Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВера Шушлебина
1 ОВОС и СЭО в странах Центральной-Азии. Законодательство и практический опыт. Печенюк Олег ОО « Независимая экологическая экспертиза » Кыргызстан
2 Соглашения ЕЭК ООН Договора КазКырТаджТуркУз Конвенция Эспо рат прис-- Орхусская конвенция рат - Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния рат - Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер рат-- Конвенция по промышленным авариям рат---- Рамочная Конвенция по защите морской среды Каспийского моря рат
3 Двусторонние соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Кыргызской Республики сотрудничество в области проведения совместных экологических экспертиз для объектов имеющих потенциальное трансграничное воздействие;
4 Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ На Межпарламентской Ассамблеи государств- участников СНГ в г. Санкт-Петербурге Постановлением 36-7 был принят «модельный закон о стратегической экологической оценке». Статья 11 предписывает привести национальные законодательства в соответствие с настоящим Законом: «Законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов права государства разрабатываются и (или) приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу».
5 Базовые НПА для ОВОС и СЭО НПА КазКырТаджТуркУз Конституция Экологический кодекс + Закон «Об охране окружающей среды» + Закон «Об охране природы» +++ Закон «Об экологической экспертизе» ++++ Закон «Об государственной экологической экспертизе» + Закон «Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в КР» +
6 Подзаконные акты Казахстан Инструкция по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации Инструкция к квалификационным требованиям к лицензируемому виду деятельности по природоохранному проектированию, нормированию и работам в области экологической экспертизы. Стандарт государственной услуги "Выдача заключений государственной экологической экспертизы для объектов I категории« Стандарт государственной услуги "Выдача заключений государственной экологической экспертизы для объектов II, III и IV категорий« Правил проведения государственной экологической экспертизы
7 Подзаконные акты Таджикистан Порядке оценки воздействия на окружающую среду Порядок проведения государственной экологической экспертизы Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений разделов ОВОС, ООС и проектно- технических документаций Узбекистан Положения о государственной экологической экспертизе в Республике Узбекистан
8 Республика Казахстан
9 Оценка воздействия на окружающую среду процедура, в рамках которой оцениваются возможные последствия хозяйственной и иной деятельности для окружающей среды и здоровья человека, разрабатываются меры по предотвращению неблагоприятных последствий (уничтожения, деградации, повреждения и истощения естественных экологических систем и природных ресурсов), оздоровлению окружающей среды с учетом требований экологического законодательства Республики Казахстан. (Статья 35 Экологический кодекс РК) ОВОС производится в целях определения экологических и иных последствий вариантов принимаемых управленческих и хозяйственных решений, разработки рекомендаций по оздоровлению окружающей среды, предотвращению уничтожения, деградации, повреждения и истощения естественных экологических систем и природных ресурсов. (Инструкция по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации)
10 Последние изменения 1. Исключены требование о прохождении ОВОС для существующих объектов. (ст. 36, 44) 2. Изменены стадии ОВОС(убраны стадии: оценка территории, послепроектный анализ) (ст. 37) 3. Получение лицензии для разработчиков ОВОС необходима только для объектов 1 категории опасности. (ст.38) 4. Прописана ответственность разработчика и заказчика за достоверную и полную информацию (ст.38) 5. Из объектов оценки воздействия убрали парниковые газы (ст.39) 6. Появляется понятие не классифицируемые объекты - виды деятельности, не относящиеся к классам опасности согласно санитарной классификации производственных объектов (ст. 40) 7. Из документации по ОВОС исключили декларацию о намерениях (ст. 41)
11 Элементы СЭО в Экологический кодексе РК: Ст.36 пункт2 «Результаты оценки воздействия являются неотъемлемой частью предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации». Ст. 47 пункт 1 к объектам государственной экологической экспертизы относятся: Проекты государственных, отраслевых и региональных программ с сопровождающими их материалами оценки воздействия на окружающую среду; Проекты нормативных правовых актов Республики Казахстан, нормативно-технических и инструктивно- методических документов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду; Проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, в том числе территорий специальных экономических зон и территорий с особым режимом ведения хозяйственной деятельности;
12 Элементы СЭО в Экологический кодексе: Ст. 47 пункт 3 Проекты государственных, отраслевых программ, нормативных правовых актов Республики Казахстан, нормативно-технических и инструктивно- методических документов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, разрабатываемые центральными государственными органами, относятся к I категории. Проекты региональных программ, нормативных правовых актов Республики Казахстан, нормативно- технических и инструктивно-методических документов, разрабатываемых органами местного государственного управления, относятся ко II категории.
13 Кыргызская Республика
14 Нормативные правовые акты Закона КР «Об экологической экспертизе», ст. 10 Наличие оценки воздействия на окружающую среду в составе всех видов и стадий разработки проектной документации является обязательным и служит основой для принятия решения специально уполномоченным государственным органом по экологической экспертизе
15 В связи с ведением 2009г Закона КР «О нормативных правовых актах» инструкции, положения, правила не утвержденные законами, либо постановлениями Правительства не действительны. Законом КР «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике» от 2004г. устанавливается, что обязательные требования к продукции и/или связанным с ней процессам принимаются, только в виде технических регламентов.
16 Республика Таджикистан
17 «Планирование новых объектов и видов деятельности, которые могут оказать влияние на окружающую среду, осуществляется на основе документации по оценке воздействия на окружающую среду, подвергаемой в обязательном порядке государственной экологической экспертизе». (Часть 1 статьи 26 Закона РТ «Об экологической экспертизе») Следует отметить, что в Общей схеме процесса ОВОС, указанной в Порядке оценки воздействия на окружающую среду (утвержден постановлением Правительства Республики Таджикистан от ), ГЭЭ включена в общую схему и указана как один из этапов процесса ОВОС Одним из важных моментов можно отметить наличие положений, указывающих на необходимость разработки ТЗ и согласования его со специально уполномоченными государственными органами, а также предусматривающих предоставление возможности общественности ознакомиться с проектом ТЗ и подать свои предложения и замечания. Особенности проведения ОВОС
18 Трансграничное ОВОС Ст. 7 Закон РТ «Об экологической экспертизе» к объектам ГЭЭ относятся технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которые могут оказывать отрицательное воздействие на окружающую среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которые затрагивают интересы сопредельных государств, определенные международными правовыми актами, признанными Республикой Таджикистан
19 Трансграничное ОВОС В Разделе III Порядка также указывается, что материалы ОВОС проектов с возможным трансграничным воздействием, а также иные сложные проекты проходят обязательный контроль качества, проводимый организациями или экспертами, имеющими опыт деятельности в рамках Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте не менее трех лет.
20 СЭО В Порядке оценки воздействия на окружающую среду указано, что если экологической оценке подвергаются концепции, перспективные (генеральные) планы и программы социально-экономического развития страны, то ОВОС осуществляется как стратегическая экологическая оценка.
21 Республика Туркменистан
22 Форма проведения экологической экспертизы только государственная. В ст. 16 Закона «Об охраны природы» есть обязательства проведения ОВОС
23 Республика Узбекистан
24 Закон «Об экологической экспертизы» Статья 15. Для проведения государственной экологической экспертизы заказчиком представляются: по проектируемым объектам - материалы оценки воздействия на окружающую среду, содержащие проект заявления о воздействии на окружающую среду, заявление об экологических последствиях, а в случаях, предусмотренных законодательством, - заявление о воздействии на окружающую среду; по действующим объектам - проекты экологических нормативов, заявление о воздействии на окружающую среду, разработанное при установлении факта воздействия объекта на окружающую природную среду и здоровье граждан. Заказчик вправе дополнительно представить материалы экологического аудита;
25 Статья 24. Экологический аудит Экологический аудит - независимая экологическая экспертиза действующих предприятий и других объектов, оказывающих негативное влияние на состояние окружающей природной среды, проводимая экологическими аудиторами (фирмами) в порядке и на условиях, установленных законодательством.
26 Общие проблемы Проблемы понятийного аппарата, позволяющие толковать понятия, ситуации, проблемы, образы, события на усмотрение заказчика либо гос. органа : «экосистема», «рациональное природопользование», «наилучшие доступные технологии» Отсутствие норм, чётко регулирующих сам порядок (процедуру) проведения ОВОС, его отдельных этапов и, в первую очередь, соответствующих сроков выполнения тех или иных действий, не даёт возможности в полной мере оценить эффективность реализации На практике всё ещё остаётся подход, который направлен больше на обеспечение конечного результата – подготовку материалов ОВОС, чем на соблюдение процедуры подготовки этих материалов.
27 Общие проблемы Отсутствуют в законодательствах стран ясные и применимые на практике рекомендации или руководящие указания по проведению трансграничного ОВОС и СЭО. Нет различия между инициативами стратегического и проектного уровня (установлена единая процедура экологической оценки). В национальных законодательствах стратегические документы декларативно относят к объектам экологической экспертизы. Финансовое бремя
28 Рекомендации
29 ОВОС Необходимо создание на национальном уровне чёткого механизма, который бы гарантировал, что виды деятельности с вероятным существенным трансграничным воздействием будут на раннем этапе попадать во внимание компетентного органа, который будет располагать необходимыми возможностями для принятия решения о том, в связи с каким из этих видов деятельности должно быть направлено уведомление, а также, в соответствии с требованиями Конвенции, сможет обеспечить своевременное уведомление затрагиваемой стороны и другие процедуры, предусмотренные требованиями международных договоров.
30 Необходимо определить четкий набор критериев, используемых для принятия решения о целесообразности направления уведомления Затрагиваемой Стороне
31 Рекомендации по СЭО Необходимо разработать национальные механизмы проведения экологической оценки стратегических документов Определить границы раздела ответственности и компетенций различных участников процесса СЭО Оценка услуг экосистем. Встраивание стоимости услуг экосистем в себестоимость товаров и услуг Контроль за исполнением, повышение административной, уголовной и гражданской правовой ответственности за реализацию принимаемых решений Внедрение реальных механизмов межведомственного и межсекторального взаимодействия Повышение потенциала основных групп интересов. Оптимизировать систему профессиональной подготовки специалистов в разных областях природоохранной и управленческой деятельности.
32 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.