Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЖанна Ярусова
1 История и философия науки Тема 2 Предпосылки и генезис античной науки МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии
2 Предпосылки и генезис античной науки Онтологические постулаты ранней греческой натурфилософии Идея единства природы Идея сохранения o Концепция правещества (первоначала) o Концепция вечного бытия o Концепция неразрушимого бытия Идея природного порядка o Концепция Логоса o Концепция Мирового Ума o Принцип детерминизма Генезис научной методологии Развитие абстрактного мышления Логический вывод и выводное знание
3 Идея единства природы Милетская школа Фалес (ок. 640 – 562 до н.э.) Анаксимандр (ок. 610 – ок. 540 до н.э.) Анаксимен (ок ок. 525 до н.э.)
4 Милетская школа Концепция единого первоначала Взаимопревращения веществ свидетельствуют, что за видимым многообразием воспринимаемого мира скрывается единое первоначало.
5 Милетская школа Концепция единого первоначала... большинство первых философов считало началом то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются, причём сущность хотя и остаётся, но изменяется в своих проявлениях, – это они считают элементом и началом вещей. И потому они полагают, что ничто не возникает и не исчезает; ибо должно быть некоторое естество – или одно, или больше одного, откуда возникает всё остальное, в то время как само это естество сохраняется. Аристотель. «Метафизика».
6 Милетская школа Концепция единого первоначала Относительно количества и вида такого начала не все учили одинаково. Фалес – основатель такого рода философии – утверждал, что начало – вода (потому он и заявлял, что земля находится на воде); к этому предположению он, быть может, пришёл, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живет (а то, из чего всё возникает – это и есть начало всего). Таким образом, он именно поэтому пришёл к своему предположению, равно как потому, что семена всего по природе влажны, а начало природы влажного – вода. Аристотель. «Метафизика».
7 Генезис и развитие идеи сохранения Милетская школа Концепция правещества (первоначала) Элейская школа Концепция вечного бытия Анаксагор и атомисты Концепция неразрушимого бытия
8 Идея сохранения Концепция первовещества Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Анаксимандр Милетский... учил, что первоначалом и основой является беспредельное, и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остаётся неизменным.
9 Идея сохранения Элейская школа Парменид (род. 540/539 до н.э.) Зенон (ок. 490 – 430 до н.э.
10 Идея сохранения Концепция вечного бытия Бытие есть, небытия нет Если бы дело обстояло иначе, сущее было бы не-сущим, а не-сущее – сущим, что явно нелепо. Сущее не может быть несуществующим, не-сущее же не может существовать.
11 Идея сохранения Концепция вечного бытия Бытие есть, небытия нет Бытие едино и неделимо Сущее не может быть несуществующим, не-сущее же не может существовать. Два бытия не могут быть отделены друг от друга ни каким-то третьим бытием (в таком случае все три составляли бы сплошное единое бытие), ни небытием, поскольку небытия нет. При допущении множественности бытия придётся допустить бытие небытия.
12 Идея сохранения Концепция вечного бытия Бытие есть, небытия нет Бытие едино и неделимо Бытие вечно и неизменно Сущее не может быть несуществующим, не-сущее же не может существовать. При допущении множественности бытия придётся допустить бытие небытия. Бытие не может возникнуть из небытия, или из другого бытия, поскольку есть лишь одно бытие, и это бытие не может стать чем-то иным. Сущее не может ни возникнуть из не-сущего, ни сделаться не-сущим.
13 Идея сохранения Концепция вечного бытия Бытие есть, небытия нет Бытие едино и неделимо Бытие вечно и неизменно Небытие немыслимо Сущее не может быть несуществующим, не-сущее же не может существовать. При допущении множественности бытия придётся допустить бытие небытия. Сущее не может ни возникнуть из не-сущего, ни сделаться не-сущим. В противном случае пришлось бы допустить существование многого. Одно и то же – мысль и предмет мысли.
14 Идея сохранения Анаксагор Анаксагор в первой книге «Физики» ясно говорит, что возникновение и гибель суть соединение и разделение. А именно он пишет следующим образом: «[Слова] возникновение и гибель неправильно употребляют эллины. Ибо [на самом деле] ни одна вещь не возникает и не уничтожается, но [каждая] составляется из смешения существующих вещей или выделяется из них. Таким образом, правильно было бы говорить вместо возникать – смешиваться и вместо погибать – разделяться ». Симпликий. Комментарий к «Физике» Аристотеля. Анаксагор
15 Идея сохранения Атомистическая школа Левкипп (500? – 440? до н.э.) Демокрит (ок. 460 – ок. 370 до н.э.) Ранние атомисты (V-IV в. до н.э.)
16 Идея сохранения Концепция неразрушимого бытия Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Начала Вселенной суть атомы и пустота, всё остальное лишь считается существующим. Миры бесконечны и подвержены возникновению и разрушению. Ничто не возникает из несуществующего, и ничто не разрушается в несуществующее. Атомы также бесконечны по величине и количеству, они вихрем несутся во Вселенной и этим порождают всё сложное – огонь, воду, воздух, землю, ибо все они суть соединения каких-то атомов, которые не подвержены воздействиям и неизменны в силу своей твёрдости. Демокрит
17 Генезис и развитие идеи сохранения Милетская школа Концепция правещества (первоначала) o Идея сохранения в неявном виде Элейская школа Концепция вечного бытия o Сохранение как абсолютная неизменность Анаксагор и атомисты Концепция неразрушимого бытия o Сохранение как условие изменчивости
18 Генезис и развитие идеи природного порядка Гераклит Концепция Логоса Анаксагор Концепция Мирового Ума Демокрит Принцип детерминизма
19 Генезис и развитие идеи природного порядка Гераклит Гераклит (ок. 540 – 480 до н.э.) Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерно возгорающимся, мерно угасающим.
20 Первоначало по природе своей изменчиво: стихия мира – огонь. Мир вечен, но не неизменен: в нём всё течёт, всё меняется, и даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Всё возникает через борьбу противоположностей. Но эта борьба порождает не хаос, а упорядоченный космос, подчинённый разумному принципу – логосу. Генезис и развитие идеи природного порядка Концепция Логоса
21 Логос (греч. λόγος, речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера) – понятие античной философии, означающее разумный принцип, управляющий миром; в христианском богословии – Бог-Сын, второе лицо Троицы. Генезис и развитие идеи природного порядка Концепция Логоса
22 Генезис и развитие идеи природного порядка Анаксагор Начинается же [сочинение Анаксагора] следующим образом: «Вместе все вещи были, Ум же их отделил и привёл в порядок». Анаксагор (ок. 550 – 428 до н.э.) Аэтий Свод мнений.
23 Генезис и развитие идеи природного порядка Концепция Мирового Ума Нус (ум) (греч. νους, разум, мысль, дух) – термин греческой философии, начало сознания и самосознания в космосе и человеке.
24 … однажды мне кто-то рассказал, как он вычитал в книге Анаксагора, что всему в мире сообщает порядок и всему служит причиной Ум; и эта причина мне пришлась по душе, я подумал, что это прекрасный выход из затруднений, если всему причина – Ум. Я решил, что если так, то Ум-устроитель должен устраивать все наилучшим образом и всякую вещь помещать там, где ей всего лучше находиться. И если кто желает отыскать причину, по которой что-либо рождается, гибнет или существует, ему следует выяснить, как лучше всего этой вещи существовать, действовать или самой испытывать какое-либо воздействие. Генезис и развитие идеи природного порядка Концепция Мирового Ума Сократ ( до н.э.) Платон. «Федон».
25 Рассудивши так, я с удовольствием думал, что нашёл в Анаксагоре учителя, который откроет мне причину бытия, доступную моему разуму, и прежде всего расскажет, плоская ли Земля или круглая, а рассказавши, объяснит необходимую причину – сошлётся на самое лучшее, утверждая, что Земле лучше всего быть именно такой, а не какой-нибудь ещё. И если он скажет, что Земля находится в центре [мира], объяснит, почему ей лучше быть в центре. Если он откроет мне всё это, думал я, я готов не искать причины иного рода. Генезис и развитие идеи природного порядка Концепция Мирового Ума Сократ ( до н.э.) Платон. «Федон».
26 С величайшим рвением принялся я за книги Анаксагора, чтобы поскорее их прочесть и поскорее узнать, что же всего лучше и что хуже. Но с вершины изумительной этой надежды, друг Кебет, я стремглав полетел вниз, когда, продолжая читать, увидел, что Ум у него остаётся без всякого применения и что порядок вещей вообще не возводится ни к каким причинам, но приписывается – совершенно нелепо – воздуху, эфиру, воде и многому иному. Генезис и развитие идеи природного порядка Концепция Мирового Ума Сократ ( до н.э.) Платон. «Федон».
27 На мой взгляд, это все равно, как если бы кто сперва объявил, что всеми своими действиями Сократ обязан Уму, а потом, принявшись объяснять причины каждого из них в отдельности, сказал: «Сократ сейчас сидит здесь потому, что его тело состоит из костей и сухожилий и кости твердые и отделены одна от другой сочленениями, а сухожилия могут натягиваться и расслабляться и окружают кости – вместе с мясом и кожею, которая все охватывает. И так как кости свободно ходят в своих суставах, сухожилия, растягиваясь и напрягаясь, позволяют Сократу сгибать ноги и руки. Вот по этой-то причине он и сидит теперь здесь, согнувшись». Генезис и развитие идеи природного порядка Концепция Мирового Ума Сократ ( до н.э.) Платон. «Федон».
28 На мой взгляд, это все равно, как если бы кто сперва объявил, что автомобиль, например, знаменует собой торжество человеческого разума над неразумной материей, а потом, будучи спрошен, в чём же конкретно это проявляется, усмотрел разумность лишь в действиях водителя, выбирающего оптимальный путь к месту назначения и направляющего к нему автомобиль, но ни в устройстве, ни в работе автомобиля никакой разумности не нашёл. Генезис и развитие идеи природного порядка Концепция Мирового Ума
29 Аэтий Свод мнений. Генезис и развитие идеи природного порядка Демокрит Ни одна вещь не возникает беспричинно, но всё возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости. Демокрит (ок. 460 – ок. 370 до н.э.)
30 Генезис и развитие идеи природного порядка Принцип детерминизма Детерминизм (лат. determino, определяю) – учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. Основу детерминизма составляют концепции причинности и закономерностей.
31 Генезис и развитие идеи природного порядка Идея причинности Причинность, причинная связь, каузальная связь (от лат. causa – причина) – одна из важнейших форм взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов бытия, выражающая такую генетическую связь между ними, при которой одно явление (процесс), называемое причиной, при наличии определённых условий неизбежно порождает, вызывает к жизни другое явление (процесс), называемое следствием (или действием). Любые изменениях в состояниях объектов и систем реальности имеют свои основания, и идея причинности направлена на раскрытие этих оснований. Ю. В. Сачков. Причинность // Новая философская энциклопедия
32 Генезис и развитие идеи природного порядка Идея закономерности Закономерности – относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития. На знании закономерностей соответствующих явлений основываются как объяснения в науке, так и научные предвидения. Ю. В. Сачков. Закономерности // Новая философская энциклопедия
33 Генезис научной методологии Пифагорейцы Пифагор (ок. 570 – ок. 497 до н.э.) Архит (ок. 435 – после 360 до н.э.) Филолай (ок. 470 – после 400 до н.э.)
34 Генезис научной методологии Развитие абстрактного мышления b2b2 a2a2 ab c2c2 (a+b) 2 = c 2 +4ab/2 a 2 +2ab+b 2 = c 2 +2ab a 2 +b 2 = c 2 ab/2 (a+b) 2 =a 2 +2ab+b 2 (a+b)(a+b)=a 2 +ab+ba+b 2 Теорема Пифагора
35 Генезис научной методологии Логический вывод и выводное знание Допустим, что диагональ квадрата m и его сторона n соизмеримы, т.е. их отношение равно отношению двух целых чисел: m : n (предполагается, что m и n не являются оба чётными, иначе дробь можно было бы сократить на два). Тогда площадь квадрата, построенного на диагонали m, будет относиться к площади исходного квадрата со стороной n как m 2 : n 2. Но по теореме Пифагора m 2 = 2n 2 ; значит m 2 – чётно. Следовательно и m – чётно (так как произведение двух нечётных чисел нечётно). Но тогда n – нечётно. Поскольку m – чётно, запишем его как m = 2t. Тогда m 2 = 4t 2 = 2n 2, или n 2 = 2t 2, т.е. n 2 – чётно, следовательно и n должно быть чётным, что приводит к противоречию. Следовательно, допущение неверно, и m и n несоизмеримы. n m Открытие несоизмеримых отрезков (иррациональных чисел)
36 Генезис научной методологии Овладение навыками абстрактного мышления и техникой логического вывода позволили придать форму теории уже имеющемуся знанию и развивать её, открывая новые истины.
37 Вопросы?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.