Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАнгелина Пантюхина
1 ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Правовой анализ проекта Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при применении «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» Налогового кодекса Российской Федерации»
2 ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Общие положения 13 сентября 2011 года Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разместил на своем официальном сайте проект нового постановления Пленума "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Прежнее Постановление Пленума ВАС РФ от N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" на настоящее время заметно устарело поскольку произошли существенные изменения в самой части первой Кодекса, в полной мере заработала часть вторая Кодекса и зачастую положения этих двух частей применимы исключительно в системной взаимосвязи, произошли существенные изменения в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации. Проект постановления представляет собой достаточно объемный по размерам документ, состоящий из 9 разделов и 85 пунктов. Он включает в себя ключевые выводы многих постановлений Президиума ВАС РФ за последние годы и учитывает самые последние изменения в Налоговый кодекс. Отдельные пункты не сформулированы окончательно и предложены в двух вариантах (в пользу налогоплательщиков и в пользу налоговых органов). Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые на основании норм права в толковании, расходящимся с настоящим постановлением, могут быть пересмотрены на основании части 3 статьи 311 АПК РФ (п. 85 Постановления).
3 ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Участники правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах Принудительное исполнение обязанностей налогового агента путем взыскания с него неперечисленных сумм налога и пеней возможно только в том случае, когда налоговым агентом сумма налога была удержана у налогоплательщика, но не перечислена в бюджет. Если же сумма налога не была удержана налоговым агентом, возможность принудительного исполнения обязанности по перечислению этих средств в бюджет отсутствует. В силу пункта 2 статьи 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. Факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Переход налогоплательщика на учет из одного налогового органа в другой сам по себе не влияет на состояние его правоотношений с системой налоговых органов, в частности не влечет прекращение или приостановление урегулирования нерешенных вопросов. 3
4 ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Исполнение обязанности по уплате налога При определении суммы налога расчётным путём налоговым органом должны быть определены не только доходы налогоплательщика, но и его расходы. Утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа (непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию) не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета. Исключение соответствующих записей из лицевого счета возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания. Инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе как налоговый орган, так и налогоплательщик. Пункт 2 статьи 49 Кодекса предусматривает при недостаточности средств ликвидируемой организации возложение на ее учредителей (участников) обязанности погасить оставшуюся задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов. При применении данной нормы необходимо учитывать, что вменение названным лицам такой обязанности возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам. 4
5 ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах Если при рассмотрении дела, связанного с применением санкции за налоговое правонарушение, будет установлено наличие хотя бы одного из смягчающих ответственность обстоятельств, суд обязан уменьшить размер штрафа не менее чем в два раза. Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд вправе уменьшить размер взыскания и более, чем в два раза. Налоговый Кодекс разграничивает два самостоятельных документа - налоговую декларацию и расчет авансового платежа. Поэтому установленной статьей 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении расчета авансовых платежей. В силу статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в срок налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый месяц просрочки, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей. Отсутствие у налогоплательщика недоимки по налогу не освобождает его от ответственности. В этом случае штраф составляет 1000 рублей. Статьей 122 НК РФ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы. Неперечисление налогоплательщиком в бюджет указанной в налоговой декларации суммы налога, не образует состав правонарушения, предусмотренного данной статьей. В этом случае с него взыскивается пеня. 5
6 ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Мероприятия налогового контроля (1/2) Статьей 82 НК РФ осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, назван в качестве одной из форм налогового контроля. Однако осмотр помещений и территорий не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки. Налоговые органы вправе запрашивать у банков справки о наличии счетов или об остатках денежных средств на счетах только в тех случаях, когда в отношении соответствующей организации: - проводятся мероприятия налогового контроля; - вынесено решение о взыскании налога за счет денежных средств; - принято решение о приостановлении операций по счетам. При этом достаточно наличия хотя бы одного из перечисленных оснований. В период приостановления выездной налоговой проверки допускается совершение налоговыми органами действий, которые осуществляются вне территории (помещения) налогоплательщика и не связаны с истребованием у него документов. В силу пункта 2 статьи 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. При этом налоговым органам предоставлено право истребовать лишь информацию о конкретной сделке, но не сами первичные документы (например, договор, платежные документы). 6
7 ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Мероприятия налогового контроля (2/2) Направление решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности заказным письмом в отсутствие зафиксированного в них факта невозможности их вручения (уклонения от получения) и обусловивших такую невозможность обстоятельств означает несоблюдение налоговым органом требований НК РФ и является основанием для признания этих решений недействительными. Положения статей 78 и 79 НК РФ не могут толковаться как допускающие проведение зачета излишне уплаченного (взысканного) налога, пеней, штрафа в счет погашения задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена. Обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении его заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок. В случае, когда взыскание излишних сумм (ст. 79 НК РФ) осуществлено налоговым органом на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (об отказе в привлечении к ответственности), налогоплательщик вправе обратиться в суд за возвратом спорных сумм без предварительной подачи соответствующего заявления в налоговый орган. 7
8 ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Рассмотрение материалов налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля (1/2) Статьи 101 и НК РФ не содержат оговорок о необходимости извещения налогоплательщика исключительно путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения непосредственно его адресату. Следовательно, извещение о месте и времени рассмотрения материалов проверки может быть осуществлено иным способом (телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или передано в электронном виде). Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля не тем руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, который рассматривал указанные материалы и исследовал имеющиеся доказательства, является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения. После вынесения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не вправе вносить в такое решение изменения, ухудшающие положение лица, в отношении которого такое решение было вынесено. 8
9 ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Рассмотрение материалов налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля (2/2) Результаты оперативно-розыскной деятельности не могут рассматриваться в качестве доказательств, подлежащих исследованию налоговым органом или судом при рассмотрении дела. Соответствующая информация, полученная налоговым органом, может служить лишь основанием для проведения им мероприятий налогового контроля, предусмотренных главой 14 НК РФ. В случае подачи в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы только на часть решения нижестоящего налогового органа такое решение не вступает в силу полностью, то есть и в той части, в которой оно не обжаловалось. 9
10 ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Рассмотрение налоговых споров судами (1/2) Оспаривание налогоплательщиком постановления налогового органа о взыскании налогов за счёт имущества налогоплательщика в суде может осуществляться исключительно путем подачи заявления о признании его не подлежащим исполнению. В случае если вышестоящим налоговым органом решение по апелляционной жалобе не принято, лицо, подавшее такую жалобу, вправе оспорить в суде не только соответствующее бездействие данного органа, но и не вступившее в силу решение нижестоящего налогового органа. В случае принятия судом в рамках рассмотрения дела об оспаривании решения налогового органа обеспечительных мер в виде запрета на исполнение решения налоговый орган вправе заявить ходатайство об истребовании судом у истца встречного обеспечения. В то же время обеспечительные меры, предусмотренные пунктом 10 статьи 101 НК РФ, налоговый орган в период рассмотрения дела в суде применять не вправе. 10
11 ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Рассмотрение налоговых споров судами (2/2) Дополнительные доказательства могут быть представлены в суд лишь в том случае, если суд сочтет уважительными причины, по которым такие доказательства не представлялись ранее. При этом в любом случае допускается представление дополнительных доказательств в опровержение доказательств, представленных другой стороной непосредственно в суд. Положения статьи 140 НК РФ не предусматривают право вышестоящего налогового органа, рассматривающего жалобу налогоплательщика, отменив оспариваемый акт, направить на новое рассмотрение в принявший его налоговый орган вопросы, разрешенные таким актом. Вышестоящий налоговый орган вправе отменить такое решение, рассмотреть названные материалы в порядке и вынести новое решение. При рассмотрении жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом не может быть принято решение о взыскании с налогоплательщика дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не взысканных оспариваемым решением. В то же время вышестоящий налоговый орган вправе дополнить и (или) изменить приведенные в обжалуемом решении основания взыскания сумм налогов, пеней, штрафов. 11
12 Спасибо за внимание! Ваши вопросы Андрей Фелюст юрист практики налогового права Телефон: +7 (495) Эл. почта: ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.