Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМарта Яткина
1 Секторные экономические инструменты и варианты обязательств по ограничению выбросов парниковых газов (аналитический обзор подходов и предложений, высказываемых в процессе подготовки в ООН нового международного соглашения по проблеме изменения климата – «Копенгаген 2009») "Глобальное изменение климата и углеродный рынок: проблемы, решения перспективы" Москва, ВШЭ, января 2009 г., Алексей Кокорин Project is implemented by ICF, Hogan and Hartson and TUV Rheinland
2 1) Желание всех заинтересованных сторон снижать выбросы парниковых газов более эффективно 2) Намерение правительств переложить снижение выбросов на частный бизнес. «Снизу – вверх»: посмотреть что технологически, экономически и финансово могут сделать компании; собрать их возможности и объединить в виде национальных обязательств. 3) Желание компаний заранее знать свои обязательства и быть уверенными в равной экономической «нагрузке» 4) Намерение правительств поддержать ускоренное технологическое перевооружение «своих» компаний. 5) Желание любой страны в процессе переговоров получить для себя преимущества Побудительные мотивы
3 Общий подход к выполнению обязательств внутри сектора экономики Секторный подход предлагается как дополнительная мера, не отменяющая обязательства стран, а лишь помогающая бизнесу снижать выбросы наиболее экономичным образом Простейшая схема выполнения отраслевых обязательств
4 Общий подход к выполнению обязательств внутри сектора экономики Снижение норм удельных выбросов в процентном исчислении или динамических подход с постепенным выравниванием нормативов, например, за 20 лет, выглядит для России и стран СНГ как наиболее предпочтительный
5 Выбор секторов экономики, потенциал и возможности Наиболее вероятно Производство цемента Черная металлургия Менее вероятно Угольная энергетика Дорожный транспорт Обсуждается также Производство алюминия Энергетика в целом ЖКХ Землепользование и лесное хозяйство
6 Производство цемента Выбросы СО 2 - от 1/2 до 2/3 дает эмиссия СО2 при прокаливании известняка для производства клинкера. Остальное энергозатраты при производстве клинкера
7 Производство цемента Средние выбросы CO2 при производстве цемента в различных странах и регионах Общий выброс на тонну продукции зависит также от процента клинкера в цементе (обычно 95%, но бывает меньше, если "новые" смесовые цементы или "старые" менее качественные) World Business Council on Sustainable Development, 2002
8 Черная металлургия Выбросы СО 2 зависят от технологий на всей "цепочке" от обогащения руды до производства стали из чугуна или металлолома Энергозатраты при производстве стали
9 Черная металлургия Выбросы СО2 при производстве стали по различным технологиям Также большое значение имеет технология производства стального проката - переход на непрерывное литье с получением профиля, близкого к заданному, и тонких полос - энергозатраты снижаются с 4 до 0,4-1,6 ГДж/т или на 0,2-0,3 тСО2/т
10 Обязательства в процентах снижения удельных выбросов на единицу продукции Для России и стран СНГ приемлемыми могут быть только отраслевые обязательства по улучшению удельной энергоэффективности производства Рассмотреть возможности внутрисекторного национального рыночного регулирования - помочь бизнесу быстрее освоить технологии. Насколько целесообразно увязка с аналогичными системами других стран
11 Включение секторных подходов в механизмы гибкости Варианты отраслевых проектов с параметрами, задаваемыми Исполнительным советом МЧР Механизм Чистого Развития Уровень, заданный ИС МЧР
12 Включение секторных подходов в механизмы гибкости Варианты отраслевых проектов с параметрами, задаваемыми Исполнительным советом МЧР Механизм Чистого Развития
13 Включение секторных подходов в механизмы гибкости Варианты отраслевых проектов с параметрами, отсчитываемыми от национальных целей и программ Механизм Чистого Развития Предлагаются использовать фактически добровольный подход и не наказывать за невыполнение – вариант «без потерь» (no lose). Если сектор экономики определенной страны перевыполняет цель, то выпускаются ССВ
14 Включение секторных подходов в механизмы гибкости Варианты отраслевых проектов с параметрами, отсчитываемыми от национальных целей и программ Механизм Чистого Развития Принятие страной, не входящей в Приложение 1, Национального плана приемлемых действию по смягчению изменений климата (Nationally appropriated mitigation actions – NAMAs)
15 Включение секторных подходов в механизмы гибкости Механизм Чистого Развития Варианты с установлением универсальных "нормативов" ИС МЧР в принципе не требуют нового соглашения и могут быть прописаны позже в "новых Марракешских соглашениях" Принятие секторальных планов по схеме «без потерь» и, тем более, планов NAMA столь сложно, что в новом международном соглашении может быть лишь общее указание на возможность реализации таких подходов (в виде короткой статьи) Гораздо проще варианты прямого регулирования отраслевых проектов - преференции (или наоборот запреты) на те или иные виды проектов
16 Включение секторных подходов в механизмы гибкости Варианты прямого регулирования отраслевых проектов Механизм Чистого Развития - лесохозяйственные проекты определенных типов (статья 3.4 КП, деградация земель и т.п.) - проекты ядерной энергетики - улавливание и хранения углерода (CCS) - «позитивный и негативный» списки типов проектов (запрет или поощрение проектов соответственно) - дисконтирование результатов проектов с целью создания преференций для приоритетных отраслей или видов деятельности. Предлагается введение повышающих или понижающих коэффициентов. Например, поощрение проектов возобновляемой энергетики и понижение результатов улавливания НFC-23 в химической промышленности Более вероятным выглядит включение преференций или запретов на те или иные проекты в "новые Марракешские соглашения"
17 Включение секторных подходов в механизмы гибкости Варианты прямого регулирования отраслевых проектов Совместное Осуществление - лесохозяйственные проекты определенных типов (предотвращение деградации и/или сведения лесов и т.п.) - проекты ядерной энергетики - улавливание и хранения углерода (CCS) - «позитивный и негативный» списки типов проектов (запрет или поощрение проектов соответственно) Более вероятным выглядит включение преференций или запретов на те или иные проекты в "новые Марракешские соглашения"
18 Включение секторных подходов в механизмы гибкости Страны организуют секторную торговлю внутри группы стран Торговля квотами Иллюстративный пример одного из неформально обсуждаемых вариантов
19 Включение секторных подходов в механизмы гибкости Торговля квотами Важный и сложный вопрос - включение стран не Приложения 1, остальное в принципе можно "запустить" и сейчас - Добровольный характер и минимум бюрократических проблем (Предложение России) - Правила "приемлемости" стран не Приложения 1 - Условия сопряжения торговых систем, мониторинг, отчетность, отсутствие переноса "грязного" производства за пределы системы и т.п. - Вариант участия развивающихся стран на базе их Национальных планов приемлемых действию по смягчению изменений климата (NAMAs) Возможность торговли квотами между развитыми странами и развивающимися, имеющими цели по ограничению или снижению выбросов, на секторном или на национальном уровне – вещь новая и принципиально важная. Но на секторном уровне начать практические действия легче. Представляется, что такая возможность обязательно надо прописать в новом соглашении в Копенгагене, однако ее детали, например, условия и критерии для участия развивающихся стран, должны быть определены позже в «новых Марракешских соглашениях».
20 Save good climate for our children! WWF WWF.PANDA.ORG or INOGATE (TACIS SKPI) CLIMATE ACTION NETWORK - EUROPE CAN-Eastern Europe Eurasia (NGO "Poznan coordinator")
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.