Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемНадежда Панкрашкина
1 Министерство природных ресурсов Российской Федерации Опыт финансового менеджмента и внутреннего аудита результативности в МПР России Начальник отдела аудита результативности бюджетных расходов Департамента экономики и финансов МПР России О.В.Александров 15 декабря 2007 года, семинар Минфина России
2 Министерство природных ресурсов Российской Федерации Под аудитом результативности понимается важнейшая часть финансового менеджмента - система регулярного наблюдения и оценки результатов деятельности ОИВ и соответствующих бюджетных расходов, связанных с достижением его целей, выполнением задач и программ, а также своевременного выявления и устранения ошибок и отклонений в работе, контроль достоверности полученных результатов Определения Финансовый менеджмент - формирование и регулирование всех финансовых процессов в организации. Финансовый менеджмент охватывает стадии планирования, принятия решений, выработки распоряжений и контроль.
3 Министерство природных ресурсов Российской Федерации Показатели оценки финансового менеджмента в МПР России Показатели оценки финансового менеджмента в МПР России Показатели оценки финансового менеджмента определены в Докладе о результатах и основных направлениях деятельности МПР России как показатели результативности непрограммной деятельности Департамента экономики и финансов
4 Министерство природных ресурсов Российской Федерации Финансовый менеджмент в МПР России: Планирование бюджета Вид непрограммной деятельности - Планирование бюджетных расходов Ответственный исполнитель: отдел бюджетного планирования Цель: Формирование расходов федерального бюджета МПР России как субъекта бюджетного планирования Основные мероприятия: 1. Рассмотрение заявок по объемам бюджетного финансирования центрального аппарата, подведомственных организаций, федеральной службы и агентства. 2. Распределение предельных объемов финансирования по центральному аппарату и подведомственным организациям, включая агентства и службу. 3. Подготовка обоснований бюджетных ассигнований МПР России как субъекта бюджетного планирования 3. Подготовка материалов по разногласиям к проекту федерального бюджета и участие в защите в Минфине России. 4. Составление и ведение реестра расходных обязательств МПР России как субъекта бюджетного планирования 5. Ведение и уточнение реестра бюджетополучателей по закрепленным направлениям. 6. Доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитов бюджетных обязательств до структурных подразделений Министерства, федеральных агентств и службы, ответственных за финансирование расходов по конкретному направлению деятельности, бюджетной росписи расходов, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования на текущий период. 7. Рассмотрение и утверждение смет расходов по центральному аппарату и подведомственных организаций. 8. Внесение изменений в бюджетную роспись по закрепленным направлениям.
5 Министерство природных ресурсов Российской Федерации Показатели Единица измерения Отчетный периодПлановый период Показатели уровня достижения цели: Соблюдение сроков и форм представления документов, предусмотренных положением о разработке перспективного финансового плана и проекта федерального закона о федеральном бюджете Да/нетДа Наличие правил и процедур составления перспективного финансового плана СБП/ФСА закреплено нормативным документом. Да\нетДа Наличие формализованного порядка предоставления бюджетных проектировок подведомственными организациями на очередной финансовый год и проверки обоснованности расходов, представленных в них Да/нетДа Срок планирования доходов и расходов в разрезе подотчетных распорядителей и получателей бюджетных средств ЛетГод 3 года Периодичность актуализации (обновления информации) среднесрочного финансового плана Раз/год Показатели планирования бюджета
6 Министерство природных ресурсов Российской Федерации Финансовый менеджмент в МПР России: Исполнение бюджета Вид непрограммной деятельности - Исполнение бюджетных расходов Ответственный исполнитель: Финансовый отдел Цели: своевременность исполнения бюджета МПР России как главного распорядителя бюджетных средств Основные мероприятия: 1. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и подведомственных организаций. 2. Проведение текущей работы (отчетность в Счетную Палату Российской Федерации, экспертизы договоров для нужд Министерства, переписка с финансовыми органами, организациями и гражданами, штатные расписания и др.). 3. Согласование распределений бюджетных средств, подготовленных ответственными департаментами, для оплаты работ, выполненных исполнителями. 4. Подготовка платежных поручений для перечисления средств исполнителям работ и других документов, требуемых УФК (перечни п/п, карточки учета договоров (гос.контрактов). 5. Подготовка справок о наличии гос.контрактов на выполнение НИОКР и об освобождении от НДС для организаций-исполнителей научно-исследовательских работ. 6. Анализ исполнения бюджетной росписи и подготовка информационно-аналитических материалов о финансировании расходов федерального бюджета для представления руководству Министерства и ответственным департаментам. 7. Составление ежемесячных отчетов о финансировании государственных капитальных вложений для представления в Минфин России. 8. Проведение инвентаризации финансовых обязательств. 9. Доведение до ответственных департаментов нормативных документов по бюджетному финансированию, разработка приказов и нормативных документов по финансированию бюджетных расходов. 10. Оказание консультационной помощи ответственным департаментам Министерства и организациям- получателям бюджетных средств по вопросам бюджетного финансирования.
7 Министерство природных ресурсов Российской Федерации Показатели Едини ца измере ния Отчетный периодПлановый период Показатели уровня достижения цели: Превышение остатка неиспользованных бюджетных ассигнований МПР России по состоянию на 1 декабря каждого года над среднемесячными бюджетными ассигнованиями Нет остатка 1,96
8 Министерство природных ресурсов Российской Федерации Показатели Единица измерения Отчетный периодПлановый период Показатели уровня достижения цели: Наличие задержек или нарушений при уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в МПР России и подведомственных организациях Да/нетНетнетНетнетНетнет Просроченная кредиторская задолженность по состоянию на 1 января текущего года сократилась по сравнению с просроченной кредиторской задолженностью на 1 июля предыдущего года Да/нетНетнетНетнетНетнет Наличие просроченной кредиторской задолженности по заработной плате и начислениям на заработную плату по состоянию на 1 января текущего года Да/нетНетнетНетнетНетнет Наличие просроченной кредиторской задолженности по оплате услуг ЖКХ по состоянию на 1 января текущего года отсутствовала Да/нетНетнетНетнетНетнет Прирост объема просроченной дебиторской задолженности перед СБП/ФСА, подведомственными ФОИВ и учреждениями в отчетном году Да/нетНетнетНетнетНетнет Показатели исполнения бюджета
9 Министерство природных ресурсов Российской Федерации Финансовый менеджмент в МПР России: Бюджетный учет и отчетность Вид непрограммной деятельности - Бюджетный учет и отчетность Ответственный исполнитель: Отдел бухгалтерского учета и отчетности Цели: Достоверная бюджетная отчетность Основные мероприятия: 1. Ведение в установленном порядке бюджетных и текущих счетов Министерства в органах федерального казначейства и кредитных организациях. 2. Начисление и выплата в установленные сроки соответствующего денежного содержания, а также пособий по временной нетрудоспособности, денежного довольствия, компенсаций, материальной помощи и т.п. 3. Начисление и уплата взносов единого социального налога и других платежей в соответствующие организации (ИФНС 10, ПФ РФ, ФСС). 4. Расчеты по служебным командировкам работников Центрального аппарата за границу и в пределах Российской Федерации. 5. Учет движения бюджетных средств. 7. Проведение расчетов Министерства с организациями за приобретенные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Анализ состояния взаиморасчетов (наличие дебиторской и кредиторской задолженности). 8. Учет поступления, перемещения списания основных средств и материалов. 9. Осуществление контроля за целевым использованием бюджетных средств, организация и ведение бюджетного учета финансовых и хозяйственных операций Министерства в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минфина России. 11. Обеспечение хранения кассовых, банковских документов, регистров учета и других первичных документов в соответствии с установленными сроками, а также организация передачи их в архив. 12. Формирование бюджетной отчетности Министерства по средствам финансирования, полученным в соответствии с бюджетной росписью расходов федерального бюджета в установленные сроки. 13. Составление и представление в Минфин России сводного отчета о расходах и численности работников государственных органов и органов местного самоуправления. 14. Составление и представление в Счетную Палату Российской Федерации отчета о поступлении доходов в федеральный бюджет. 15. Обеспечение подведомственных бюджетных учреждений и организаций Министерства методологией ведения бюджетного учета в соответствии с действующими инструкциями и указаниями Минфина России.
10 Министерство природных ресурсов Российской Федерации Показатели бюджетного учета и отчетности Показатели Единица измерения Отчетный периодПлановый период Пояснительная записка МПР России к бюджетной отчетности на последнюю отчетную дату соответствует разделу «Инструкции о порядке составления и применения…», организован порядок сбора информации с РБС и ПБС для ее составления Да/нетДа Все ГРБС и подведомственные им РБС и ПБС, входящие в состав СБП, полностью осуществили переход на ведение бухгалтерского учета в соответствии с «Инструкцией по бюджетному учету» Да/нетДа Доля ГРБС, и подведомственных им РБС и ПБС, входящих в состав СБП, в которых программное обеспечение для ведения бухгалтерского учета обновлено и позволяет вести бухгалтерский учет в соответствии с «Инструкцией по бюджетному учету» %100% Доля сотрудников, прошедших обучение работе с новыми плангом счетов и формами отчетности, введенными Приказами Министерства финансов, к 1 января текущего года %100% Программное бухгалтерское обеспечение МПР России имеет возможность создавать отчеты о составе полных затрат на содержание служащих Да/нетДа
11 Министерство природных ресурсов Российской Федерации Финансовый менеджмент в МПР России: Контроль и аудит результативности бюджетных расходов Вид непрограммной деятельности - Контроль и аудит результативности бюджетных расходов Ответственный исполнитель: Отдел аудита результативности бюджетных расходов Цели: Повышение эффективности бюджетных расходов МПР России как субъекта бюджетного планирования Основные мероприятия: 1. Организация подготовки сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности МПР России как субъекта бюджетного планирования 2. Обобщение и анализ информации от структурных подразделений МПР России, подведомственных ФСА и других подведомственных организаций по вопросам результативности деятельности и эффективности бюджетных расходов. 3. Координация подготовки ведомственных целевых программ 4. Оценка эффективности и результативности бюджетных расходов, подготовка предложений по конкурентному распределению средств между ФСА и структурными подразделениями с учетом результатов деятельности 5. Прогноз закупок для государственных нужд в системе МПР России 6. Организация и координация ведения мониторинга ведомственной и статистической отчетности 7. Организация и координация ведения мониторинга хода реализации бюджетных целевых программ 8. Разработка и реализация планов проверок (аудита результативности) для оценки результативности деятельности и бюджетных расходов. 9. Контроль за устранением нарушений, выявленных в результате проверок (аудита результативности). 10. Подготовка предложений по управленческому учету расходов в разрезе целей, задач, программ и непрограммной деятельности и учету фактических значений показателей. 11. Переписка с министерствами и ведомствами, по вопросам результативности бюджетных расходов, участие в эксперименте Минфина России по внедрению методов БОР и мероприятиях по проведению административной реформы в части внедрения управления по результатам. 12. Взаимодействие со Счетной Палатой Российской Федерации, Минфином, Росфиннадзором, Минэкономразвития, Правительственной комиссией по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти
12 Министерство природных ресурсов Российской Федерации Показатели контроля и аудита результативности Показатели Единица измерения Отчетный периодПлановый период Показатели уровня достижения цели: Наличие доклада о результатах и основных направлениях деятельности МПР России как субъекта бюджетного планирования на предстоящий плановый период Да/нетДа В МПР России приняты меры по результатам всех контрольных мероприятий Да/нет--Да Доля исправленных нарушений, выявленных в последнем году в результате инвентаризации %--100% Наличие формальной процедуры оперативного устранения нарушений, выявленных по результатам внешнего аудита Да/нетнет Да Наличие формальной процедуры оперативного устранения нарушений, выявленных по результатам внутреннего аудита Да/нетнет Да Доля реализованных мер по повышению эффективности бюджетных расходов из числе запланированных %-100%
13 Министерство природных ресурсов Российской Федерации Основной непосредственной целью аудита результативности деятельности является обеспечение руководства ОИВ, соответствующих структурных подразделений и, например, подведомственных Министерству службы и агентств достоверной информацией о реализации целей, задач и бюджетных целевых программ. Конечная цель - повышение эффективности бюджетных расходов Цели внутреннего аудита
14 Министерство природных ресурсов Российской Федерации -оценка качества постановки целей, задач и подготовки программ; - оценка эффективности реализации целей, задач и программ ОИВ; - выявление отклонений полученных результатов от плановых; - анализ и определение причин выявленных отклонений; - подготовка рекомендаций по совершенствованию процесса планирования и реализации целей, задач и программ; - подготовка предложений по корректировке показателей деятельности ОИВ, его структурных подразделений, подведомственных организаций; - оценка качества и надежности функционирования системы мониторинга реализации целей, задач и программ ОИВ; - подготовка рекомендаций по совершенствованию системы аудита результативности деятельности по реализации целей, задач и программ, в том числе в подведомственных организаций. Задачи внутреннего аудита
15 Министерство природных ресурсов Российской Федерации Реализация поставленных целей и задач аудита результативности деятельности ОИВ позволит: - в максимальной степени организовать процесс управления деятельностью ОИВ, подведомственных организаций на достижение целей, поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации; - сформировать адекватный поставленным целям организационный и нормативно- правовой механизм их достижения; - обеспечить отчетность и систематическую оценку результатов программно-целевой деятельности ОИВ, подведомственных организаций, выработку мер по корректировке действий на ее основе; - повысить «прозрачность» и управляемость деятельности ОИВ, подведомственных организаций по достижению целей и выполнению задач и программ; - повысить результативность, производительность, эффективность и качество работы ОИВ, подведомственных организаций. Выгоды от аудита результативности
16 Министерство природных ресурсов Российской Федерации Данные аудита результативности деятельности будут использованы в рамках: - контроля достижения целевых значений показателей реализации целей, задач и программ; - планирования целевых значений показателей на очередной финансовый год и плановый период; - формирования целей, задач и программ на плановый период; - разработки ежегодного бюджетного доклада о результатах и основных направлениях деятельности ОИВ на плановый период. Применение аудита результативности
17 Министерство природных ресурсов Российской Федерации -постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» от 22 мая 2004 года 249, - распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р (Концепция административной реформы в Российской Федерации на годы), - методические рекомендации по подготовке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, согласованными Минфином России и Минэкономразвития России, - порядок проведения при формировании проектов федерального бюджета на 2005 и 2006 годы эксперимента по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты, - Лимская декларация руководящих принципов контроля (принята на IX Конгрессе ИНТОСАИ, состоявшемся в г. Лиме (Перу), с целью выработки основных направлений в области контроля за целевым и эффективным расходованием средств государственного бюджета, создания и развития независимых органов государственного финансового контроля, создания системы действенного управления государственными финансами, обеспечения открытости в деятельности органов государственного финансового контроля) - международный стандарт ИСО "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности" - приказ МПР России 360 от «О внедрении внутреннего аудита результативности в системе МПР России» - приказ Минфина России от 123н от «О порядке проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета» Нормативная база для внедрения внутреннего аудита результативности
18 Министерство природных ресурсов Российской Федерации 1. Сбор первичной информации осуществляется на уровне бюджетных учреждений, территориальных органов, других подведомственных организаций (должен осуществляться в рамках автоматизированной системы сбора данных по показателям результативности). 2. Информация по показателям включает как отчетный период (начиная с 2000 года), включая текущий год, так и плановый период – на три предстоящих года планового периода. 3. Данная информация используется также подразделениями внутреннего аудита для оценки результативности бюджетных расходов на достижение целей, выполнение задач, реализацию программ и их мероприятий, для сопоставления с собственными данными по показателям результативности и для других целей. Порядок сбора информации для проведения аудита результативности
19 Министерство природных ресурсов Российской Федерации Сбор информации осуществляется в соответствии со сроками подготовки ежегодного доклада о результатах и основных направлениях деятельности ОИВ, в том числе: - I квартал (до 1 апреля) – для подготовки первой части доклада о результатах и основных направлениях деятельности ОИВ; - II квартал (до 1 июля) – для подготовки проекта доклада о результатах и основных направлениях деятельности ОИВ; - IV квартал (до 15 декабря) – для подготовки уточненного доклада о результатах и основных направлениях деятельности ОИВ. Проведение проверок (аудита) результативности – согласно плану проверок, утверждаемому Министром График сбора информации и проведения аудита результативности
20 Министерство природных ресурсов Российской Федерации - независимость работы по внутреннему аудиту от деятельности других подразделений ОИВ; - объективность в изложении материалов, принятии решений и выполнении требований, направленных на устранение выявленных недостатков, низкой результативности и нарушений в деятельности ОИВ; - системность, комплексность охвата внутренним аудитом всех направлений деятельности ОИВ; - конфиденциальность; - эффективность функционирования внутреннего аудита. Принципы организации деятельности подразделения внутреннего аудита
21 Министерство природных ресурсов Российской Федерации 1. Сотрудники подразделения внутреннего аудита должны иметь высшее экономическое или юридическое образование и обладать необходимыми профессиональными навыками и квалификацией. 2. Деятельность сотрудников подразделения внутреннего аудита в ОИВ является исключительной, не предусматривающей совмещения с иной деятельностью в ОИВ. 3. Лица, претендующие на должность руководителя подразделения внутреннего аудита, подлежат тестированию на профессиональную пригодность в установленном порядке. 4. Руководитель подразделения внутреннего аудита не может одновременно осуществлять руководство иными подразделениями. 5. Подразделение внутреннего аудита готовит регулярные отчеты руководству ОИВ и не реже одного раза в год готовит итоговый отчет по результатам деятельности, включающий рекомендации по повышению результативности на очередной год Требования к сотрудникам подразделения внутреннего аудита
22 Министерство природных ресурсов Российской Федерации Права подразделения внутреннего аудита - получать информацию о значениях показателей результативности деятельности и фактических расходах от любых структурных подразделений/подведомственных организаций согласно установленным формам отчетности; - собирать собственную информацию о значениях показателей результативности деятельности и фактических расходах согласно установленным формам отчетности; - получать от руководителей и сотрудников проверяемого подразделения/организации, необходимые для проведения проверки иные документы, касающиеся их деятельности, в том числе приказы и другие распорядительные документы, изданные руководством ОИВ и его подразделениями; бухгалтерские и денежно-расчетные документы; документы, связанные с компьютерным обеспечением деятельности проверяемого подразделения. - получать устные и письменные объяснения от руководителей и сотрудников проверяемого подразделения по проверяемым вопросам и операциям, включая данные по показателям результативности и расходам. - определять соответствие действий и операций, осуществляемых сотрудниками, требованиям действующего законодательства, внутренних документов ОИВ, определяющих проводимую ОИВ политику по улучшению качества и повышению результативности деятельности, процедуры принятия и реализации решений, организации учета и отчетности, включая внутреннюю информацию о принимаемых решениях, проводимых операциях (заключаемых контрактах), результатах анализа финансового положения и рисках деятельности. - привлекать при необходимости сотрудников иных структурных подразделений ОИВ для решения задач внутреннего аудита.
23 Министерство природных ресурсов Российской Федерации Обязанности подразделения внутреннего аудита - обеспечивать сбор собственной информации по фактическим значениями показателей результативности и обеспечивать их сравнение с данными, получаемыми от самих подразделений ОИВ, - оценивать результативность бюджетных расходов на достижение целей, выполнение задач, программ и мероприятий, включая оценку эффективности, - обеспечивать осуществление постоянного мониторинга рисков недостижения плановых значений показателей результативности на соответствующий период и текущий анализ исполнения бюджета ОИВ, - предоставлять данные по оценке результативности для целей подготовки ежегодного Доклада о результатах и основных направлениях деятельности ОИВ (раздел 5 «Результативность бюджетных расходов»), - организовывать постоянный контроль путем регулярных проверок деятельности подразделений/подведомственных организаций на предмет соответствия их действий требованиям законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, внутренних документов, регулирующих деятельность и определяющих политику ОИВ в области улучшения качества и повышения результативности деятельности, должностным инструкциям (регламентам). - обеспечивать постоянный контроль за соблюдением сотрудниками ОИВ установленных процедур, функций и полномочий по принятию решений. - разрабатывать рекомендации и указания по устранению выявленных нарушений. -осуществлять контроль за исполнением рекомендаций и указаний по устранению нарушений. ………….
24 Министерство природных ресурсов Российской Федерации Обязанности подразделения внутреннего аудита ………….. - обеспечивать документальное оформление каждой проверки и оформлять заключения по результатам проверок, отражающие все вопросы, изученные в ходе проверки, выявленные недостатки и нарушения, рекомендации по их устранению, а также по применению мер дисциплинарного и иного воздействия к нарушителям. - обеспечивать сохранность и возврат полученных от соответствующих подразделений/подведомственных организаций документов. - представлять заключения по итогам проверок руководству ОИВ для принятия мер по устранению нарушений, а также для целей анализа деятельности конкретных сотрудников. - своевременно информировать руководство ОИВ о всех выявленных рисках, связанных с невозможностью достижения плановых значений показателей результативности, о выявленных фактах нарушений сотрудниками законодательства, нормативных актов, внутренних распоряжений, о мерах, принятых руководителями проверяемых подразделений/подведомственных организаций по устранению допущенных нарушений, повышению результативности и их результатах.
25 Министерство природных ресурсов Российской Федерации Обязанности других подразделений ОИВ и подведомственных организаций Сотрудники ОИВ подведомственных организаций должны оказывать содействие сотрудникам подразделения внутреннего аудита в осуществлении ими своих функций.
26 26 Алгоритм проведения внутреннего аудита результативности в МПР России КОМИССИЯ ПО ПРОВЕРКЕ (создается приказом МПР на основании плана проверок эффективности бюджетных расходов Рассмотрение плановых документов: 1.ДРОНД 2.План и прогнозные показатели 3.Целевые программы 4.Бюджет (роспись) 5.План НИОКР 6.План мероприятий по устранению ранее выявленных нарушений (выполнению рекомендаций) Рассмотрение фактических результатов: 1.Отчет о выполнении ДРОНД 2.Отчет о реализации Плана и прогнозных показателей 3.Отчет по Целевым программам 4.Бюджетная отчетность 5.Отчет о выполнении НИОКР 6.Отчет об устранении ранее выявленных нарушений (выполнении рекомендаций) Оценка результативности бюджетных расходов
27 27 Перечень вопросов (критериев) технического задания на проведение проверки (аудита) результативности в системе МПР России 1. Полнота охвата показателями результатов деятельности, вес – 0,05 2. Качество планирования в установленной сфере деятельности, вес – 0,2 3. Оценка качества докладов о результатах и основных направлениях деятельности, вес – 0,05 4. Степень достижения плановых значений показателей целей, задач, бюджетных целевых программ и непрограммной деятельности, оценка достоверности факторов, оказавших влияние на отклонения фактических значений от плановых (оценка результативности), вес – 0,15 5. Оценка степени выполнения задач, вес – 0,1 6. Оценка степени достижения целей, вес – 0,1 7. Оценка влияния реализации мероприятий бюджетных целевых программ, включая НИОКР, на решение задач и достижение целей, вес – 0,1 8. Эффективность бюджетных расходов на осуществление мероприятий непрограммной деятельности (по каждому виду непрограммной деятельности), вес – 0,05 9. Оценка достоверности бухгалтерской и бюджетной отчетности и их соответствия Докладу о результатах и основных направлениях деятельности, вес – 0, Оценка качества управления финансами (финансового менеджмента), вес – 0,1 11. Оценка выполнения плана мер по повышению результативности бюджетных расходов и качества контроля за соблюдением бюджетного законодательства в установленной сфере деятельности, вес – 0, Формализованная бальная оценка эффективности бюджетных расходов
28 28 Оценка эффективности расходования бюджетных средств по отраслям
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.