Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемНаталья Шарапова
1 Возрастно-нормативная модель развития исследовательской деятельности учащихся: от дошкольника до студента Алексей Сергеевич Обухов
2 Исследование – базовое, универсальное стремление к познанию окружающего мира, других, самого себя…
3 Детерминанты исследовательской деятельности 1. Биологические основания 2. Социокультурные условия развития 3. Внутренняя позиция личности
4 Спонтанная активность Формы проявления Сенсорное реагирование Манипулятивная активность Исследовательское поведение Имитационное поведение Движущие факторы Внешние раздражители Нарушение гомеостаза
5 новизна предмета или изменение пространства Факторы, влияющие на возникновение и проявление исследовательского поведения:
6 обедненность или обогащенность среды
7 возрастные, половые и иные факторы Факторы, влияющие на возникновение и проявление исследовательского поведения:
8 другие виды активности и побуждений Факторы, влияющие на возникновение и проявление исследовательского поведения:
9 Исследовательское поведение проявляется спонтанно; его запуск определяется во многом внешними стимулами, изменениями средовых контекстов или нарушением гомеостаза.
10 Исследовательская деятельность базируется на исследовательской активности и исследовательском поведении, но, в отличии от них, является осознанной, целенаправленной, выстраиваемой культурными средствами. Развитие исследовательской деятельности во многом зависит от: насыщенности и вариативности жизненных реалий; социокультурных нормативов ценности исследовательской активности человека во взаимодействии с жизненными реалиями; соответствия формы и содержания деятельности возрастной норме и индивидуальным потенциалам развития
11 Социокультурная среда Задает нормы деятельности, средства реализации потребности познания Ограничивает познание (противодействие получению знаний)
12 Любознательность и любопытство
13 Разнообразное окружающее пространство – шире спектр проявлений спонтанного исследовательского поведения Комната – ограниченное, привычное пространство, узкий спектр проявлений спонтанного исследовательского поведения. При этом большая социальная контактность
14 Игровая площадка на улице – разнообразное и изменчивое окружающее пространство, расширяется спектр проявлений спонтанного исследовательского поведения.
15 Факторы содействующие и противодействующие проявлению спонтанного исследовательского поведения Разнообразие и новизна окружающей среды, наличие рядом сверстников, ребёнка-предводителя; неограниченное окружающее пространство – способствует исследованию окружающего мира и собственных физических возможностей. Содействующие факторы
16 Закрытое пространство (игровая комната) – более способствует исследованию социальных взаимодействий. Содействующие факторы Факторы содействующие и противодействующие проявлению спонтанного исследовательского поведения
17 Наличие рядом взрослого может вызывать ситуации, в которой ребёнок испытывал свои возможности – сможет ли он компетентно помочь взрослому, или, наоборот, сможет ли он выполнить запретное действие так, чтобы взрослый не заметил этого. Содействующие факторы Факторы содействующие и противодействующие проявлению спонтанного исследовательского поведения
18 Противодействующие факторы Запреты взрослого Негативное отношение или непринятие со стороны сверстников Отсутствие значимых содействующих факторов Факторы содействующие и противодействующие проявлению спонтанного исследовательского поведения
19 Инициаторы спонтанного исследовательского поведения Появление новых предметов, наличие ребёнка-предводителя, деятельность взрослого или сверстников. Ребёнок имитирует, заинтересовавшую его деятельность
20 Исследовательская позиция – значимое личностное основание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но имеет потребность искать и находить ранее им неизведанное. проявляется и развивается в ходе реализации исследовательской деятельности.
21 От поведения к деятельности Интенция «Я сам» (хочу, могу, буду) Присвоения способа действия Характер мотивации (внешней и внутренней) Развитие произвольности Осознание цели и обретение смысла
22 Дошкольное детство Доминанты: «Я хочу сам» спонтанное любознательность к новому и потребность во впечатлениях имитационная активность предметная, орудийная и игровая деятельность фантазийность Значимые особенности: слабая произвольность неустойчивость интереса нерефлексивность социальная (средовая) зависимость ограниченность способов действий (неразвитость способностей)
23 Дошкольное детство Акценты в образовании: поддержание (одобрение) инициатив, простейшее оспособление удовлетворения собственного интереса, создание возможности разворачивания собственных инициатив, совместная деятельность как ведущий путь оспособления, акцент на предметной и природной сфере, безусловное принятие достижений ребенка, тренировка способностей в игровых формах, ограниченность временного регламента, разведение фантазийности и исследовательского пути познания
24 Специфические функции исследовательской деятельности в дошкольном образовании – сохранение и поддержание исследовательской активности, содействие становлению исследовательских способностей как составляющей развития личности «Я хочу сам»
25 Младшая школа Доминанты: смена социальной ситуации развития развитие произвольности освоение учебных навыков усвоение нормативности поведения расширение сферы интересов и форм активности выработка стиля учения «Я могу сам» Значимые особенности: зависимость познавательной активности и учебной мотивации от стиля обучения удержание интереса в совместной деятельности индивидуация способностей угасание учебной мотивации как познавательной
26 Младшая школа Акценты в образовании: поиск баланса между репродуктивными и продуктивными видами деятельности; развитие учебных навыков и способов самостоятельного получения знания; тренировка отдельных видов способностей, значимых для развития исследовательской деятельности локальные во времени конкретно- предметные продуктивные формы исследовательской деятельности; развитие критического отношения к действительности и деятельности
27 Специфические функции исследовательской деятельности в начальной школе – содействие проявлению исследовательского поведения учащихся как средству развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности, развитие исследовательских способностей в контексте продуктивных видов деятельности «Я могу сам»
28 Средняя школа Доминанты: «Я действую сам» значимость принятие референтной группой, обособление от взрослых и «других», индивидуализация, в том числе через познавательную активность, познавательная тяга к запретному Значимые особенности: социальная обусловленность познавательной мотивации, развитие социальных интересов, актуализация самопознания, социальная сензитивность и поиск себя, субкультура как экспериментирование
29 в основной школе – развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности средствами реализации исследовательских проектов как способа обновления содержания образования; сохранение учебной мотивации, развитие познавательной активности; «Я действую сам» Специфические функции исследовательской деятельности
30 Средняя школа Акценты в образовании: освоение алгоритма исследовательской деятельности (ориентировка, проблематизация, целеполагание, планирование, оспособление, эмпирия, анализ, презентация, рефлексия); развитие интеллектуальных способностей (анализ, синтез, классификация, систематизация и др.); создание возможности личностной самореализации в предметном исследовании; освоение конкретно-предметных областей знаний и методов исследования; содействие сохранению познавательной мотивации и мотивации развития супротив мотивации избегания неудач/социальной поддержки
31 в старшей школе – развитие исследовательской компетенции и предпрофессиональных навыков как основы профиля старшей школы; становление субъектной позиции и исследовательского отношения к миру «Я понимаю зачем я действую» Специфические функции исследовательской деятельности
32 Старшая школа Доминанты: значимость социального взаимодействия со сверстниками и значимым другим; личностная рефлексия, поиск смысла жизни; становление внутренней позиции; «Я понимаю зачем я действую» Значимые особенности: осознанность деятельности (в том числе учебной); выраженная индивидуализация способностей, сферы интересов, способов деятельности; поляризация по линии идентификация-обособления в социальном пространстве; выстраивание мировоззрения через принятие определенных ценностных систем
33 Старшая школа Акценты в образовании: освоение универсальности исследовательской деятельности как пути адекватного познания действительности; присвоение этики научного исследования; осознание возможностей и ограничений методов познания; формирование представления о системности, но «незавершенности» знания о мире, других, самом себе; развитие поливерсионного видения мира; создание условий осознанного самостоятельного выбора жизненного пути, в том числе в аспекте профессионализации
34 Профессионализация Доминанта построение самостоятельности жизни; получение профессии; «Я реализую себя в деятельности для других» Значимые особенности: вариативность социальных и личностных установок и мотивов учения; разрыв между обучением в вузе и получением профессии; отученность от продуктивных форм деятельности и самостоятельности познания
35 Профессионализация Акценты в образовании: от развития самостоятельности в учении к самостоятельному получению нового знания; связь теории с практикой; от общего к конкретному, а от конкретного у универсальному и относительному; развитие системного видения мира на основе исследовательской позиции; доминанта продуктивный форм познания
36 На этапе профессионализации – повышение культуры профессиональной деятельности путем развития аналитических и прогностических способностей обучающихся средствами исследования; развитие интеллектуального и креативного потенциала студентов, развитие их профессионального мастерства, становление исследовательских компетенций как центральной составляющей профессионализма; «Я реализую себя в деятельности для других» Специфические функции исследовательской деятельности
37 С чего начинается исследование? Наблюдение Действие Удивление Непонимание Сомнение Затруднение Сравнение Размышление Обсуждение Интерес
38 Ключевые вопросы Что исследую? – предмет К ак исследую? – метод Где исследую? – пространство К огда исследую? – процедура З ачем исследую? – смысл
39 историко-генетический, эволюционный, сравнительно- сопоставительный, корреляционный, типологический, классификационный, структурный, системный и т.д.
40 1 – типичные (стереотипные) 2 – распространенные 3 – оригинальные 4 – уникальные
41 1 – примитивные (элементарные, констатационные, описательные) 2 – комбинированные ( теоретический анализ, опрос, практические действия и т.п.) 3 – сопоставительные ( сопоставление теоретического материала и эмпирических данных; различных эмпирических данных друг с другом и др.); 4 – аналитические (качественно- количественные и качественные) ; 5 – глубинные (многопараметрические)
42 Думай глобально действуй локально: чем локальнее исследование, чем конкретнее предмет исследования, тем работа получается интереснее и содержательнее; уровень работы во многом зависит от объема исследуемого материала, корректности подбора и использования методов исследования, а также уровня анализа; глубина работы связана с пониманием границ исследования и ее места в общем контексте научной области
43 В чем именно проблема исследования? Что является объектом исследования, а что предметом? Какова гипотеза (гипотезы)? Последовательно ли простроены задачи исследования? Адекватны ли избранные методы исследования разрешению проблемы? Корректно ли определена выборка? Соблюдена ли процедура исследования? Достаточны и адекватны ли методы обработки и анализа данных? Отвечают ли выводы на задачи исследования и как они связаны с проблемой и гипотезой?
44 Оценка эффективности
45 Спасибо за внимание! Gracias por su atención! Thank you for your attention!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.