Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАнтонина Якиманская
1 О разработке и введении федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения О разработке и введении федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения С.В. Коршунов, Е.В. Караваева МГТУ им. Н.Э. Баумана сентябрь 2009 г.
2 Из Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации: Из Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации: «…Мы обязаны внедрить в практику адекватные времени образовательные стандарты. Больше того - содержание образования должно соответствовать самым высоким мировым стандартам…(2004 г.)» «…Правительство должно навести порядок и с содержанием программ профобразования, причем делать это надо совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей, для которых, собственно, и готовятся специалисты…(2006 г.)»
3 КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года п/п Краткое содержание мероприятий Сроки реализации 12 Разработка новых государственных образовательных стандартов различных уровней профессионального образования с участием объединений работодателей Разработка и принятие профессиональных стандартов по областям деятельности с участием объединений работодателей гг. I кв г.
4 Внешние факторы, вызвавшие необходимость смены парадигмы стандартизации в российском образовании: 1) Вступление России в «Болонский процесс» с целью вхождения в общеевропейское образовательное пространство (2003 г.). Требования Болонского процесса: Единая СИСТЕМА УРОВНЕЙ и ступеней образования (бакалавр – магистр – доктор). Классификация национальных ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ и соотносимых с ними академических степеней и КВАЛИФИКАЦИЙ в соответствии с Европейской рамкой квалификаций (ЕРК). Компетентностный подход и использование системы ECTS для создания учебных программ.
5 2) Принятие Правительством Российской Федерации «Приоритетных направлений развития образовательной системы РФ» (2004 г.), в которых объявлен курс на: законодательное введение и укрепление двухуровневой системы образования (бакалавр, специалист или магистр), введение отдельного Перечня специальностей для непрерывной (моноуровневой) реализации, кредитно-модульное построение образовательных программ
6 В 2007 г. приняты Госдумой законы: 232-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании» и в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления уровней высшего профессионального образования). 309-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)».
7 Реализация уровневого высшего профессионального образования в Российской Федерации ,5 лет специалист 530 специальностей ВПО Общее среднее (полное) образование Годы обучения 120 направлений подготовки ВПО 4 года бакалавр 2 года магистр 2 года магистр 1 – 1,5 года специалист 4 года бакалавр
8 Варианты построения образовательных программ инженерного образования в России ( гг.)
9 Структура подготовки бакалавра по специальности и магистра по специальности выпуск Ф Ф Специальность 4 6 Направление подготовки Направление подготовки дипломированных специалистов М(квалиф) Б(квалиф) …
11 Структура подготовки в МГТУ им.Н.Э.Баумана г о д о б у ч е н и я т р у д о е м к о с т ь в час (max) Довузовская подготовка М а г и с т р Послевузовская подготовка (аспирантура) Д и п л о м и р о в а н н ы й с п е ц и а л и с т Б а к а л а в р ( степень) ( квалификация ) Неполное высшее образование
12 МАГИСТР БАКАЛАВР (степень) Дипломированный специалист Бакалавр (квалификация) Дипломированный специалист Базовое высшее образование
13 Динамика лицензирования основных образовательных программ ВПО различных ступеней
14 Структура подготовки в соответствии с новыми законами
15 В целях развития уровневого ВПО Министерством сделаны шаги, которые способствуют развитию подготовки бакалавров и магистров в РФ: издан приказ Минобрнауки России от г. 62, обеспечивающий академические свободы вузов при формировании образовательных программ специализированной подготовки магистра; издан приказ Минобрнауки России от г. 62, обеспечивающий академические свободы вузов при формировании образовательных программ специализированной подготовки магистра; принято решение Аккредитационной коллегии Рособрнадзора об упрощенной процедуре аккредитации программ бакалавров, лицензированных на основе родственных аккредитованных программ специалистов (ноябрь 2006 г.); принято решение Аккредитационной коллегии Рособрнадзора об упрощенной процедуре аккредитации программ бакалавров, лицензированных на основе родственных аккредитованных программ специалистов (ноябрь 2006 г.); развитие уровневого высшего профессионального образования Министерством зафиксировано как важнейший показатель инновационного потенциала вуза при оценке инновационных образовательных программ. развитие уровневого высшего профессионального образования Министерством зафиксировано как важнейший показатель инновационного потенциала вуза при оценке инновационных образовательных программ.
16 В целях обеспечения связи содержания ВПО с реальными потребностями промышленности и социальной сферы, развития социального партнерства: разработан Федеральный закон в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда; разработан Федеральный закон в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда; разработаны и утверждены постановлением Правительства РФ Правила разработки, утверждения и введения в действие ГОС, предусматривающие участие в их разработке работодателей; разработаны и утверждены постановлением Правительства РФ Правила разработки, утверждения и введения в действие ГОС, предусматривающие участие в их разработке работодателей; создан Совет по ГОС профессионального образования, в состав которого введены представители объединений работодателей; создан Совет по ГОС профессионального образования, в состав которого введены представители объединений работодателей; разработан механизм внесения изменений в действующие ГОС с учетом требований работодателей; разработан механизм внесения изменений в действующие ГОС с учетом требований работодателей; в комиссии по аттестации образовательных учреждений профессионального образования вводятся представители работодателей; в комиссии по аттестации образовательных учреждений профессионального образования вводятся представители работодателей; развивается сотрудничество УМО с объединениями работодателей. развивается сотрудничество УМО с объединениями работодателей.
17 Государственные образовательные стандарты предназначены для обеспечения: качества высшего профессионального образования; качества высшего профессионального образования; единства образовательного пространства Российской Федерации; единства образовательного пространства Российской Федерации; основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы ВПО; основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы ВПО; признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании. признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.
18 Федеральный закон 309-ФЗ изменил подход к структуре и сущности ГОС: 1.привел нормы действующего законодательства в области образования в соответствие с Конституцией РФ (ст.43, п.5), установив понятие «федеральных государственных образовательных стандартов»; 2.исключено деление образовательных стандартов на федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты и компонент образовательного учреждения; 3.циклы ФГОС состоят из базовой и вариативной частей
19 Федеральный закон 309-ФЗ установил, что ФГОС включают в себя требования к: 1) структуре ООП, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.
20 Федеральный Закон 309-ФЗ: конкретизировал и уточнил такие понятия, как образовательные программы: общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные), а также – примерные основные образовательные программы; конкретизировал и уточнил такие понятия, как образовательные программы: общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные), а также – примерные основные образовательные программы; по всем программам баклавриата, магистратуры и специалитета предусматривается присвоение выпускнику, успешно освоившему программу, квалификации (степени); по всем программам баклавриата, магистратуры и специалитета предусматривается присвоение выпускнику, успешно освоившему программу, квалификации (степени); впервые ввел следующую норму: «реализация образовательных программ ВПО осуществляется на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными вузами, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации». впервые ввел следующую норму: «реализация образовательных программ ВПО осуществляется на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными вузами, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации».
21 ФГОС ВПО на основе сопряженной модели подготовки бакалавра, специалиста и магистра УровниВПОНаименованиеООПСрок осво е- ния Степень / квалификацияОбъем труд. в кредитах ПервыйООПподготовкибакалавра 4 года Бакалавр профили: 240 ВторойООПподготовкиспециалиста 5 лет Специалист специальности: 300 ВторойООПподготовкимагистра 2 года Магистр, магистерские программы: 120
22 Динамика изменения академических свобод вузов Российской Федерации в формировании программ подготовки Типовые учебные планы СССР (1988 г.) Первое поколение ГОС ВПО ( гг.) Второе поколение ГОС ВПО (2000 г.) Проект ФГОС (2009 г.) ~ 12 % (от объема основной образовательной программы) %20-40 % С-Б-М: %
23 ФГОС ВПО Общие вопросы (область применения, определения) Характеристика направления подготовки (сроки освоения, ЗЕ) Требование к ООП подготовки - бакалавров - магистров - специалистов Общие требования к условиям реализации ООП Характеристика профессиональной деятельности
24 Характеристика профессиональной деятельности Цели ООП Область, объекты, виды профессиональной деятельности Задачи профессиональной деятельности
25 Требования к ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации Общие требования к условиям реализации магистра, специалиста Требования к ООП бакалавра (магистра, специалиста)
26 Требования к результатам освоения ООП Компетенции Социально- личностные Инструмен- тальные Общенаучные Профес- сиональные
27 Перераспределение компетенций в процессе становления макета ФГОС 3-го поколения К О М П Е Т Е Н Ц И И Общекультурные Профессиональные Социально- личностные Инструментальные Профессиональные Общенаучные Возможная инвариантная часть
28 Структура основной образовательной программы Учебные циклы: - гуманитарный, социальный и экономический; - математический и естественнонаучный; - профессиональный. Разделы: - физическая культура; - практика и/или научно-исследовательская работа. Итоговая государственная аттестация.
29 Структура ООП бакалавра (пример)КодУЦ ОО П Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудоем- кость (зачетные единицы) Перечень дисцип- лин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Код форми- руемых компе- тенций Б.3 Профессиональный цикл Базовая (общепрофессиональная) часть: В результате изучения базовой части цикла студент должен: знать правила оформления конструкторской документации в соответствии с ЕСКД, основы проектирования и основные методы расчетов на прочность, уметь выполнять и читать чертежи и другую конструкторскую документацию, конструировать элементы машин и конструкций, владеть навыками работы с современными системами компьютерного инжиниринга, … Безопасность жизнедеятельности, ….. ПК-1, ПК-2, ПК10, … Вариативная часть: (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)
30 Структура профессиональных компетенций в области «Техники и технологии» Компетенции, инвариантные для всех направлений подготовки Инструментальные, Общенаучные Компетенции, инвариантные для объединенных укрупненных групп направлений подготовки Информатика и вычислительная техника Информатика и вычислительная техника Информатика и вычислительная техника Информатика и вычислительная техника Приборостроение и оптотехника Геодезия и землеустройство Геология, разведка и разработка полезных ископаемых Приблизительно объединенных укрупненных групп 3. Компетенции, свойственные конкретному направлению подготовки Приблизительно 54 направления подготовки Техносфернаябезопасность Прикладнаягидрометеорология Строительство Биотехнология Программнаяинженерия Инноватика Мехатроника и робототехника …
31 Укрупненные группы направлений по ОКСО ГЕОДЕЗИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, ГЕОДЕЗИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, ГЕОЛОГИЯ, РАЗВЕДКА И РАЗРАБОТКА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, ГЕОЛОГИЯ, РАЗВЕДКА И РАЗРАБОТКА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, ЭНЕРГЕТИКА, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА, ЭНЕРГЕТИКА, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА, МЕТАЛЛУРГИЯ, МАШИНОСТРОЕНИЕ ИМАТЕРИАЛООБРАБОТКА, МЕТАЛЛУРГИЯ, МАШИНОСТРОЕНИЕ ИМАТЕРИАЛООБРАБОТКА, АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА, АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА, ОРУЖИЕ И СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЯ, ОРУЖИЕ И СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЯ, МОРСКАЯ ТЕХНИКА, МОРСКАЯ ТЕХНИКА, ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, ПРИБОРОСТРОЕНИЕ И ОПТОТЕХНИКА, ПРИБОРОСТРОЕНИЕ И ОПТОТЕХНИКА, ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СВЯЗЬ, ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СВЯЗЬ, АВТОМАТИКА И УПРАВЛЕНИЕ, АВТОМАТИКА И УПРАВЛЕНИЕ, ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА, ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА, ХИМИЧЕСКАЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ, ХИМИЧЕСКАЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ПЕРЕРАБОТКА ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ПЕРЕРАБОТКА ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ, ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ, ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ, СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА, СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА, БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
32 Перечень дисциплин для разработки примерных учебных планов, а также учебников и учебных пособий в области «Техники и технологии» Дисциплины, инвариантные для всех направлений подготовки в области «Техники и технологии» Дисциплины, инвариантные для объединенных укрупненных групп направлений подготовки Геодезия и землеустройство Геология, разведка и разработка полезных ископаемых 3. Дисциплины каждого конкретного направления подготовки Биотехнология Техносфернаябезопасность Прикладнаягидрометеорология Строительство Программнаяинженерия Инноватика Мехатроника и робототехника … Дисциплина 1 … Дисциплина N Дисциплина 1 … Дисциплина N Формируются УМО отвечающими за направления находящиеся в объединенных укрупненных группах Безопасность жизнедеятельности Компьютерная и инженерная графика Информационные технологии Метрология и стандартизация Электротехника и электроника Безопасность жизнедеятельности Компьютерная и инженерная графика Информационные технологии Метрология и стандартизация Электротехника и электроника
33 Макродисциплины цикла ОПД Начертательная геометрия. Инженерная графика. Начертательная геометрия. Инженерная графика. Механика. Механика. Материаловедение. Технология конструкционных материалов. Материаловедение. Технология конструкционных материалов. Электротехника и электроника. Электротехника и электроника. Метрология, стандартизация и сертификация. Метрология, стандартизация и сертификация. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности. Информационные технологии Информационные технологии
34 Общепрофессиональные компетенции (инвариантные к профессиональной деятельности в области ТиТ знание и готовность к использованию основных прикладных программных средств, умение пользоваться глобальными информационными ресурсами, владение современными средствами телекоммуникаций; знание и готовность к использованию основных прикладных программных средств, умение пользоваться глобальными информационными ресурсами, владение современными средствами телекоммуникаций; умение проводить измерительный эксперимент и оценивать результаты измерений; умение проводить измерительный эксперимент и оценивать результаты измерений; умение разрабатывать и использовать графическую техническую документацию умение разрабатывать и использовать графическую техническую документацию способность к обоснованному выбору и проектированию машин и механизмов применительно к избранной профессиональной области; способность к обоснованному выбору и проектированию машин и механизмов применительно к избранной профессиональной области; знание и готовность к использованию методов анализа и синтеза электрических цепей и устройств; знание и готовность к использованию методов анализа и синтеза электрических цепей и устройств; умение выбирать материалы для применения в аппаратуре с учетом внешних факторов и требований технологичности и стоимости. умение выбирать материалы для применения в аппаратуре с учетом внешних факторов и требований технологичности и стоимости.
35 Средние значения распределения ЗЕ по циклам ГСЭ, ЕН и Проф. в проектах ФГОС ВПО уровня бакалавриата
36 Требования к условиям реализации ООП (Б, М, С) Кадровое обеспечение Учебно-методическое и информационное обеспечение Материально-техническое обеспечение Финансовое обеспечение учебного процесса
37 Особенности ФГОС Направление подготовки Цели воспитания и обучения Разработка совместно с работодателями Ориентация на результат Компетентностный подход Трудоемкость ООП в зачетных единицах Базовая часть: Б – не более 50% М – не более 30% С – не менее 70%
38 Цикл ГСЭ для бакалавров и специалистов Общая трудоемкость единиц. Общая трудоемкость единиц. Минимум три дисциплины в базовой части цикла (иностранный язык, философия, история) Минимум три дисциплины в базовой части цикла (иностранный язык, философия, история) Остальные дисциплины федерального компонента цикла ГСЭ действующего ГОС рекомендуются для вариативной части цикла Остальные дисциплины федерального компонента цикла ГСЭ действующего ГОС рекомендуются для вариативной части цикла
39 Цикл ГСЭ для магистров Общая трудоемкость единиц. Общая трудоемкость единиц. Минимум 1 дисциплина в базовой части цикла («экономика», «педагогика высшей школы», «логика и методология науки» и т.д.). Минимум 1 дисциплина в базовой части цикла («экономика», «педагогика высшей школы», «логика и методология науки» и т.д.). Дисциплина базовой части цикла определяется в зависимости от вида магистратуры (научно-исследовательская. научно-педагогическая и т.д.) либо предполагается универсальной для магистратур всех видов. Дисциплина базовой части цикла определяется в зависимости от вида магистратуры (научно-исследовательская. научно-педагогическая и т.д.) либо предполагается универсальной для магистратур всех видов.
40 Усредненное распределение аудиторной нагрузки по дисциплинам для специальностей МВТУ им. Н.Э. Баумана 70-х 80-х годов: дисциплины общественных наук …….. 8% общенаучные дисциплины …………… 20% общеинженерные дисциплины ……….. 46% профилирующие дисциплины: общефакультетские ……………….. 6% общефакультетские ……………….. 6% специальности и специализации ….18% специальности и специализации ….18% ученого совета ………………………2% ученого совета ………………………2%
41 Задачи на ближайшую перспективу: поэтапное формирование проектов ФГОС совместно с работодателями; поэтапное формирование проектов ФГОС совместно с работодателями; совершенствование системы контроля качества основных образовательных программ в условиях расширения академических свобод вузов; совершенствование системы контроля качества основных образовательных программ в условиях расширения академических свобод вузов; разработка механизмов планирования и финансирования подготовки специалистов с ВПО различного уровня; разработка механизмов планирования и финансирования подготовки специалистов с ВПО различного уровня; разработка Положения о реализации уровневых образовательных программ высшего профессионального образования. разработка Положения о реализации уровневых образовательных программ высшего профессионального образования.
42 Необходимые документы и процедуры для перехода на новую систему образовательных стандартов: Определение и утверждение в Правительстве РФ порядка установления Перечня направлений подготовки (специальностей) ВПО и ППО. Определение и утверждение в Правительстве РФ порядка установления Перечня направлений подготовки (специальностей) ВПО и ППО. Формирование (с участием вузовской общественности и работодателей) и утверждение в соответствии с новым Порядком Перечня направлений подготовки (специальностей) ВПО и ППО. Формирование (с участием вузовской общественности и работодателей) и утверждение в соответствии с новым Порядком Перечня направлений подготовки (специальностей) ВПО и ППО. Формирование и утверждение в Правительстве РФ Перечня направлений подготовки (специальностей) ВПО, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист». Формирование и утверждение в Правительстве РФ Перечня направлений подготовки (специальностей) ВПО, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист». В соответствии с утвержденным новым Порядком разработки и утверждения ФГОС - разработка и утверждение федеральным органом государственной власти в сфере образования новых ФГОС подготовки бакалавров и магистров, а также ФГОС подготовки специалистов. В соответствии с утвержденным новым Порядком разработки и утверждения ФГОС - разработка и утверждение федеральным органом государственной власти в сфере образования новых ФГОС подготовки бакалавров и магистров, а также ФГОС подготовки специалистов.
43 Необходимые документы и процедуры для перехода на новую систему образовательных стандартов: Обеспечение уполномоченным федеральным государственным органом разработки ПрООП ВПО (на основе новых ФГОС ВПО), с учетом которых вузы должны самостоятельно разработать новые ООП. Обеспечение уполномоченным федеральным государственным органом разработки ПрООП ВПО (на основе новых ФГОС ВПО), с учетом которых вузы должны самостоятельно разработать новые ООП. Осуществление процедуры замены лицензий всем вузам на ведение образовательной деятельности по образовательным программам подготовки бакалавров, магистров и специалистов в соответствии с требованиями новых утвержденных ФГОС. Осуществление процедуры замены лицензий всем вузам на ведение образовательной деятельности по образовательным программам подготовки бакалавров, магистров и специалистов в соответствии с требованиями новых утвержденных ФГОС. Утверждение федеральным органом исполнительной власти в сфере образования, Положения об итоговой государственной аттестации студентов. Утверждение федеральным органом исполнительной власти в сфере образования, Положения об итоговой государственной аттестации студентов. Установление федеральным органом исполнительной власти в сфере образования, новых форм документов государственного образца о высшем и послевузовском профессиональном образовании. Установление федеральным органом исполнительной власти в сфере образования, новых форм документов государственного образца о высшем и послевузовском профессиональном образовании.
44 Направления подготовки УМО по университетскому политехническому образованию: 1. Машиностроение, 2. Технологические машины и оборудование, 3. Прикладная механика, 4. Ракетные комплексы и космонавтика, 5. Двигатели летательных аппаратов (МАИ), 6. Системы управления движением и навигация, 7. Баллистика и гидроаэродинамика (МАИ), 8. Оружие и системы вооружения, 9. Системный анализ и управление,
45 Направления подготовки УМО по университетскому политехническому образованию: 10. Мехатроника и робототехника, 11. Стандартизация, управление качеством и метрология, 12. Инноватика, 13. Организация и управление наукоемкими производствами (М), 14. Техническая физика, 15. Информатика и вычислительная техника, 16. Информационные системы и технологии, 17. Программная инженерия, 18. Техносферная безопасность.
46 Направления подготовки УМО по университетскому политехническому образованию (2009 г.): Направления подготовки УМО по университетскому политехническому образованию (2009 г.): 19. Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения, 20. Высокотехнологические плазменные и энергетические установки, 21. Наноинженерия.
47 Технологические машины и оборудование 62 Бакалавр техники и технологии 68 Магистр техники и технологии МГТУ им. Н.Э. Баумана МГГУ РГУНГ им. И.М. Губкина ТверГТУМИСиС65 Проектирование технических и технологических комплексов 65 Горные машины и оборудование 65 Морские нефтегазовые сооружения 65 Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов 65 Оборудование нефтегазопереработки 65 Технологические машины и оборудование для разработки торфяных месторождений 65 Металлургические машины и оборудование
48 ПродолжениеМГУЛ МГТУ им. А.Н. Косыгина МГУПМГУС МГТУ им. Н.Э. Баумана МГТУ «Станкин» МГУПП.65 Машины и оборудование лесного комплекса 65 Машины и аппараты текстильной и легкой промышленности 65 Полиграфические машины и автоматизированные комплексы 65 Бытовые машины и приборы 65 Вакуумная и компрессорная техника физических установок 65 Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика 65 Металлообрабатывающие станки и комплексы 65 Инструментальные системы машиностроительных производств 65 Машины и аппараты пищевых производств
49 Web-сайт УМО: Коршунов Сергей Валерьевич Коршунов Сергей Валерьевич Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.