Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМаксим Шипицын
1 Социологическая характеристика личности. Проблемы взаимодействия общества и личности. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА СВЕТЛАНА АНДРЕЕВНА
2 2 План лекции: 1 Личность как объект и субъект общественных отношений. 1 Личность как объект и субъект общественных отношений. 2. Структура личности. 2. Структура личности. 3. Социальные проблемы развития личности. Социальные статусы. 3. Социальные проблемы развития личности. Социальные статусы. 4. Социальные роли. Ролевое поведение 4. Социальные роли. Ролевое поведение Цель: п Цель: по завершении лекции студенты должны быть способны: раскрыть понятие природы человека, обосновать детерминанты социального поведения, а также факторы, способствующие его саморазвитию, становлению гражданского самосознания. раскрыть понятие природы человека, обосновать детерминанты социального поведения, а также факторы, способствующие его саморазвитию, становлению гражданского самосознания. представить различные социологические концепции личности, рассмотреть подходы современных теоретических школ к пониманию личности и ее природы. представить различные социологические концепции личности, рассмотреть подходы современных теоретических школ к пониманию личности и ее природы. Дать представление об иерархии социальных статусов и ролей Дать представление об иерархии социальных статусов и ролей
3 В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»? Каждый ли человек личность? Каковы функции личности? Какие компоненты можно выделить в структуре личности?
4 Индивид понятие скорее биологическое, чем социальное Личность понятие скорее социальное, чем биологическое Индивид это единичное, природное существо, продукт длительной эволюции, представитель рода Homo sapiens, обладающий индивидуальностью, т. е. определенным набором, комбинацией психических характеристик Личность это представитель общества, это индивид, включенный в систему общественных отношений, но имеющий определенную независимость от социума. Это продукт социально обусловленного индивидуального развития, обладающий определенными социальными характеристиками
5 В современной социологии Личность – понятие многозначное: - это конкретный индивид как субъект деятельности - это социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт
6 Теории, раскрывающие сущность человека 1. Человек не обладает человеческой природой от рождения, он приобретает ее только в социальной жизни (Парк, Кули) 2. Через понятие «Я» (Декарт: Я – мыслящая вещь, которая сомневается, понимает, утверждает, отрицает, желает, представляет, чувствует)
7 3. Социальная природа «Я» - (Милль) становление Я связывал с памятью о совершенных действиях; общество – это внешняя среда, формирующая личность; Я – итог самонаблюдения (Пирс,Вундт) 4.Сущность личности составляют не борода, не кровь, не абстрактная физическая природа, а ее социальные качества. Человек живет не просто в мире, а в мире историческом...(К.Маркс)
8 5.Сущность человека в его главных страстях и желаниях, в постоянном разрешении конфликта, в истинных потребностях: общении, любви, материнстве, отцовстве и т.п. ( Э.Фромм) 6. Человек – активный деятель, сам порождает, поддерживает и изменяет свое бытие, сознательно выбирая действия. В выборе он свободен, но и ответственен за последствия выбора ( П.Сорокин, Липсет, Терикьян)
9 7. Теория одномерного человека,которого формирует технократический образ мыш ления, ложные потребности, утрата способности критического отношения к действительности (Г.Маркузе) 8. Ролевая концепция личности: у человека множество социальных ролей, в группе он выступает в конкретной роли. Но роли могут вступать в противоречие друг с другом. Т.Парсонс: личность – функция от того множества социальных ролей, которые присущи индивиду в том или ином обществе
10 В отечественной социологии Структура личности включает: 1. Культурный идеал, который меняется исторически 2. Социальная роль личности, которая проявляется через нормативно одобренный образ поведения 3. Субъективное «Я» - собственное представление о свей внутренней сущности 4. Отраженное «Я» – складывается под влиянием общественного контроля за выполнением личностью социальных ролей
11 Что такое «социальный статус» и «социальная роль» личности? Как эти понятия связаны между собой? В чем основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? Чем отличаются эти понятия? В чем сущность ролевого конфликта?
12 ЛИЧНОСТЬ Как устойчивая целостность соц.-типических и индивидуальных свойств, ее самосознания, реализуемая в практической деятельности Общие социальные условия Производственные отношения как основа Целостность условий и образа жизни Личность как объект Система объективно заданных социальных функций – ролей, связанных с соц. положением индивида в конкретной соц. ситуации Личность как субъект Избирательное восприятие и освоение предписаний общественной среды, обусловленное развитием потребностей личности и соц. опытом
13 Статус- это позиция индивида в группе и/или обществе. С=П Г и/или О Каждый человек - несколько статусов/ статусный набор Статусы: - главный (интегральный) - основные и неосновные - предписанные (навязанные обществом) и приобретенные/достигнутые (через усилия самого человека) - естественные и профессионально-должностные - социальные и личный ( в малой группе, в непосредственном окружении)
14 Социальные статусы и социальные роли Социальный статус С = П + Об где П - права, Об – обязанности Социальная роль- динамический аспект статуса Р = Д + Н + Ож где Ож – ожидания, Д – действия, Н - нормы
15 Факторы, влияющие на процесс реализации роли : био-психогенные элементы человека. Интеллект, способности и даже анатомическое строение человека могут либо затруднять, либо способствовать выполнению определенных ролей. личный образец, определяющий комплекс идеальных черт, какие человек должен проявлять. определение роли, принятой в социальной группе или круге, которые "следят" за ее выполнение. структура группы, ее сплоченность, система наград и санкций, которыми она располагает. степень идентификации индивида с группой.
16 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.