Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВиктор Амелякин
1 Полякова Татьяна Геннадьевна ТОШ
2 Чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, связанный с извлечением информации через зрительный канал. В основе этого вида речевой деятельности лежат умения, связанные с извлечением поступающей информации.
3 По целевой направленности деятельности просмотровое ознакомительное изучающее поисковое По форме про себя индивидуальное хоровое громкое По способу раскрытия содержания аналитическое синтетическое переводное беспереводное По месту чтения домашнее классное По характеру организации деятельности подготовленное неподготовленное тренировочное контрольное
4 Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Такое чтение имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение – читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико- смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.
5 Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение для себя, без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. Основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, т.е. выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25 – 30% избыточной, второстепенной информации.
6 Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Объектом изучения при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.
7 Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей и т.д.). В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.
8 Предтекстовые упражнения направлены на устранение смысловых и языковых трудностей. В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержаться указания на вид чтения, необходимость решения определенных познавательно – коммуникативных задач в процессе чтения. Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований: они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде; ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому – либо одному предложению из текста; вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста. Послетекстовые упражнения предназначены для проверки понимания прочитанного.
9 чтение с общим охватом содержания (просмотровое, ознакомительное); чтение с целью детального понимания прочитанного (изучающее); чтение с целью извлечения конкретной информации (поисковое).
10 Предтекстовый этап прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему; выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста; составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу; назовите предложение, которое служит для связи смысловых частей текста; прочтите абзац и постарайтесь понять его без словаря; разделите текст на вводную часть (зачин), информационную (основную) часть и заключительную (концовку); попробуйте определить тему текста по иллюстрации (чертежу); скажите, о чем, судя по заглавию (рисункам, графикам и концовке), может идти речь в данном тексте; прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предложению. Текстовый этап прочтите первый абзац текста и найдите в нем предложение, содержащее основную информацию; назовите основные проблемы, затронутые в тексте; найдите главные факты текста; расположите следующие предложения текста в логической последовательности; составьте список вопросов к тексту; подготовьте план пересказа текста; подтвердите достоверность суждений о …; поясните главную мысль текста своими словами; Послетекстовый этап прочтите текст и выразите свое согласие (несогласие) с приведенными ниже утверждениями; ответьте на вопросы по тексту; перескажите текст на родном языке; выразите свое отношение к прочитанному; скажите, при изучении каких предметов вам может понадобиться информация, содержащаяся в тексте.
11 Предтекстовый этап Выполните частичный перевод предложений на родной язык. Найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов. Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда. Найдите в тексте и выпишите существительные, образованные от глагола (прилагательного). Выберите предложения, содержащие пассивный залог (сложное дополнение и т.д.), объясните по каким признакам вы установили грамматическую форму. Назовите исходную форму данных слов. Текстовый этап прочтите текст и перечислите вопросы, освещаемые в нем; прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования; прочтите вслух все глаголы, передающие динамику повествования; выберите из данного абзаца прилагательные и наречия, которые служат для описания…; прочтите текст и передайте его основную идею несколькими предложениями. Послетекстовый этап используя материал текста, ответьте на вопросы; расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте; используя факты из текста, расскажите о …; перескажите текст, используя план и выписанные словосочетания; охарактеризуйте персонажей (время действия) своими словами; выразите свое отношение к прочитанному; прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из него; составьте аннотацию к тексту.
12 Предтекстовый этап установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи; найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней; Текстовый этап просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему; скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание; отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы; Послетекстовый этап зачитайте из текста факты, которые относятся к теме…; подчеркните в тексте определение (вывод, термин). При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута.
13 1. Постановка задачи, стимулирование потребности и интереса. Работа с заголовком. 2. Выявление учениками основной информации из текста. Работа с предтекстовыми заданиями. 3. Действия учеников по сокращению основной информации: разделение текста на смысловые части; составление плана текста; работа со словами и предложениями, передающими основную мысль; пересказ содержания текста по пунктам плана с использованием ключевых слов и предложений. 4. Интерпретация содержания прочитанного (выражение основной идеи текста, выражение своего отношения к прочитанному, пересказ). 5. Подведение итогов работы, оценивание деятельности учеников.
14 1. Постановка задачи, стимулирование потребности и интереса. 2. Выполнение предтекстовых заданий. 3. Установка на прогнозирование учениками содержания текста. 4. Чтение текста про себя с целью получения информации и полного понимания прочитанного. 5. Проверка понимания прочитанного: с помощью разнообразных тестовых заданий; нахождение ответов на вопросы учителя в тексте; нахождение предложено учителем информации из текста; анализ мест текста, вызывающие определённые трудности понимания. 6. Целевая установка ко вторичному чтению текста (если есть необходимость. 7. Проверка понимания деталей текста, поиск и определение смысловых единиц информации. 8. Интерпретация текста, выражение своей позиции, мысли и оценки содержания прочитанного. 9. Выполнение упражнений по интерпретации прочитанного (пересказ). 10. Подведение итогов работы, оценивание деятельности учеников.
15 Розов О.А. писал: чтение представляет собой чрезвычайно сложный процесс, характеризующийся громадным объемом подсознательной работы мозга.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.