Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемКирилл Шпаков
1 Славянский праздник «День Ивана Купалы» Подготовила: Новикова Марина группа М5, 2013 г.
2 Празднование Ивана Купалы в Белоруссии Иванов день летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточ- ных и западных славян. Ночь накануне превосходит сам день Ивана Купалы по сво- ему ритуальному «наполне- нию». Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. Отмечает- ся во многих частях Европы под близким национальным названием в России, Бело- руссии, Польше, Литве, Лат- вии, Эстонии, Украине.
3 Иван Купала Другие названия: Колосок, Иван Травник, Крес, Ярилин день, также Рождество Иоанна Предтечи (христ.) Отмечается в ночь с 23 июня (6 июля) на 24 июня (7 июля). Изначально праздник был свя- зан с летним солнцестоянием. C принятием христианства к этому дню был приурочен день рождения Иоанна Крестителя. С этим связано его националь- ное название в разных странах. В новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя позже, приходится на 7 июля, так как Русская православная церковь живёт по старому стилю. В России праздник потерял астрономическое соответст- вие солнцестоянию.
4 Картина Семирадский Г. «Ночь на Ивана Купалу» Обряды Встреча Иванова дня (ночь на Ивана Купалу) заполнена обря- дами, связанными с водой, ог- нём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью. К празд- нику все обязательно купа- лись до захода солнца: русс- кие чаще в банях, а украинцы - в реках и озёрах. Ближе к закату разжигаются костры - на возвышенностях или у реки. Порой огонь добывали древним способом трением дерева об дерево. Белорусы в центре купальского костра ставили столб, на котором сверху крепилось колесо. Иногда на колесо клали конс- кий череп. В ночь на Ивана Купалу выбира- лись суженые и совершались брачные обряды, прыганье через костёр, обмен венками, поиски цветка папоротника и купание в утренней росе.
5 Нечисть: Русалки, водяные Вода Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэ- тому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась жи- вительными и магическими свойствами. В местах, где существовал запрет на купание в реках (из- за русалок), купались в свя- тых источниках. На Русском Севере накануне в день Аграфены Купальницы то- пили бани, в которых мылись и парились, заваривая собран- ные в этот день травы.
6 Вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить чело- века жизненной силой и здо- ровьем. Ивановскими вениками пользовались в течение года. В этот праздник, по народ- ным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые жглись в ночь на Купалу. Кроме того, в Иванову ночь часто гадали при помо- щи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество. Картина С. Л. Кожин «Гадание на венках»
7 Огонь Главная особенность купальс- кой ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счаст- ливее. На Украине девушки и парни, взявшись за руки, пры- гали попарно через огонь. Если во время прыжка их руки ос- танутся вместе, то считали, что это явная примета их будущего брака. В некоторых местах между купальскими кострами прого- няли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальс- ких кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шум- ные весёлые игры и бег напере- гонки. Картина И. И. Соколов «Ночь на Ивана Купалу»
8 По поверьям крестьян, в ку- пальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, обо- ротни, русалки, колдуны, домо- вые, водяные, лешие. Счита- лось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, кото- рые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли ук- расть молоко у коров или ис- портить хлеб на полях. Поми- мо костров, в некоторых мес- тах в Купальскую ночь поджи- гали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что со- вершенно очевидно связано с символикой солнцеворота. За рекой горят огни, Погорают мох и пни. Ой, купало, ой, купало, Погорают мох и пни. Плачет леший у сосны Жалко летошней весны. Ой, купало, ой, купало, Жалко летошней весны. А у наших у ворот Пляшет девок корогод. Ой, купало, ой, купало, Пляшет девок корогод. Кому радость, кому грех, А нам радость, а нам смех. Ой, купало, ой, купало, А нам радость, а нам смех. (Сергей Есенин)
9 Травы Характерная примета Ивана Ку- палы - обычаи и предания, свя- занные с растительным миром. Травы и цветы, собранные до рассвета, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки». Украинские девушки за травами и цветами для купальских вен- ков ходили утром накануне Ку- палы. При этом обязательно рвали полынь, так как считали, что её боятся ведьмы и русалки. Полынь носили на поясе, впле- тали в венки, втыкали в стены домов и ворот, чтобы прегра- дить путь ведьмам.
10 Главным героем растительного мира становился папоротник, с которым повсеместно связыва- лись предания о кладах. С цвет- ком папоротника, появляющим- ся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубо- ко в земле они ни находились. Картина И. И. Левитан «Папоротники у воды» Кроме того, одним из главных сим- волов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, символизирующий магический союз огня и воды. Народные сказания связывают про- исхождение этого цветка с братом и сестрой которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Полевое растение-цветок «Иван-да-Марья»
11 *** Спустилась ночь и Колосок грядёт. Зажглись кострища, тень играет, А в чаще леса одинокая бредёт Та дева, что звалася Марьей. Её печаль, как свечи на венках Опущенных в речные глади. Рабой останется в седых веках Любви к Ивану его Марья…. Им суждено в разлуке чахнуть, Порочны взгляды, ласки и умы. Но сотни лет расти и пахнуть Будут цветы их имени травы… (Новикова Марина)
12 Народные поверья В ночь накануне Ивана Купалы де- вицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да- марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь. Опахиваются сельские дороги, что- бы «сваты скорее приезжали», или прокладывают борозду к дому парня, чтобы он быстрее посватался. В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится. и Обычаи В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое счи- тается целительным средством про- тив разных недугов. В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев. Если в эту ночь сорвать цветок иван- да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки рас- тения) будут между собою разгова- ривать, а вору покажется, что разго- варивают хозяин с хозяйкою. В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли две- надцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание исполнится.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.