Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемСтепан Чуканов
1 Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: Философия иррационализма
2 Цель лекции: По завершении лекции студенты должны иметь представление об основных идеях философии иррационализма.
3 План лекции: Антигегелевские идеи С.Кьеркегора. Пессимизм философии А.Шопенгауэра. Философия Ф.Ницше.
4 1-й проблемный вопрос: Чем объясняется иррационалистическая тенденция в европейской философии?
5 Иррационализм - это философское учение, отрицающее рационализм. (т.е. противостояние классической философии) Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность общественного прогресса был впервые дан Великой французской революцией, которая породила террор, гражданскую войну с десятками тысяч человеческих жертв. Это заставило многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки и создать свои, критические по отношению к рационализму, философские системы. Критический переход новой философии сыграл положительную роль в развитии философского знания: -давалась критическая оценка рационального познания, определялись его границы, пределы его возможностей -изучалось соотношение мыслительных качеств человека, а также психологических качеств (воли, эмоции, чувства и т.д.) -«духовный мир» рассматривался не в его высших формах, а в понятиях опыта, практики, в психологических формах Новая философия выдвигает целый ряд смелых и новых идей конкурирующих со старой «классической » философской системой: Идея изучения жизни отдельного человека и важности её анализа, примата изучения жизни индивида над исследованием больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов); Движение от идеи свободного и разумного человека, способного переделать природу, общество и себя лично, к человеку, жестко детерминированному экономикой, политикой, религией и пр. Выяснилось, что у человека есть не только разум и сознание, но и подсознание. Сознание и разум отдельного человека и (что важнее) общественное сознание не понимаются как независимая структура, а объявляется, что они подвержены манипуляции со стороны различных сил - государства, партии, авторитетов. Активно проводится идея двух не пересекающихся линий человеческого знания - научного и философского, имеющих своим продуктом «научную истину», «философскую правду». Иррационализм проявился в таких течениях западной философии как: -философия науки -экзистенциализм -психоанализ З. Фрейда -некоторые варианты Герменевтики и Феноменологии -философский мистицизм
6 2-й проблемный вопрос: В понимании А.Шопенгауэра «этот мир – наихудший из всех миров», чем объясняется его пессимизм?
7 С точки зрения Шопенгауэра, мир может обнаруживаться человеком и как воля, и как представление - это как бы две ипостаси мира по отношению к человеку. Воля - это кантовская вещь в себе, абсолютное начало всего бытия, некая космическая, биологическая по своей природе сила, создающая и мир и человека. Мир возникает как представление человека о нем, как человеческая картина. Появляются субъект и объект, пространство и время, множественность отдельных вещей и причинная связь между ними. Все это "существует" постольку, поскольку так устроено человеческое сознание с его априорными формами чувственности и рассудка. Человек в этом мире является рабом воли: она создала его интеллект, чтобы он познавал законы мира, мог выжить и приспособиться к нему. Человек всегда и во всем служит не себе, не своим интересам, а воле. Воля заставляет его жить, каким бы бессмысленным и жалким ни было человеческое существование. Для огромного большинства людей жизнь не стоит того, чтобы ее проживать. Везде, согласно Шопенгауэру, можно видеть общую нужду, беспрерывные усилия, постоянные столкновения. Миллионы людей, соединяясь в отдельные народы, стремятся к общему благу (каждый индивид, конечно, ради личного блага), но многие тысячи падают жертвой в борьбе за это благо. То бессмысленное безумие, то умствующая политика заставляют народы разжигать между собой войны, и тогда льются пот и кровь множества людей, чтобы осуществились проекты отдельных личностей. А в мирное время промышленное производство проглатывают тысячи человеческих жизней. Но посмотрите, говорил Шопенгауэр на невероятный страх человека, которому грозит смертельная опасность, и на серьезное участие каждого зрителя. Можно подумать, что здесь речь идет о чем-нибудь другом, а вовсе не о сокращении на несколько лет пустой, печальной и истерзанной различными муками всегда непрочной жизни. Индивид имеет для природы косвенное значение, поскольку служит средством для ее сохранения. Вне этого она равнодушна к его существованию и даже торопит его к погибели, как только он перестает быть пригодным для ее целей. Но для чего существует сама природа? При виде такого бесконечного влечения, этого необузданного порыва к жизни напрасно стараются указать цель. Шопенгауэр первым дал философское обоснование пессимизма, и, конечно, все его рассуждения о бессмысленности человеческого существования звучали диссонансом в первой половине XIX в., когда бурно развивались экономика, культура, образование, когда идеал прогресса еще не был еще потрясен будущими катаклизмами. Вся жизнь, согласно Шопенгауэру, - сплошные разочарования и страдания. Человек под влиянием воли все время чего-то желает: комфорта, здоровья, продления жизни, которые нужно завоевывать неустанным трудом, постоянной борьбой с нуждой. Но желания никогда не удовлетворяются, а если удовлетворяются, то приносят с собой равнодушие и скуку. Да и жизнь люди пытаются сохранить, постоянно имея в перспективе смерть. Жизнь есть нечто такое, что надо "отстрадать".
8 Литература Основная: 1. Антология мировой философии. М., Т Губман В.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций М., Проблема человека в западной философии. М., Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М., Самосознание европейской культуры XX века. М., Дополнительная: 1. Свасьян К.А. Фридрих Ницше - мученик познания // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. (Вступительная статья). М., Чанышев А.А. Человек и мир в философии Шопенгауэра // Шопенгауэр А. Соч.: В 4 т. Т. М., Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Сочинения: В 2 т. Т.2. М., Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., Шопенгауэр А. Мир как воля и представление //Собр. соч.: В 4 т М 1992 Т Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы. XIX - XX вв. М., Хайдеггер М. Слова Ницше "Бог мертв" // Вопросы философии Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Страх и трепет. М., Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. М., Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. О миросозерцании Серена Кьеркегора // Гайденко 12. П.П. Прорыв к трансцендентному. М., Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. М., Контрольные вопросы (обратная связь). Предпосылки возникновения европейского иррационализма. Что собой представляет пессимизм А.Шопенгауэра? Влияние Философских идей Ф.Ницше на последующее формирование современных ценностей.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.