Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГеоргий Яхонтов
1 Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: Философия древнего Китая
2 Цель лекции: По завершении лекции студенты должны иметь представление об основных идеях древнекитайской философии.
3 ПЛАН ЛЕКЦИИ: Древнекитайская философская традиция: базовые понятия китайской философии. Основные идеи конфуцианства. Философия даосизма.
4 1-й проблемный вопрос: Почему на вопрос ученика даосский мудрец предпочитает молчать?
5 Концепция дао. Дао это высший принцип саморазвития мира. Дословно дао это путь, дорога, поток. В этом вечном потоке непрерывных изменений и трансформаций вещи возникают и погибают. Подробнее о концепции дао будет изложено в вопросе о даосизме. Дао это фундаментальное понятие даосизма. Оно невыразимо в слове, потому что в слове может быть выражено только ставшее, стабильное, застывшее, а дао неуловимо, ему присущи вечное движение и изменение. Дао есть абсолютная, неподдающаяся описанию категория, извечный вселенский принцип. В первой же фразе «Дао-дэ- цзина» говорится об этом: «Дао, которое может быть выражено словами, не есть истинное Дао». В ином варианте эта фраза переводится так: «Постоянный Путь составляется из возможности выбора Пути и невозможности выбора Пути. Постоянное имя составляется из возможности выбора имени и невозможности выбора имени»: К Дао можно приближаться, но нельзя приблизиться. Дао выступает как самопроизводная созидательная субстанция, основа всего сущего. В «Дао-дэ- цзине» читаем: «Великое Дао растекается повсюду. Оно может находиться и вправо и влево. Благодаря ему все сущее рождается и не прекращает своего роста... Все сущее возвращается к нему». Дао иногда сравнивают с водой. Вода нежна и текуча, но обладает потенциальной мощностью. Отсюда говорят, что следовать Дао значит естественно и без сопротивления отдаться потоку реки жизни. Лао-Цзы утверждал, что Дао предшествует Небу и Земле. К нему не применимы характеристики Бытия или Небытия.
6 2-й проблемный вопрос: Чем объясняется удивительное долголетие конфуцианства как политической системы?
7 Имя китайского мыслителя Кун Фу-цзы (ок до н.э.) в XVI веке было латинизировано миссионерами-иезуитами и стало употребляться на Западе как Конфуциус или Конфуций. При этом «Фу-Цзы» является почетным титулом, которым именовали, что означает «Мастер». Конфуций основал философскую школу моралистов (рю). Основной задачей, которую он ставил перед собой, являлось создание учения о построении совершенного явственного устройства и воплощение его в жизнь. Главными принципами построения совершенного общества, по Конфуцию, являются гуманность (чжен), соблюдение ритуалов и обрядов (ли) и практическое воплощение нравственных норм в жизнь /). Он рассматривал человеческую жизнь как постоянный процесс учения и воспитания. В качестве примера для подражания Конфуций предложил образ высокоморального человека. В основе учения Конфуция лежит почитание древней мудрости и древних традиций, так как он считал, что человек может приобрести правильное понимание своих обязанностей только с помощью тщательного изучения традиции. Традиция в таком понимании становилась общественной нормой, а изучение древних текстов одним из главных методов обучения и совершенствования. Для конфуцианства было типичным представление о существовании Небесного «замысла» в отношении всего сущего, и в первую очередь человека. То, что определено Небом, человек не в силах изменить». Но есть моменты, которые зависят только от человека и от его личных усилий, т.е. конфуцианство отрицает абсолютный фатализм признает необходимость человеческих усилий, направленных на достижение совершенства.
8 Литература Основная: 1.Великие мыслители Востока / Под ред. Яна П. Мак- Грила. М., История китайской философии / Под ред. М.Л. Титаренко. М., Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. М, Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., Дополнительная : Мудрецы Китая. Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы. СПб., Мудрецы поднебесной: Лао-цзы. «Дао-дэ-цзин»; Конфуций. «Лунь юй» и др. Симферополь, Томпсон М. Восточная философия. М., Контрольные вопросы (обратная связь). Каковы характерные черты китайской философии? В каком смысле происходит интеграция философской мысли Запада и Востока?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.