Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемПавел Поляков
1 Егоровская с редняя о бщеобразовательная ш кола « М оя м алая р одина » Выполнила : С ергеева К ристина П етровна, у чащаяся 10 класса адрес : Н овосибирская о бл. Б олотнинский р - н, с. Егоровка Руководитель : Б итонова Л юдмила Н иколаевна.
2 У писателя В. Астафьева есть такое высказывание: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина – он еще не сирота. Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит. Но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине…Родина – это все: и прежде всего язык, природа,древняя история своей страны, праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное – труд, творческий, созидательный, во имя своей страны, своего народа»
3 Мир игрушки удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами. Созданные мастерами рукотворные изделия дороги нам сегодня, как носители непреходящих духовных ценностей, как хранители опыта прошлого в настоящем. Покоряет в них гармония природы, труда и красоты, ремесла и искусства, рожденное живительным источником народного творчества, исторической памятью народа.
4 В игрушке по- своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства. Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свое мироощущение. Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны. Но есть в них и общие черты. У многих народов встречаются однотипные игрушки, с однотипным сходством их конструкций и декора. Это сходство объясняется общностью культурных народных традиций, единой природой эстетического чувства. Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя- природы, работали с одинаковыми природными материалами. Родство делает их общепонятными для всех, и это одна из тех нитей, которые с детства связывают человека с наследием мировой культуры.
5 ПОЯВЛЕНИЕ МАТРЕШКИ НА РУСИ Многообразна современная игрушка. В ней множество новых образов и сюжетов, художественно стилевых поисков, авторских почерков. И каждая игрушка, прежде чем стать эталоном. Образцом для подражания, проходит долгий путь. Вспомним знакомую всем матрешку.
6 Матрёшка – это полая внутри, деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера. ( Словарь русского языка. С. И. Ожегов) Хотя матрешка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространенной версии история матрёшки берет своё начало в Японии. Как же такое случилось? Япония - страна множества богов. Каждый из них за что- то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья искусства. Японские божки разнообразны и многолики: весёлые, разгневанные, мудрствующие… Йоги верили, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо бог. Целые комплекты фигурок-божков были популярны в Японии. И вот в конце 19 столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика. Который отвечал за счастье, процветание и мудрость.
7 Японская фигурка совершила своё путешествие в Россию и была встречена с интересом токарем Василием Звездочкиным. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на новый лад-это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с черным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Надо отметить, что умение расписывать выточенные изделия в России существовало задолго до матрёшки-в традиции точения и росписи деревянных яиц на Пасху. Так что японские фигурки попали на подготовленную Россией почву.
8 Самым распространённым именем на Руси было Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и называли деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным. Первые русские матрешки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрешки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрешки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами. Русская матрёшка стала настолько известной особой, что заказы стали поступать даже из-за границы.
9 Кроме Сергиева Посада в России есть ещё два центра производства матрёшек. Первый включает два пункта – город Семёнов Нижегородской области и расположенное неподалеку село Полховский Майдан. Семеновская матрёшка появилась на 20 лет позже загорской. Её отличие в том, что здесь дерево не грунтуют, а сразу расписывают красками, оставляя много назакрашенного. Акцент же делается на фартуке, где изображены цветы. Семеновцы используют лишь три цвета – красный, желтый и зелёный. Эти матрёшки самые распространенные и самые многоместные, они были практически в каждой советской семье. Это не значит, что они лучше других: семёновские матрёшки брали массой. В Полховском Майдане в почёте другой стиль: там используют несочетаемые цвета – малиновый, красный, фиолетовый, жёлтый… Эта матрёшка вообще самая цветастая, но и наиболее грубо прописанная, например, у нее часто не оказывается рук. Еще один центр рождения матрёшки – Вятка. Здесь вообще особая история: кировские матрёшки не расписаны краской, узор на них выложен ржаной соломкой. Её специально выращивают, вручную жнут серпами, вываривают, выглаживают, вырубают узор и наклеивают его на дерево. Работа, понятно, очень кропотливая, поэтому вятскую матрёшку ни с чем другим не спутаешь, но и редко её встретишь: делают их очень мало.
10 Изготовление матрёшки Как же появляется на свет матрёшка? Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это береза, липа, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть ( донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается. А сразу одевается на донце. Верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют. А затем начинается процесс, который придает каждой матрешке индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта. Глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна быть красивой.
11 Сувениром в чистом виде матрёшка стала в 80-е годы, когда развал многих фабрик обернулся расцветом авторской матрёшки. А общая тенденция – возвращение к мотивам, с которых история матрешки начиналась: сказки, иконы… Каждая такая игрушка – отдельное произведение искусства.
12 Список литературы 1. Первушина О.М. Столбова В. Г. Природа и творчество. 2. Русская матрешка. М.: Мозаика Русская игрушка.: Советская Россия Народная художественная промыслы. общ. ред. М. А. Некрасовой и др. 5. Верзилин Н. М. Путешествие с домашним растениями. С- П.: Детская литература. 6. Мифы в искусстве. Рене де Моран М.: Современник Народное искусство: художественные промыслы СССР. М.: Планета Прекрасное своими руками: народные художественные ремесла.: сост. С. Таразян 4-е издание Коняев Н. Игрушки русских императоров. : Подъем Люди и куклы. : Декоративное искусство СССР
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.