Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГерман Фалилеев
1 Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Своеобразие немецкой культуры и философии второй половины XVIII и первой половины XIX века
2 Цель лекции: По завершении лекции студенты должны иметь представление об основных идеях немецкой классической философии.
3 План лекции: Характерные черты немецкой классической философии. Философия И.Канта. Основные идеи философии Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
4 1-й проблемный вопрос: Имманул Кант: «Две вещи меня удивляют: звездное небо над головой и моральный закон внутри меня»… Каков философский смысл категорического императива Канта?
5 Категорический императив Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства» соответствует библейской истине: поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». Новое слово, сказанное Кантом о поведении человека, - автономия нравственности. Предшествовавшие теории были гетерономны, т.е. выводили мораль из внешних по отношению к ней принципов. Одни моралисты видели корень нравственных принципов в некоем принудительном предписании - воле бога, установлениях общества, требованиях врожденного чувства. Другие настаивали на том, что представления о добре и зле суть производные от целей, которых добивается человек, и последствий, которые вытекают из его поведения, от его стремления к счастью, наслаждению, пользе. Кант утверждает принципиальную самостоятельность и самоценность нравственных принципов. Добро есть добро, даже если никто не добр. Критерии здесь абсолютны и очевидны. Философский анализ нравственных понятий говорит о том, что они не выводятся из опыта, они априорно заложены в разуме человека. Исходное понятие этики Канта - автономная добрая воля. Она не пассивна, от ее носителя мыслитель требует действия, поступка. Моральный поступок выглядит как результат некоего внутреннего императива (повеления), порой идущего вразрез с аморальной практикой окружающей действительности. В связи с этим философ подчеркивает первенство практического разума по сравнению с теоретическим. Главное - поведение, а знание вторично. Поэтому для того, чтобы распознать добро и зло, не нужно специального образования, достаточно интуиции ("способности суждения"). Здесь Кант расходится с "первооткрывателем" морали Сократом, для которого добро совпадает со знанием и отсутствие знания является единственным источником всякого морального несовершенства. Таким образом автор "Критики" и "Основ" выходит за пределы просветительского рационализма. Природа человека по Канту - его свобода. Свобода с точки зрения этики не произвол, не просто логическая конструкция, при которой из данной причины могут на равных правах проистекать различные действия. Нравственная свобода личности состоит в осознании и выполнении долга перед самим собой и другими людьми.
6 2-й проблемный вопрос: «Не бог создал человека, а человек бога» - Л.Фейербах, почему человеку следует отобрать у бога его качества и присвоить их себе?
7 Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу. Материализм, по его мнению, так же стар и столь же повсеместен, как и само человечество; он так же ясен, как свет, так же необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, непреложен, неминуем, как воздух. Однако критика им Гегеля носила односторонний характер: отрицая идеализм, он недооценил гегелевскую диалектику. Материализм Фейербаха традиционно, как и до него, оставался метафизическим. Характерной чертой натурфилософии Фейербаха был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с природой. Природа, считал он, основа духа. Религия выдумана людьми. Природа должна явиться основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого она наделила чувствами и разумом. Психика человека зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам. Антропологизм Фейербаха имел большое значение в борьбе против идеалистических концепций трактовки человека, против дуалистического противопоставления в человеке духовного начала телесному, а также против вульгарного материализма. Однако «природная» сторона в человеке им чрезмерно преувеличивалась, а социальная - недооценивалась.
8 Литература Основная: 1.Антология мировой философии. В 4 т. М., Виндельбанд В. История философии. СПб., История философии в кратком изложении. М., Дополнительная: Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М Гиренок Ф.И. Антропологические исследования. Кант и Гегель. М Гулыга А.В. Кант. М., 'улыга А.В. Немецкая классическая философия. М., Кант И. Критика чистого разума. М., Кузнецов В.П. Немецкая классическая философия второй половины XVII - начала XIX века. М., Контрольные вопросы (обратная связь). В чём вы видите основные достоинства идеализма Гегеля? Этика и гносеология И.Канта. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.