Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемТимур Яхремов
1 Савчук Владимир Борисович руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта ИНСТИТУТА ПРОБЛЕМ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ Перспективы развития рынка пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте
2 2 ВЛАДИМИР САВЧУК Перспективы развития рынка пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте Баланс государственной поддержки авиа и железнодорожных перевозчиков
3 3 ВЛАДИМИР САВЧУК Перспективы развития рынка пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте Постановлением Правительства РФ 48 от 30 января 2012 года было обеспечено субсидирование авиаперевозчиков, предоставляющих льготный перелет пассажирам с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно Объем субсидий на 2013 год 3,55 млрд. руб. (33 маршрута, 22 аэропорта, 0,5 млн пассажиров) Для сравнения: Субсидирование пассажирских перевозок в регулируемом сегменте дальнего следования в 2013 году предусмотрено 13,6 млрд. руб. ( более 800 маршрутов, более 1000 ж/д вокзалов, более 70 млн пассажиров ) Не пропорциональное субсидирование пассажирских перевозок
4 4 ВЛАДИМИР САВЧУК Перспективы развития рынка пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте В бюджете РФ на 2013 год предусмотрена поддержка авиакомпаний в части субсидирования затрат по уплате лизинговых платежей за воздушные суда отечественного производства млн. руб. Аналогичная мера позволила бы приобрести по лизинговой схеме порядка 120 плацкартных вагонов (10% годового объёма Тверского вагоностроительного завода) В бюджете РФ на 2013 год предусмотрена поддержка авиакомпаний в части субсидирования затрат по уплате лизинговых платежей за воздушные суда, предназначенные для внутренних региональных и местных воздушных перевозок - 2,15 млрд. руб. Аналогичная мера позволила бы приобрести по лизинговой схеме порядка 700 вагонов МВПС (100% годового объёма Демиховского машиностроительного завода) В бюджете РФ на 2013 год не предусмотрена поддержка субсидирования затрат по уплате лизинговых платежей за пассажирские вагоны.
5 Пассажирские перевозки в дальнем следовании 5 ВЛАДИМИР САВЧУК Перспективы развития рынка пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте
6 В 2013 году ОАО «ФПК», как и в прежние годы, осуществляет свою деятельность как национальная пассажирская компания по перевозке пассажиров в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении (в регулируемом и дерегулированном сегменте) и международном, а также по перевозке багажа и грузобагажа (не смотря на создание дочерней организации ОАО «ФПК-Логистика»). В настоящее время сохраняется ситуация, связанная с невысокой доходностью компании, обусловленной убыточностью перевозок пассажиров в плацкартных и общих вагонах в отсутствии необходимых государственных субсидий; отсутствует государственный заказ на перевозку пассажиров, поскольку ФЗ «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ» с 2011 года существует только в виде проекта закона; сокращается инвестиционная программа компании в условиях дефицита бюджетных ассигнований. 6 ВЛАДИМИР САВЧУК Перспективы развития рынка пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте
7 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕ В ПОЛНОЙ МЕРЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ БЕЗУБЫТОЧНОСТЬ ПЕРЕВОЗОК В ДАЛЬНЕМ СЛЕДОВАНИИ 7 Размеры перевозок в регулируемом сегменте не определены, Перевозчик включает плацкартные и общие вагоны в поезда по своему усмотрению Размеры субсидий не соответствуют фактическому объёму перевозок К регулируемым тарифам перевозчиком может применяться коэффициент фирменности, что увеличивает цену билета Не выполняется принцип адресности субсидий, субсидии получают те пассажиры, которые не нуждаются в материальной поддержке Регулируемый сегмент привязан к выпускаемым сейчас типам вагонов Недостаток субсидий приводит к перекрёстному субсидированию регулируемого сегмента за счёт нерегулируемого, росту цен в нерегулируемом сегменте и снижению конкурентоспособности железнодорожных перевозок по сравнению с другими видами транспорта ВЛАДИМИР САВЧУК Перспективы развития рынка пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте
8 ВЛАДИМИР САВЧУК Перспективы развития рынка пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте 8 С 2011 года наблюдается постоянный дефицит государственных средств в пассажирских перевозках дальнего следования *Прямые убытки от операционной деятельности + прочие расходы (РКО) + налог на прибыль + инвестиционная составляющая. ** Принято решение о выделении дополнительных субсидий ОАО «ФПК» в 2013 году.
9 НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ НЕОБХОДИМО РЕШИТЬ В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ ДОЛЖЕН РАЗВИВАТЬСЯ ПКДС если перевозка пассажиров это БИЗНЕС, то … если перевозка пассажиров это в том числе СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ государства, то … перевозчик полностью концентрируется на получении прибыли применение ценовой гибкости в ценообразовании; государство берет на себя ответственность, субсидируя перевозки исключительно адресно и на конкретных маршрутах; произойдет изменение структуры парка подвижного состава перевозчиков (постепенный отказ от использования плацкартных и общих вагонов, преобладание вагонов класса Купе, СВ, ВПК, а также новые Сидячие); преобладание в сетке графика движения фирменных поездов над нефирменными. необходимо определиться с перечнем параметров и с объемами субсидирования государственного заказа (количество поездов, маршруты, количество вагонов); по результатам сезона покрывать выпадающие доходы перевозчика; сформировать устойчивый механизм субсидирования перевозок пассажиров в регулируемом сегменте на долгосрочную перспективу. 9 но и в том и в другом случае необходимо принять ФЗ «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ» ВЛАДИМИР САВЧУК Перспективы развития рынка пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте
10 Влияние скоростного и высокоскоростного движения на пассажирские и контейнерные перевозки 10 ВЛАДИМИР САВЧУК Перспективы развития рынка пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте
11 ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ВСМ в среднесрочной перспективе (до 2018 года) 11 ВЛАДИМИР САВЧУК Перспективы развития рынка пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте Проекты до 2018 года (по проекту Транспортной стратегии до 2030 г.) Тип финансирования Объем финансирования * (млрд. руб.) ВСЖМ-1 Москва – Санкт-Петербург ГЧП Государство - 761,6 Частные партнеры - 761,6 ВСМ Москва - Нижний Новгород – Казань ГЧП Государство - 744,2 Частные партнеры - 744,2 ИТОГО Из бюджета РФ – 1 505,8 Частные партнеры ,8 * По данным проекта Транспортной стратегии до 2030 года
12 ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ВСМ в среднесрочной перспективе (до 2018 года) 12 ВЛАДИМИР САВЧУК Перспективы развития рынка пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте Необходимый объем частных инвестиций 1 505,8 млрд. руб. 302 млрд. руб. ежегодно в период с 2013 по 2017 гг. включительно или Средний ежегодный инвестиционный бюджет ОАО «РЖД» на период с 2013 по 2017 год включительно (существующая сеть ж/д линий) 365 млрд. руб. ОАО «РЖД» самостоятельно не имеет финансовой возможности инвестировать строительство ВСМ
13 ВЛИЯНИЕ СКОРОСТНОГО И ВЫСОКОСКОРОСТНОГО СООБЩЕНИЯ НА РЫНОК ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК После запуска высокоскоростного сообщения (по проектам ВСЖМ-1, ВСМ-2, ВСМ «Центр- Юг» и пр.) по специализированным выделенным линиям, а также после запуска скоростного сообщения измениться рынок пассажирских перевозок в дальнем следовании: 13 Произойдет увеличение объемов пассажирских перевозок по железной дороге: по ВСМ в 2018 году пассажирооборот составит 5 млрд. пасс.-км * Поезда с ночным маршрутом следования преимущественно будут заменены на «дневные» На освободившейся инфраструктуре станет возможным организовывать движение пригородных поездов с более удобным графиком Возникнет усиление конкуренции за пассажира между железнодорожными и авиа-, автобусными перевозчиками, а также внутривидовая конкуренция в ж/д (между ДС, ВСМ, СС) ВЛАДИМИР САВЧУК Перспективы развития рынка пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте * По данным Прогноза долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030 года (МЭР)
14 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ВСМ-2 МОСКВА – ЕКАТЕРИНБУРГ НА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗОВОЙ БАЗЫ МЕЖДУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ И АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТАМИ (первоначальная оценка АНО «ИПЕМ») 14 ВЛАДИМИР САВЧУК Институт проблем естественных монополий
15 15 РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО СКОРОСТНОГО ТРАНСПОРТА ПО НАПРАВЛЕНИЯ «ЗАПАД-ВОСТОК» согласно проекту Транспортной Стратегии РФ до 2030 года Наименование проектаСтоимостьОписание Срок выполнения Строительство скоростного международного транспортного коридора «Запад - Восток» по новому направлению млрд руб. – Государственно-частное партнерство Создание скоростного международного транспортного коридора «Запад - Восток» по новому направлению предусматривается за счет проведения строительства и реконструкции следующих автодорог: автомобильной дороги М-1 «Беларусь»; скоростной автомобильной дороги Москва - Нижний Новгород - Казань (с обходом городов Балашиха и Ногинск); скоростной автомобильной дороги Казань – Екатеринбург; скоростной автомобильной дороги Екатеринбург - Тюмень - Омск – граница Казахстана год Реконструкция участков автомобильной дороги федерального значения M-5 «Урал» 192 млрд руб. – Федеральный бюджет В рамках проекта осуществляется реконструкция наиболее загруженных движением участков дороги, входящей в состав международного транспортного коридора «Запад – Восток», в первую очередь в пределах Московского транспортного узла, в целях обеспечения пропускной способности дороги, достаточной для пропуска возрастающих транспортных потоков год Примерная стоимость строительства участка Москва – Екатеринбург в составе скоростного транспортного коридора «Запад – Восток» по новому направлению оценивается в 700 млрд. руб. После реконструкции автомобильной дороги федерального значения М-5 «Урал» пропускная способность «направления Запад – Восток» увеличится в 2 раза. ВЛАДИМИР САВЧУК Институт проблем естественных монополий
16 РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО СКОРОСТНОГО ТРАНСПОРТА К 2030 ГОДУ (по данным ГК «Автодор») Скоростная автомобильная дорога Казань – Екатеринбург Скоростная автомобильная дорога Москва - Нижний Новгород - Казань 16 ВЛАДИМИР САВЧУК Институт проблем естественных монополий
17 Таким образом, в результате строительства ВСМ-2 с автомобильного на железнодорожный транспорт может перейти до 52,8 тыс. тонн в сутки (2640 авт.), что сопоставимо с объемом перевозок по направлению Москва – Екатеринбург (без учета транзита). ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗОПОТОКОВ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ МОСКВА-ЕКАТЕРИНБУРГ В РЕЗУЛЬТАТЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ВСМ-2 Потенциальные объёмы грузоперевозок автотранспортом на направлении Москва-Екатеринбург большегрузных автомобилей в сутки, (1,5 млн ед. в год) или 80 тыс. т/сутки, (29,2 млн т грузов в год) Контейнерные поезда на ВСМ-2 Москва – Екатеринбург Дополнительный грузопоток на основной сети ж.д. Условия анализа АНО «ИПЕМ»: сокращение пасс. сообщения дальнего следования – 10 пар; коэффициент съёма грузовых поездов пасс-ми – 2; средний вес нетто грузового поезда – 2250 т; средний состав грузового поезда – 66 ваг. Результат: По результатам проведённого анализа общий объём перевозимых грузов составит т/сут. или 2250 контейнеров в сутки. Условия анализа АНО «ИПЕМ»: пропускная способность ВСМ-2 – 26 контейнерных поездов; грузоподъёмность контейнерного поезда – 300 т; Результат: Общий объём перевозок грузов в контейнерных поездах по ВСМ-1 составит: 7800 т/сут. или 390 контейнеров в сутки. Дополнительные конкурентные преимуществ железнодорожного транспорта перед автомобильным при реализации проекта ВСМ ВЛАДИМИР САВЧУК Институт проблем естественных монополий
18 АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ПО НАПРАВЛЕНИЮ МОСКВА-ЕКАТЕРИНБУРГ Строительство скоростного международного транспортного коридора «Запад – Восток» млрд руб., в том числе Москва-Екатеринбург около 700 млрд руб. Капитальный ремонт дорожного полотна на всей протяженности (1351 км) трассы составит 34 млрд. руб. Сооружение объездов городов Ногинск и Балашиха – 134,5 млрд руб. 3 За счет строительства ВСМ-2 интенсивность грузового движения по направлению «Запад – Восток» существенно снизится, поэтому кардинальные меры по реконструкции и строительству новых дорог не потребуются (или сроки «сдвинутся»), достаточно будет выполнить капитальный ремонт дорожного полотна и сооружение объездов городов Ногинск и Балашиха, что сэкономит материальные средства в размере 531,5 млрд руб. Утвержденные планы развития автомобильного транспорта Альтернативные варианты развития автомобильного транспорта 2 2 – Экспертная оценка стоимости реализации альтернативных вариантов развития автомобильного транспорта на направлении Москва-Екатеринбург производился на основании следующих параметров: стоимость капитального ремонта 1 км дорожного полотна - 25 млн руб., стоимость реконструкции 1 км трассы – 109,8 млн руб., строительство нового участка 1 км трассы - 102,1 млн руб. 3 – Экспертная оценка стоимости сооружения объездов городов -спутников Москвы была проведена на основании из средней стоимости строительства 1 км автомагистрали Москва-Санкт-Петербург равной 1,95 млрд руб. Строительство нового участка трассы М-7 Казань – Новосибирск (795 км) составит 81,2 млрд руб. Реконструкция трассы М-7 на участке Нижний Новгород – Казань (387 км) составит 42,5 млрд руб. Сооружение объездов городов Ногинск и Балашиха – 134,5 млрд руб. 18 ВЛАДИМИР САВЧУК Институт проблем естественных монополий
19 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Институт проблем естественных монополий 8 (495) ВЛАДИМИР САВЧУК
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.