Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемТимофей Лемяхов
1 Учитель музыки и МХК Матычева Е. В. Урок музыки 5 класс
2 Тема урока: «Взаимосвязь музыки и литературы»
3 Тема урока: «Взаимосвязь музыки и литературы»
4 Цель урока: Показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка – дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными.
5 Задачи урока: Воспитание интереса и любви к классической музыке, формирование умения слышать музыку, образного мышления, развитие богатого воображения. Развитие навыков грамотного, выразительного хорового пения. Познакомить с литературными произведениями. Формирование умения анализировать, выделять главное, делать выводы (видеть мораль).
6 Звучит фрагмент произведения Чайковского П.И. «Времена года»
7 Петр Ильич Чайковский
8 Времена года П.И.Чайковский. - Какое настроение передала вам музыка? - Что слышится? - Какое время года? Что вам подсказало? - Что происходит весной?
9 Стихотворение «Весна». (А. Н. Плещеев.) Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце встало, Пора метелей злых и бурь Опять на долго миновало. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждёт чего –то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы! Все лица весело глядят Весна читаешь в каждом зоре; И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе. Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят – кто больше всех, Природы любит обновленье! Проанализируем стихотворение Сравним с музыкальным произведением. Что общего?
10 Словами и музыкой можно передать один и тот же образ, чувство. При соединении слова с музыкой одно дополняет другое: слову музыка сообщает необыкновенную силу выражения, музыке слово – полную определённость. Соединение поэзии с музыкой может увеличить силу впечатления той и другой. Довести её до высшего предела, а это и составляет задачу искусства.
11 ВОКАЛИЗ Исполнение мелодии без слов на какой – либо слог.
12 Близость песни ( музыки ) к сказке ( литературе), их нерасторжимая связь. У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет на право – песнь заводит, Налево – сказку говорит…. (А.С.Пушкин «Руслан и Людмила)
13 Музыка + литература = художественное творение Опера Песня балет
14 Квартет – ансамбль из четырёх исполнителей. Вот четыре музыканта Замечательно играют Этот маленький оркестрик Все квартетом называют. Классический квартет – произведение из четырёх частей для четырёх исполнителей играющих на струнных, духовых инструментах. Бывают и вокальные квартеты.
15 И.А.Крылов
16 Басня Квартет» И.А. Крылов – Впервые басня напечатана в 1811 году. В этой басне высмеян Государственный Совет в составе Мордвинова, Завадовского, Лопухина, Аракчеева, преобразованный в 1810 году Александром I. Четыре департамента совета должны были провести ряд реформ, однако всё свелось к пустым разговорам.
17 Иллюстрация к басни «Квартет»
18 Анализ басни И.А. Крылова «Квартет» Верит ли он, что у них что-то получится? Какими словами он передаёт желание зверей сыграть квартет? (Затеяли). Какими глаголами И. А. Крылов передаёт их игру? (Ударили в смычки, дерут). А как сами звери относятся к тому, что они собираются делать? (Пленять своим искусством свет, Запляшут лес и горы) А кто же участники квартета? ( Проказница Мартышка, Осёл, Козёл, Косолапый Мишка) Узнав участников квартета, можно ли сказать, какая музыка у них получится?
19 Мартышка Первая участница квартета Мартышка. Как называет её автор? (Проказница). Расскажите, пожалуйста, об этом животном. Может, вспомните какие-либо крылатые выражения, помогающие дать ей характеристику. Подберите эпитеты.
20 Осел – Что о нём можно сказать, как о животном, какой из него выйдет музыкант? – А теперь опять обратимся к музыке, какая она должна быть, чтобы иметь наиболее полное представление?
21 козел подберите эпитеты дающие характеристику данному герою.
22 Мишка – Как называет его Крылов? – Какой это герой? – Что можно сказать о музыкальных способностях медведя?
23 ? – Кто же разоблачает их невежество? – Кто стал их судьёй? – Пусть опять на помощь нам придёт музыка и поможет нам увидеть его. Кого?
24 Кто? Соловей. А как вы думаете? Почему он? – А как в этой басне выражена главная мысль, мораль? – А как вы поняли суть морали? – Важно не только уметь играть или сидеть по- особому, но и иметь способности. – Так о чём же эта басня, кого она высмеивает? (Она разоблачает людей хвастливых, берущихся не за своё дело). – А сейчас давайте прослушаем басню ещё раз, но на этот раз в сопровождении музыки. (Чтение басни в сопровождении музыки)
25 А.П.Бородин. Квартет для флейты, гобоя, альта и виолончели.
26 Что даёт музыке литература? Что даёт литературе музыка? Музыка и литература дополняют друг друга, усиливают впечатления.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.