Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЕвгений Яфаров
1 Доклад по теме «МЕТОД ПРОЕКТОВ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ» выполнил: выполнил: учитель географии РМОУ Сокурская СОШ Сидорова Ю.В.
2 Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.
3 Современные тенденции образования Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
4 Уровень сформированности умений критического мышления в России (данные Международного исследования 2002 г.) Обобщенный результат России в «грамотности чтения» составил 462 балла (из 1000), что является местом (из 32) среди стран, принимавших участие в тестировании. Обобщенный результат России в «грамотности чтения» составил 462 балла (из 1000), что является местом (из 32) среди стран, принимавших участие в тестировании. Самый низкий уровень 1 продемонстрировали 12% учащихся стран ОЭСР. Самый низкий уровень 1 продемонстрировали 12% учащихся стран ОЭСР. В России таких учащихся оказалось 18 %. В России таких учащихся оказалось 18 %. Ниже уровня 1 – по странам ОЭСР – 6% Ниже уровня 1 – по странам ОЭСР – 6% В России – 9 %. В России – 9 %.
5 КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ Под компетентностью в области решения проблем понимается «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения». Под компетентностью в области решения проблем понимается «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения». (The Pisa 2003 Assessment Framework, OECD, 2003) (The Pisa 2003 Assessment Framework, OECD, 2003)
6 ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ Понимать проблему ( использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников); Понимать проблему ( использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников); Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию); Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию); Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой); Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой); Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели); Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели); Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.) Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.) Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей) Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)
7 МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА. Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.
8 ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Принимать самостоятельные аргументированные решения. Принимать самостоятельные аргументированные решения. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
9 СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Проблемная ситуация Поиск способов решения (выдвижение гипотез) Поиск способов решения (выдвижение гипотез) ПРОБЛЕМА Исследовательская, поисковая пр. деятельность Исследовательская, поисковая пр. деятельность Оформление результатов Защита проекта Прогнозирование новых проблем
10 ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ДРУГИМИ МЕТОДАМИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА Метод проектов Обучение в сотрудничестве Дискуссии Ролевые игры Мозговая атака Портфель ученика
11 СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проектная деятельность Исследовательские Поисковые Научный метод Дискуссии, эвристические беседы Дискуссии, эвристические беседы Мозговые атаки Ролевые игры Рефлексивные
12 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Интеллектуальные умения критического мышления Умения предметной области знания Совокупность соответствующих компетентностей Ключевые компетенции Коммуникативные умения Поиск информации Осмысление Анализ Синтез Оценка Умения совместной деятельности Умения дискутировать, принимать решения Применение
13 УРОВНИ ПРОБЛЕМНОСТИ Общим основанием для уровневого рассмотрения проблемности является степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся: Первый уровень соотносится с проблемным изложением учебного материала учителем. Второй уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает. Второй уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает. Третий уровень предпола-гает, что преподаватель создает проблемную ситу-ацию, а ученик самостоя-тельно ее разрешает. Четвертый уровень сви- детельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.
14 Что такое критическое мышление? Во-первых критическое мышление есть мышление самостоятельное. Во-первых критическое мышление есть мышление самостоятельное. Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США) В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)
15 ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ Признаки типологизации: Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная). Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная). Проекты: Проекты: - практико-ориентированные, - информационные, - творческие.
16 ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (продолжение) Предметно-содержательная область. Проекты: Предметно-содержательная область. Проекты: - моно-проект ( в рамках одной области знания), - моно-проект ( в рамках одной области знания), - межпредметный проект. - межпредметный проект.
17 Характер координации проекта: Характер координации проекта: - проект с открытой координацией, - проект с открытой координацией, - проект со скрытой (неявной) координацией. - проект со скрытой (неявной) координацией. Характер контактов: Характер контактов: - внутри школьный; - внутри школьный; - региональный; - региональный; - международный. - международный.
18 ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (продолжение Количество участников проекта: Количество участников проекта: - индивидуальные, - индивидуальные, - парные, - парные, - групповые. - групповые. Продолжительность проекта: Продолжительность проекта: - краткосрочные, - краткосрочные, - долгосрочные. - долгосрочные.
19 ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА Представление проблемной ситуации: - вербально; - с помощью видеоряда; - с помощью мультимедийных средств. 2. Мозговая атака. 3. Обсуждение. 4. Выдвижение гипотез. 5. Определение типа проекта. 6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей. 7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
20 Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием. 9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке). 10. Оформление результатов проектной деятельности. 11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия. 12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов. 13. Самооценка, внешняя оценка.
21 ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проектная деятельность На уроке Во внеурочной деятельности Общешкольный проект Телекоммуникационный проект
22 КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений; коллективный характер принимаемых решений;
23 характер общения и взаимопомощи участников проекта; характер общения и взаимопомощи участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений,умение аргументировать свои заключения, выводы; доказательность принимаемых решений,умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов проекта; эстетика оформления результатов проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов. умение отвечать на вопросы оппонентов.
24 РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА Должен обладать определенными качествами: Иметь хорошие организаторские способности; Иметь хорошие организаторские способности; Быть методически грамотным; Быть методически грамотным; Владеть навыками межкультурного общения; Владеть навыками межкультурного общения; Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками; Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками; Активно сотрудничать в проектной деятельности; Активно сотрудничать в проектной деятельности; Обладать базисными навыками работы в сетях; Обладать базисными навыками работы в сетях; Уметь работать с большими объемами информации; Уметь работать с большими объемами информации; Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями. Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.
25 В моей работе метод проектов я использую для того чтобы: Научить учащихся самостоятельно отыскивать новые, нестандартные решения, создавать новое. Научить учащихся самостоятельно отыскивать новые, нестандартные решения, создавать новое. Учащиеся могли размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Учащиеся могли размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Помочь детам осознать значимость коллективной работы. Помочь детам осознать значимость коллективной работы. Развивать у учащихся умение высказывать свою точку зрения, выслушивать и понимать другого, приходить к совместному решению. Развивать у учащихся умение высказывать свою точку зрения, выслушивать и понимать другого, приходить к совместному решению. Повысить личную уверенность учащихся, создать условия для самореализации и рефлексии. Ребенок должен не на словах, а на деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать проблемы. Повысить личную уверенность учащихся, создать условия для самореализации и рефлексии. Ребенок должен не на словах, а на деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать проблемы. Развить у детей исследовательские умения. Развить у детей исследовательские умения.
26 Результатом работы школьников становятся макеты, разработки, карты, схемы, описания объектов и конкретная деятельность по их благоустройству и т.п. Главное, чтобы выбранная тема проекта была тесно связана с реальной жизнью и личностно значима для каждого школьника. Очень важно, что при работе над проектом школьники не только овладевают такими географическими знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе. Результатом работы школьников становятся макеты, разработки, карты, схемы, описания объектов и конкретная деятельность по их благоустройству и т.п. Главное, чтобы выбранная тема проекта была тесно связана с реальной жизнью и личностно значима для каждого школьника. Очень важно, что при работе над проектом школьники не только овладевают такими географическими знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.
27 По доминирующей деятельности Информационные. Основной задачей является формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие Исследовательские. Работа, примерно совпадающая с научным исследованием.Она включает в себя: обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Прикладные или практико- ориентированные. Проект предполагает реальный результат работы, носит прикладной характер Китай, особенности страны Развитие нефтяной промышленности -беда или благо России? Моя малая родина Сокур - как ПТК Мошковский район- как ПТК. создание макетов вулкана оформление гербария: «Наиболее распространенные растения Создание буклета «Признаки ненастной и хорошей погоды Почему вам нужно побывать на Камчатке ? (рекламный проект) Путевые заметки эпохи Великих Географических открытий. Легенды озера Байкал Творческие Проект направлен на развитие творческих способностей учащихся, сама работа и оформление носит творческий характер. Типы учебных проектов по географии (Типология предложена Е.С. Полат.), и примеры выполненных учащимися проектов
28 Очень важна ориентация на личность школьника, при проектной деятельности, очень важна. Нельзя предлагать ученику задание, которое он не сможет выполнить. Задания должны соответствовать тому уровню, на котором находится обучаемый в данный момент. Работая над проектами, я пришла к выводу, что если целенаправленно и систематически использовать их в работе при обучении, то эффективность будет очень высокой.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.