Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАнатолий Ряшенцев
1 Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: Проблемы теории диалектики. Эпистемология.
2 Цель лекции: По завершении лекции студенты иметь представление об проблемах теории диалектики и явлении эпистемологии.
3 План лекции: Эпистемология: философское учение о знании. Онтологизм, скептицизм и критицизм в эпистемологии. Эпистемологический поворот. Классический эпистемологический фундаментализм. Научное знание. Критический, научный реализм.
4 1-й проблемный вопрос: В чем состоит ценность знания в человеческой жизни?
5 Эпистемология рассматривает философские проблемы познания, и пытается ответить на вопрос: в чем состоит ценность знания в человеческой жизни? Два века назад знаменитый экономист и автор философских работ А. Смит заметил, что "человека, получившего образование путем упорного труда, можно уподобить дорогостоящим машинам". Не всем такое прагматическое сравнение придется по вкусу. Однако трудно спорить с тем, что знание, которым владеют люди, составляет чрезвычайно ценный личный и общественный капитал. Иначе зачем отдавать столько лет своей жизни учебе. В конце XX в. наиболее развитые страны мира начали переход от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу. Для него характерны повсеместное внедрение наукоемких технологий, создание обширных систем информации и коммуникации - бурный рост индустрии знания, в которую перемещается все больше и больше людей и ресурсов. Уже сейчас в ряде стран система образования превратилась в самую обширную отрасль человеческой деятельности. Если же добавить к ней область научных исследований и технических разработок, сферу телекоммуникаций и компьютерной деятельности, библиотеки и книгопечатание, средства массовой информации и тому подобное, то окажется, что в этой индустрии знания производится большая часть национального продукта высокоразвитых обществ. Но знание необходимо не только для того, чтобы создавать блага цивилизации. Без наличия определенного минимума социально- политических и экономических знаний у большинства граждан страны невозможно существование устойчивого свободного и демократического общества. Всегда могут найтись люди, которые с помощью демагогии и идеологических мифов смогут сбить социальных "неучей" в толпу и повести их в любом направлении. Разумеется, что помимо всякой пользы обладание знанием дает и чисто интеллектуальное удовлетворение.
6 2-й проблемный вопрос: Можно ли утверждать, что в широком смысле задача эпистемологии совпадает с вопросом И. Канта "Что я могу знать?"
7 В последние десятилетия чаще используется принятое в англоязычных странах слово эпистемология. Каких-то особо глубоких причин для этих терминологических изменений не существует. Они прежде всего отражают тот факт, что больше всего работ по теории знания пишут англоязычные философы. Поэтому, если вы будете встречать любой из названных терминов, имейте в виду, что они обозначают примерно одну и ту же область философии. « Что я могу знать?" - так И. Кант сформулировал общий вопрос, на который должна ответить теория познания. Этот вопрос при дальнейшем анализе разветвляется на множество других. Существуют ли бесспорные, абсолютно достоверные основания или источники знания? Если такие основания есть, то можно ли на них, как на фундаменте, строить системы истинного знания? Если же таких оснований нет, то как мы можем получить достоверное знание? Каковы основные формы человеческого знания? Можно ли найти критерии, позволяющие четко разграничить знание и спекулятивные построения, знание и заблуждение? Существуют ли границы познания? Можем ли мы знать о состояниях сознания другого человека? Что такое истина и достижима ли она в человеческом познании? Эти и подобные им вопросы и являются предметом обсуждения в эпистемологии. Эпистемология - это часть философии, которая изучает то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы основания и границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание.
8 Литература Основная: Философия медицины. Учебник для медицинских вузов под редакцией Шевченко Ю.Л. М.:ГЭОТАР – МЕД, 2004 Дополнительная: 1. Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. М., Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. Киев, Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 3.: Мысль, С Шлик М. О фундаменте познания // Аналитическая философия. Избранные тексты. М., С Рассел Б. Проблемы философии. СПб., С Юм Д. Трактат о человеческой природе. Кн. 1. О познании. М., С Контрольные вопросы (обратная связь) Проблемы теории диалектики. Что такое эпистемология? Главные проблемы эпистемологии.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.