Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАнастасия Шульженкова
1 Центральная и Восточная Европа: Реализация ОВОС и СЭО на трансграничном уровне Оценка воздействия на окружающую среду и Стратегическая экологическая оценка Душанбе, Таджикистан октября, 2013 г. Нина Стоянова, Дипломированный инженер Международный эксперт wecoop-project.org
2 Трансграничная ОВОС/СЭО Применительно к проектам/планам и программам, которые могут оказывать существенное влияние на экологию другого государства Может запрашиваться государством, находящимся под угрозой существенного воздействия Вовлеченные стороны должны быть проинформированы Соответствующие органы, ответственные за состояние окружающей среды, и представители общественности в государстве, которое подверглось воздействию, могут выражать свои мнения Разумные временные рамки для предоставления соответствующей информации Информация об окончательном решении/заявлении может быть обжалована в суде Анализ после проведения проекта, мониторинг предлагаемых мер
3 Как это работает МИД Коорд. орган Эспо Пример коммуникации через координационные органы по Эспо в отношении планов, проектов или существующих структур в случае трансграничного воздействия на соседние страны
4 Различные подходы к реализации Общий подход к ОВОС – Сторона происхождения/Потерпевшая сторона Практический пример: Проект Розия-Монтана (Румыния-Венгрия) Отдельные процедуры ОВОС на национальном уровне – линейные инфраструктурные проекты/крупномасштабные проекты (дороги, трубопроводы) Практический пример: «Газопровод Набукко» (Турция-Болгария- Румыния) Совместная процедура ОВОС Практический пример: «Второй мост над р. Дунай между Видином (Болгария) и Калафатом (Румыния)» (Болгария-Румыния) Объединенный подход к ОВОС Трансграничная СЭО Практический пример: «План пространственного развития Любушского воеводства» (Польша-Германия) Практический пример: «Порт Каподистрия – План пространственного развития» (Словения-Италия)
5 Проект Розия-Монтана
6 Процедура трансграничной ОВОС в рамках проекта по добыче полезных ископаемых в Розия-Монтане, где Румыния была стороной происхождения, начался в 2004 г. и завершился в 2007 г. вследствие обжалования административного акта в суде. В 2010 г. разработчиком был получен и направлен новый административный акт. Тема проекта – продолжение и расширение деятельности по изучению природных залежей золота и серебра в целях добычи в регионе Розия-Монтана, включая открытую выработку, промывку и адсорбцию, а также электроэкстракцию и переплавку золота и серебра в слитки. Предварительная фаза – В соответствии с правовыми положениями в 2002 г. Разработчик (румыно-канадская компания) направил презентацию проекта властям Румынии (не только органам по окружающей среде) и начал процесс консультаций с широкой общественностью. Трансграничный вопрос – В августе 2002 г. Министерство охраны окружающей среды Венгрии отреагировало на запрос со стороны группы из 20 венгерских НПО по активации Конвенции Эспо в связи с предлагаемым рудником по открытой добыче золота в Розия-Монтане. В ответе упоминалось, что венгерское министерство начало процедуру в рамках Конвенции по выработке официального запроса на получение информации.
7 Проект Розия-Монтана
8 Вопросы, вызвавшие обеспокоенность у венгерской стороны: Для организации рудника, который должен был стать самым большим в Европе, требовалось частичное разрушение села и переселение около 2000 человек; работы по добыче могли привести к продолжительному токсическому загрязнению в виде 250 миллионов тонн отходов хвостохранилищ, содержащих тяжелые металлы и цианистые соединения и находящихся в озере общей площадью 600 гектаров за плотиной высотой 180 м. Работы по добыче на руднике заключали в себе угрозу, схожую с разрушением плотины на предприятии по переработке отходов хвостохранилищ в Бая-Маре в январе 2000 г., что привело к выбросу кубометров токсичных отходов в реки Тиса и Дунай. Было выдвинуто мнение, что к данной ситуации применимы три вида деятельности, перечисленные в Конвенции Эспо: крупные плотины и водохранилища; установки по ликвидации отходов для сжигания, химической обработки или захоронения токсических и опасных отходов; крупномасштабная добыча полезных ископаемых, добыча на объекте и обработка металлических руд или угля.
9 Проект Розия-Монтана 2004: Разработчик направил заявку о проведении ОВОС в органы, занимающиеся вопросами окружающей среды. 2006: Разработчик направил отчет о проведении ОВОС, составленный командой румынских и иностранных экспертов, в Министерство по охране окружающей среды. Были проведены 16 общественных консультаций (14 в Румынии и 2 в Венгрии), и 5600 вопросов были направлены в Министерство по охране окружающей среды. 2007: Разработчик направил ответы на 5600 вопросов в Министерство по охране окружающей среды - документ, состоящий из страниц и представляющий собой приложение к отчету по ОВОС, в то время как весь документ состоял из более чем страниц. Начинается обзор отчета по ОВОС. Разработчик начинает строительство нового района (под названием Рекеа) в рамках развития проекта для семей, которые захотели переехать в город. Сентябрь 2007: Министерство по охране окружающей среды приостанавливает обзор отчета по ОВОС.
10 Проект Розия-Монтана Май 2009: Введение в эксплуатацию района Рекеа в Алба- Юлии; 125 местных семей переехали в новые дома в Алба- Юлии.
11 Проект Розия-Монтана Сентябрь 2009: Розия-Монтана была официально включена в Книгу рекордов Гиннеса как первая местность в мире с наибольшим количеством людей, которые одновременно искали золото с помощью вашгерда (стола для промывки руды). Данный рекорд, который был сертифицирован известной организацией «Мировые рекорды Гиннеса», был зарегистрирован в День шахтера, 30 августа 2009 г. Главным организатором события была мэрия Розия-Монтаны, в то время как Золоторудная корпорация Розия-Монтаны была ответственна за организацию и финансовую поддержку. Сентябрь 2010: Министерство по охране окружающей среды пересматривает вопрос оценки исследования по ОВОС в отношении Проекта Розия-Монтана. Решение до сих пор не принято.
12 Газопровод Набукко Система трубопроводов для транспортировки газа с различных месторождений Каспийского региона и Ближнего Востока в Центральную Европу.
13 Газопровод Набукко §Сторона происхождения и потерпевшая сторона – Турция, Болгария и Румыния §Обмен уведомлениями между сторонами §Выражение заинтересованности в участии – Турция не желает принимать участие в процедуре ОВОС в отношении Болгарии. Румыния выражает заинтересованность в участии. §Консультации между Болгарией и Румынией на стадии определения масштаба §Разработка исследования по воздействию на окружающую среду §Оценка исследования по воздействию на окружающую среду §Общественный доступ к исследованию по воздействию на окружающую среду – по одному месяцу в каждой стране и общественные дебаты §Принятие решения по ОВОС Министерством по охране окружающей среды и водным ресурсам Болгарии
14 Второй мост над р. Дунай между Видином (Болгария) и Калафатом (Румыния)
15 Второй мост над р. Дунай ãВовлеченные стороны – Болгария и Румыния ãРатификация Конвенции: ãБолгария - март 1995 г. ãРумыния - март 2001 г. ãСторона происхождения Потерпевшая сторона ãДеятельность – мост как часть дороги и ж/д магистрали ãПриоритетный проект, включенный в пакет быстрореализуемых проектов в рамках Пакта стабильности по международной помощи ãОфициальный разработчик – Министерство транспорта и коммуникаций Болгарии
16 Второй мост над р. Дунай ãСоздание совместного комитета, возглавляемого министрами транспорта Болгарии и Румынии Различия между национальными системами ОВОС Болгарии и Румынии: ãПредварительная ОВОС в рамках анализа осуществимости проекта – Болгария ãЗаключительная ОВОС детально разработанного проекта - Румыния ãЭкологические разрешения на строительство моста – в обеих странах Создание совместной рабочей группы – ответственна за экологические аспекты, которые могли возникнуть в рамках разработки проекта ãОтсутствие формальной процедуры уведомления
17 План пространственного развития Любушского воеводства
18 Польша и Германия вовлечены в длительное двустороннее сотрудничество по вопросам трансграничной ОВОС и СЭО. Обе стороны сотрудничают на основе двустороннего Польско-германского соглашения по ОВОС, которое было подписано в 2006 г. и вступило в силу в 2007 г. Маршал (отвечавший за подготовку проекта плана) сделал заключение о том, что немецкая территория может быть подвержена существенному трансграничному воздействию, включая последствия для здоровья населения. С учетом данного факта немецкой стороне было направлено уведомление наряду с проектом плана и отчетом о состоянии окружающей среды, прилагавшемся к плану (с переводом на немецкий язык). Был установлен срок для уведомления Германией о намерении принимать участие в процессе – 30 дней с даты получения уведомления с возможностью одновременного предоставления комментариев и предложений относительно проекта плана и отчета о состоянии окружающей среды.
19 План для Любушского воеводства Общественное участие в Германии было организовано на основании тех же правил, что и в Польше (равные права и возможности): Общественность Германии была поставлена в известность касательно проекта плана и трансграничной ОВОС соответствующими государственными органами в Германии посредством общественного оповещения в официальном вестнике; Срок для предоставления комментариев и предложений со стороны общественности Германии был не меньше 21 дня, как прописано в законодательстве Польши (время для общественного доступа и подготовки комментариев). Таким образом, власти Германии, отвечавшие за организацию участия немецкой общественности, предоставили своей общественности возможность ознакомиться со всеми необходимыми документами и подготовить комментарии в течение 21 дня; Немецкая общественность имела возможность направить свои комментарии и предложения напрямую Маршалу Любушского воеводства либо через соответствующие госорганы в Германии;
20 План для Любушского воеводства В ходе общественного участия Маршал получил 1099 комментариев со стороны немецкой общественности. Такое количество комментариев со стороны Германии поставило множество практических проблем перед Маршалом: отсутствие человеческих ресурсов для обработки всех присланных комментариев; возникли трудности в связи с переводом комментариев, поскольку в соответствии с Законом о закупках у Маршала были ограниченные возможности при выборе наиболее подходящего переводчика, и таким образом качество перевода было не самым лучшим; более того, немецкая сторона подчеркнула, что перевод привел к путанице из-за неточности используемой терминологии. Информация о способе предоставления комментариев и предложений со стороны немецкой общественности была принята во внимание, и то, насколько она была использована в дальнейшей работе, было включено в письменном заключении в качестве приложения к принятому плану.
21 Порт Каподистрия – пространственный план
22 2009 – Направление уведомления со стороны Словении в Италию. Словения имела намерение обеспечить проведение ОВОС для транспортного пространственного плана, что соответствует проектам, перечисленным в Приложении 1 к Директиве об ОВОС – торговый порт, позволяющий прохождение судов более 1,350 метрических тонн. Положительный ответ со стороны Италии. Словения направила документацию, краткое изложение на итальянском языке и письмо с техническим процедурным предложением (информация относительно решения, периода проведения общественных консультаций, даты поступления ожидаемых комментариев, предложения о представлении ОВОС и плана, и т.д.). Получение комментариев со стороны Италии. Изучение – Использование критериев, перечисленных в Приложении 2 к Директиве об ОВОС, для определения вероятного значительного воздействия на экологию и здоровье населения. Определение масштаба – Определение необходимой информации: шум, здоровье, вода, ландшафт, природа и т.д. Подготовка проекта плана, альтернатив Консультации с органами, ответственными за окружающую среду, здоровье, охрану культуры и природы. Подготовка Отчета о состоянии окружающей среды, включая информацию о возможном трансграничном воздействии на окружающую среду;
23 Порт Каподистрия – пространственный план Трансграничные консультации; Общественные консультации: общественный тендер на идеи, мнения общественности; Решение об ОВОС и принятие Плана
24 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Нина Стоянова (дипломированный инженер), Международный консультант по вопросам окружающей среды, Болгария Тел.:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.