Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемkz.beeca.net
1 Директор по направлению «Экология и энергоэффективность» ЗАО «АПБЭ» О.А. Новоселова «Опыт разработки и основные положения Государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» Республика Казахстан, г. Астана Семинар «Методология и опыт планирования энергосбережения и повышения энергоэффективности»
2 Перспективы безопасной и экологически чистой энергетики, изменения климата и устойчивого развития МЭА разработан Сценарий новых стратегий, учитывающий объявленные странами стратегические обязательства по уменьшению выбросов парниковых газов. Проведенный МЭА сценарный анализ демонстрирует, что устойчивая энергетика будущего достижима. Глобальные выбросы CO 2 к 2050 году могут быть приведены к нынешнему уровню, рост потребления нефти – снижен наполовину. Принятых обязательств недостаточно, необходима более глубокая реформа мировой энергетической системы (ежегодный доклад МЭА «Перспективы Мировой энергетики ») 2
3 Приоритеты модернизации экономики и технологического развития России 3 Внедрение новейших энергетических и информационных технологий Развитие космических и телекоммуникационных систем Радикальное повышение энергоэффективности Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в послании Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года назвал ключевые приоритеты модернизации экономики и технологического развития России:
4 4 Энергоемкость экономики России и других стран мира* Энергоемкость ВВП России в 2-3 раза выше, чем в развитых странах мира! Энергоемкость ВВП России в 2-3 раза выше, чем в развитых странах мира! * Данные МЭА за 2008 г. (по ППС в долларах США 2000 г.)
5 Доля энергоемких отраслей во внутреннем потреблении энергоресурсов в Российской Федерации 26,2% 25,7% 16,5% 15,2% 7,4% 9,0% Электро- энергетика и энергоемкие отрасли промышлен- ности потребляют энергоресурсы в объеме 495 млн. тут (= ) в год или 51,9% от суммарного ежегодного потребления энергоресурсов в РФ (955 млн. тут) млн. тут; % 5
6 66 Повышение энергоэффективности экономики России Построение энергоэффективной экономики в Российской Федерации базируется на двух ключевых документах Построение энергоэффективной экономики в Российской Федерации базируется на двух ключевых документах Федеральный закон РФ от ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности …» + нормативно-правовые акты во исполнение закона Федеральный закон РФ от ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности …» + нормативно-правовые акты во исполнение закона Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Создает правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности Является основным инструментом практической реализации энергосбережения и повышения энергетической эффективности в России
7 7 Федеральный закон РФ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности…» Федеральные программы* Органы государственной власти РФ Федеральные программы* Органы государственной власти РФ Бизнес- сообщество Региональные программы* Органы государственной власти субъектов РФ Региональные программы* Органы государственной власти субъектов РФ Муниципальные программы* Органы местного самоуправления Муниципальные программы* Органы местного самоуправления Рыночные Регулируемые организации (естественные монополии) * Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Федеральный закон РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности …» (от ) Госпрограмма энергосбережения и повышения энергоэффективности на период до 2020 г. 40 НП актов
8 88 ЗАО «АПБЭ» по Госконтракту с Минэнерго России является основным разработчиком стратегических документов отрасли электроэнергетики Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года АПБЭ АГЕНТСТВО ПО ПРОГНОЗИРОВАНИЮ БАЛАНСОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики России до 2020 года с учетом перспективы до 2030 года Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010г р. В основном одобрена на заседании Правительства Российской Федерации 3 июня 2010 г. В настоящее время доработанная Генеральная схема находится на утверждении в Правительстве Российской Федерации
9 Основные направления деятельности Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике Выполнение работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности РФ, разработка Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности Обеспечение реализации экологической политики в постреформенной электроэнергетике Разработка стратегических прогнозно-аналитических документов отрасли Сбор статистических данных, формирование и ведение баз данных об основных фактических и прогнозных показателях электроэнергетики, в т.ч. по экологии - Сценарные условия развития электроэнергетики; -Корректировка Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., - Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года - Прогнозный баланс на гг. - Сценарные условия развития электроэнергетики; -Корректировка Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., - Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года - Прогнозный баланс на гг. Подготовка информационно- аналитических продуктов (докладов, аналитических материалов) о состоянии развития отрасли В Совет директоров АПБЭ входят представители органов государственной власти и инфраструктурных организаций В Совет директоров АПБЭ входят представители органов государственной власти и инфраструктурных организаций 9 АПБЭ
10 10 Разработка Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Министерство энергетики Российской Федерации – государственный заказчик-координатор разработки Государственной программы энергосбережения ЗАО «АПБЭ» - основной разработчик Госпрограммы, (ООО «Центр энергоэффективности» - основной соисполнитель) и эксперты: Троицкий А.А., Мартынов Е.В., Дубоносов А.Г., Гоголь А.А., Гашо Е.Г., Свистунов П.В., Давыдов Б.А., Черни А.В., Ильющенко А.А. (более 20 экспертов) В разработке Госпрограммы приняли участие организации: ГУ «Институт энергетической стратегии» (ИЭС) ФГУ «Российское энергетическое агентство» ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан» (ЦЭТ РТ) Лаборатория «Энергетическая инициатива» (ЛЭНИН) ООО «Центр исследования бюджетных отношений» (ЦИБО) ЗАО «АПБЭ» - основной разработчик Госпрограммы, (ООО «Центр энергоэффективности» - основной соисполнитель) ЗАО «АПБЭ» - основной разработчик Госпрограммы, (ООО «Центр энергоэффективности» - основной соисполнитель)
11 Цель и задачи Государственной программы Обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счёт реализации энергосберегающих мероприятий на основе широкомасштабного внедрения наиболее энергоэффективных технологий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики и субъектах Российской Федерации и снижения энергоёмкости ВВП. обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах российской экономики, в том числе за счёт запуска механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах экономики Российской Федерации, реализации типовых энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения; сохранение и расширение потенциала экспорта энергоресурсов и доходной части бюджета за счёт сокращения неэффективного потребления энергии на внутреннем рынке; снижение объёмов выбросов парниковых газов. 11 Основная цель Программы Основные задачи Программы
12 Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года 12 Непосредственная цель Госпрограммы – снижение энергоемкости ВВП на 13,5% к 2020 году (по сравнению с 2007 г.). 40% 13,5% 26,5% Программа конкретизирует ФЗ «Об энергосбережении…» применительно к реальному сектору - разработана по поручению Президента РФ от Пр-1802ГС (по итогам заседания Государственного Совета в г. Архангельске по вопросам повышения энергоэффективности); - содержит энергосберегающие мероприятия в секторах и сферах экономики РФ, включая электроэнергетику, а также стимулирующие меры В соответствии с Указом Президента от г. 889 энергоемкость ВВП России должна быть снижена на 40%* к 2020 году (по отношению к 2007 г.) В соответствии с Указом Президента от г. 889 энергоемкость ВВП России должна быть снижена на 40%* к 2020 году (по отношению к 2007 г.) Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности утверждена Распоряжением Правительства РФ от р !
13 С учётом специфики отдельных секторов российской экономики определены следующие подпрограммы, объединяющие группы однотипных мероприятий Программы: Перечень подпрограмм Государственной программы 13 «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в электроэнергетике» «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности» «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры» «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельском хозяйстве» «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на транспорте» «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях и сфере оказания услуг» «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде» «Стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации» «Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности» (включая создание государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения эффективности использования энергии, а также условий для ее функционирования)
14 Структура программы в разрезе подпрограмм 14 Общий объем экономии ТЭР – 1124,16 млн. т у.т.
15 Основные механизмы реализации Госпрограммы Предоставление из федерального бюджета субсидий на софинансирование региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; Предоставление государственных гарантий РФ по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения эффективности использования энергии. Введение системы целевых индикаторов по повышению энергоэффективности для различных сфер экономики страны, для субъектов РФ; Формирование единого топливно-энергетического баланса по стране и регионам (ЕТЭБ), совершенствование системы статистического наблюдения и информационной поддержки; Нормативно-законодательное обеспечение Госпрограммы (планируется принять ряд нормативно-правовых актов); Поддержка НИОКР по повышению энергоэффективности; Введение новых стандартов и технических регламентов на оборудование и здания; Создание Государственной информационной системы в области повышения энергоэффективности (мониторинг ситуации); Обучение лиц, ответственных за повышение энергетической эффективности (исполнительная власть. Бюджетные и коммерческие организации, население); Методическое и нормативное обеспечение энергоэффективности (НИР). 15
16 16 Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам «Государственная поддержка инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности может осуществляться, в частности, с применением мер стимулирующего характера, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». (ч.2 статьи 27 ФЗ 261)
17 17 Софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации «РФ вправе осуществлять софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, муниципальных образований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах средств, предусмотренных ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Средства федерального бюджета, предусмотренные указанным ФЗ, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». «В число критериев отбора субъектов Российской Федерации – получателей субсидий должны быть включены показатели, отражающие эффективность региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». (ч.3 статьи 27 ФЗ 261)
18 Субсидии субъектам Российской Федерации -стимулировать регионы для выполнения обязательных мероприятий; -повысить качество и исполняемость региональных программ; -создать здоровую конкуренцию между субъектами; -инициировать разработку инвестиционных проектов в области повышения энергоэффективности ПРИЕМ ЗАЯВОК ПРИСВОЕНИЕ РЕЙТИНГА Выделение федеральных субсидий позволит РАССМОТРЕНИЕ РЕШЕНИЕ Исполнитель программы Принимает заявки и осуществляет их экспертизу Формирует рейтинг программ субъектов Готовит экспертно-аналитические материалы для межведомственной комиссии Осуществляет проверку и анализ предоставленных документов на соответствие установленным требованиям Принимает решение о софинансировании или об отказе в его предоставлении Межведомственный координационный совет 18 * Слайд из презентации Министерства Энергетики Российской Федерации
19 Требованияк порядку и условиям предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ 19 (ПРИЛОЖЕНИЕ 9 к Государственной программе Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года») 1.Доля софинансирования из федерального бюджета не может превышать 100 процентов средств, выделенных в соответствующем году из бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию программы (мероприятий программы); 2.Объем ежегодного софинансирования из федерального бюджета одного субъекта Российской Федерации не может превышать 500 млн. рублей. Условия предоставления субсидий из федерального бюджета: Госпрограммой предусмотрено, что отбор региональных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности для предоставления субсидий из федерального бюджета будет проходить на основании результатов ранжирования заявок регионов в зависимости от набираемых баллов (высший рейтинг получают программы с максимальным значением этого показателя). Определение рейтинга осуществляется в порядке, установленным Правительством Российской Федерации, который должен предусматривать оценку программы исходя из совокупности критериев. Отбор региональных программ для предоставления субсидий:
20 Предоставление государственных гарантий ЭКСПЕРТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Предоставление государственных гарантий позволит ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ВЫДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ Исполнитель Программы Принимает заявки и осуществляет их экспертизу Готовит экспертно-аналитическое заключение для межведомственной комиссии Минфин России Осуществляет проверку и анализ предоставленных документов на соответствие установленным требованиям принимает решение о предоставлении гарантии или об отказе в ее предоставлении - ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОГЛАШЕНИЙ - ПРИЕМ ЗАЯВОК Межведомственный координационный совет РАССМОТРЕНИЕ РЕШЕНИЕ Принимает решение о возможности оказания государственной поддержки Определяет ФОИВ, осуществляющий контроль за целевым использованием средств -стимулировать компании для заключения соглашений в области повышения энергоэффективности; -инициировать разработку инвестиционных проектов в области повышения энергоэффективности 20 * Слайд из презентации Министерства Энергетики Российской Федерации
21 Ограничения (условия) по предоставлению гарантий РФ по кредитам на реализацию проектов энергоэффективности 21 (ПРИЛОЖЕНИЕ 10 к Государственной программе Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года») Планируемый объем государственных гарантий по кредитам на реализацию проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, привлекаемым организациями миллиарда рублей, т.е. порядка 1 %.
22 Эффективность Программы 22
23 Эффект от реализации Программы Млн. т у.т. Млрд. куб. м 23
24 Индикаторы реализации Госпрограммы (мониторинг реализации целей Госпрограммы) 24
25 Соисполнители Программы Управление программой Правительственная комиссия по вопросам топливно- энергетического комплекса ТЭК и воспроизводства минерально-сырьевой базы Рабочая группа по энергоэффективности МинрегионразвитияМинэкономразвития Координация исполнения программы в части реализации мероприятий по повышению энергоэффективности социального сектора Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте РФ показатели и прогнозы в области ТЭК МинпромторгМинфин Минэнерго (исполнитель Программы) РЭА Межведомственный координационный совет по реализации Программы - Общая координация реализации Программы - Решения об объемах софинансирования региональных программ - Решения о предоставлении государственных гарантий Рабочая группа по энергоэффективности Отчетность по исполнению Программы Развитие Программы Координация и контроль Координация исполнения программы в части реализации мероприятий по повышению энергоэффективности ЖКХ и муниципальной инфраструктуры Координация исполнения программы в части реализации мероприятий по повышению энергоэффективности промышленности и торговли Координация исполнения программы в части выделения субсидий и госгарантий * По материалам презентации Минэнерго России 25
26 26 Государственная программа энергосбережения – экологический аспект Снижение объемов выбросов парниковых газов – одна из основных задач Госпрограммы Социально-экономический ЭФФЕКТ от реализации мероприятий и проектов Госпрограммы - суммарное снижение выбросов парниковых газов в 2010–2020 гг.: ! Доля топливно-энергетического комплекса в суммарных выбросах загрязняющих веществ промышленностью России - 56%, в т.ч. твёрдых – около 58%, жидких и газообразных – 56%, в сбросе загрязненных сточных вод – 23%. Экологическая составляющая становится важным критерием определения направлений и механизмов экономического развития страны и регионов 2400 млн. т экв. СО2
27 1-й этап – 2010 – 2015 г.2-й этап – 2016 – 2022 г.3-й этап – 2023 – 2030 г. Снижение удельных показателей выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброса загрязненных сточных вод в водоемы, образования отходов энергопредприятиями (в % к 2005 году), не менее 25 процентов40 процентов50 процентов Обеспечение уровня эмиссии парниковых газов (в % к 1990 году), не более 83 процентов90 процентов105 процентов 27 «Энергетическая стратегия РФ на период до 2030 г.» Индикаторы экологической безопасности энергетики (выдержки) : Индикаторы стратегического развития электроэнергетики на период до 2030 года Индикаторы2008 г. факт 1-й этап – 2010 – 2015 г. 2-й этап – 2016 – 2022 г. 3-й этап – 2023 – 2030 г. Эффективность электроэнергетики (ТЭС) КПД угольных электростанций, %34не менее 35не менее 38не менее 41 КПД газовых электростанций, %38не менее 45не менее 50не менее 53 Удельные расходы топлива на отпуск электроэнергии от ТЭС, г у.т./кВт.ч, (в % к 2005 году) 333 (99) 315 (94) 300 (90) 270 (81) * По материалам презентации ОАО «ЭНИН» на РГ РСПП
28 Инновационное развитие и модернизация электроэнергетики 28 (Отказ от паросиловых установок, переход на парогазовый цикл) ПСУ ПГУ Переход на чистые угольные технологии: - угольные энергоблоки мощностью 330 и 660 МВт на ССП (суперсверхкритических параметрах пара); - ПГУ с газификацией углей мощностью 200 МВт для выработки электроэнергии и тепла – КПД до 50% - угольные энергоблоки на основе циркулирующего кипящего слоя – КПД > 45% Развитие систем когенерации на базе высокоэффективных ПГУ-ТЭЦ (с удельной выработкой электроэнергии на тепловом потреблении кВт.ч/Гкал) Развитие малой энергетики на базе местных топливных и возобновляемых источников энергии Развитие ЕНЭС на базе новых технологий: Создание пилотных интеллектуальных активно-адаптивных (Smart Grid) сетей Реализация данных направлений в энергоснабжении позволит повысить энергоэффективность и надежность региональной энергетики, сдержать рост цен на электроэнергию и тепловую энергию.
29 Решения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (выдержки) Протокол от (В.В. Путин) «О программах инновационного развития и технологической модернизации субъектов естественных монополий и крупных государственных компаний» Утверждены: 1.«Положение о порядке мониторинга разработки и реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий» 2.Порядок формирования перечня технологических платформ Образована Рабочая группа по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере Протокол от (В.В. Путин) 1.Утвержден перечень технологических платформ 2.Минэкономразвития (Э.С. Набиуллиной), Минобрнауки России (А.А. Фурсенко) принять участие в формировании и реализации указанных технологических платформ в увязке с соответствующими программами РФ, отраслевыми стратегиями развития 29
30 Технологические платформы в энергетике Коммуникация и активизация усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно- правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития. 30 Цель формирования технологических платформ: Решением заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (Протокол от 01 апреля 2011 г. 2) утвержден перечень Технологических платформ, в который вошли 4 платформы в сфере энергетики. Координаторами ТП «Малая распределенная энергетика» утверждены ЗАО «АПБЭ», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и НП «Торфяное и биоэнергетическое общество»
31 31 Выводы 1.Проведение политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности – основной компонент реализации стратегии перехода России к низкоуглеродному, инновационному развитию. 2. Повышение энергоэффективности российской экономики требует всестороннего взаимодействия государства с бизнес-сообществом, финансовыми институтами, населением страны. 3.Практическая реализация политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности требует в первоочередном порядке: - реализации Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010г р; - реализации положений ФЗ 261 от «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» включая принятие (в развитие Федерального закона) ряда нормативно-правовых актов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, в т.ч. предусматривающих экономические механизмы, стимулирующие хозяйствующие субъекты применять энергосберегающие технологии.
32 32 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.