык» приложение к «1 сентября» Абрамова С.В. Аспекты учебно-исследовательской работы школьников по русскому языку. // «Русский язык в школе»
24 Работа над курсом была сделана при поддержке
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.