Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВладислав Фонин
1 Количественные и качественные методы Выполнила студентка 41-со группы
2 Характеристика количественных и качественных методов социологического исследования Количественные исследования: предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей; являются преимущественно описательными; обработка информации осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе; к выборке предъявляются жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности и математической статистике. Качественные исследования: предназначены для получения с помощью специальной глубинной информации; позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей; жесткие требования к выборке и математическому подтверждению достоверности полученной информации неприменимы.
3 Основные отличия качественных методов от количественных Основания сравненияКоличественные методы Качественные методы Цель примененияДать объяснение причин изучаемого явления Понять изучаемое явление Исследовательские задачи-измерить параметры явления; -установить взаимосвязи между отдельными параметрами -выявить общую картину явления; -интерпретировать его Позиция исследователя«сторонний» наблюдатель«сочувствующий» участник В центре внимания исследователей социальные структуры и институты; объективные факторы; общие социальные процессы человек; субъективные факторы; особенные, частные процессы Исследовательские процедурыСтандартизованы; предполагается их дублирование Менее стандартизованы; дублируются редко
4 Единицы анализафакты, события, высказывания, акты поведения субъективные значения фактов для индивида Логика анализадедуктивная: от абстракции к фактам путем операционализации понятий индуктивная: от фактов к концепциям Основные способы анализаклассификация путем отождествления случаев; статистическими способами; систематизация описание случаев без их отождествления; путем обобщения выявленных оценок; воображение Данные исследования представляются в виде: Статистических распределений, шкальных показателей, индексов и т.п Высказываний, документов, интеллектуальных продуктов групповых дискуссий и т.п.
5 Качественные методы: Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой "типичных" представителей изучаемой части населения, сходных по основным социальным характеристикам. Отличительная черта- проходит в виде группового обсуждения интересующего исследователя вопроса. Для участия отбираются 6-12 человек – однородные по своим демографическим и социально- экономическим характеристикам, а также по жизненному опыту и заинтересованности в изучаемом вопросе.
6 В течение полутора-трех часов модератор руководит разговором, который проходит вполне свободно. Фокус- группа обычно проходит в специально оборудованном помещении. Все происходящее записывается на видео - и аудиопленку. После завершения обсуждения составляется отчет. Как правило, в рамках одного исследования проводятся 3-4 фокус-группы. Недостатки: -нерепрезентативность; -субъективная интерпретация полученных результатов. Достоинства: -максимальная возможность для свободной генерации новых идей; -возможность изучать респондентов, которые в более формальной ситуации не поддаются изучению; - возможность для заказчика принимать участие на всех этапах исследования.
7 Глубинное интервью – слабоструктурированная личная беседы интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы. Интервью проходит в виде свободной беседы на интересующую исследователя тему, в ходе которого он получает от респондента очень подробную информацию о причинах его действий, об отношении к различным вопросам. Перед началом серии интервью исследователь подготавливает план, в соответствии с которым будет проводиться интервью. Длительность глубинного интервью -от получаса до нескольких (2-3) часов в зависимости от сложности темы, а также количества и глубины изучаемых вопросов. Проводится в специальном помещении с нейтральной обстановкой.
8 Интервью записывается на аудио и/или видеоаппаратуру для облегчения последующей расшифровки и анализа данных, а также для того, чтобы не потерять важную информацию.В процессе интервью нельзя оказывать психологическое давление на опрашиваемого, спорить с ним. Недостатки: - требуются квалифицированные специалисты, которых нелегко найти; -на качество результатов интервью влияет личность и профессионализм интервьюера; -сложность обработки и интерпретации полученных данных. Достоинства: -более полную информацию о поведении человека, его глубинных мотивах.
9 Наблюдение - это метод целенаправленного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. При проведении необходимо: 1.Определить задачи наблюдения; 2.Определить объект, предмет, условия, единицы наблюдения; 3. Подготовить инструментарий наблюдения (дневник, протокол, карточки единиц наблюдения, аудиовизуальные и технические средства) 4. Составить план выполнения 5. Разработать инструкцию наблюдателям
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.