Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемИрина Окладникова
1 Лисицына Любовь Сергеевна Разработка пакетов компетенций для реализации основных образовательных программ вузов на основе ФГОС Тел. (812) ,
2 Переход на уровневую систему ВПО В соответствии с законодательством ( Федеральные законы 260-ФЗ от г. ) с г. вузами должен быть осуществлен переход на уровневую систему образования на основе федеральных законов (232,309,260), ФГОС и Перечней направлений подготовки (специальностей) ВПО.
3 Законодательная и нормативная основа разработки ООП вуза Образовательные законы ФГОС ВПО ООП вуза ПООП Перечень профессий специальностей направлений
4 ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВУЗА ООП вуза ООП вуза - системно организованный комплекс документов, регламентирующий содержание, трудоемкость, технологии обучения, преподавания и оценивания в целях достижения заявленных вузом результатов обучения (компетенций выпускника). Москва 12 – 13 ноября 2008
5 Результаты обучения Ключевой инструмент формирования в рамках Болонского процесса новой системы высшего образования Результаты обучения - формулировки того, что обучающийся, как ожидается, будет знать, уметь делать и будет в состоянии продемонстрировать в конце обучения. Результаты обучения
6 1. Институциальный – определяют содержание подготовки и образовательные технологии (преподавание, обучение и оценивание). Для студента – какие знания, умения и компетенции он может приобрести. Результаты обучения на уровне выпускника вуза связываются с национальными рамками квалификаций. 2. Национальный (НРК- основа для разработки ФГОС и профессиональных стандартов) 3. Международный (ЕРК, РК ЕПВО) Три уровня применения результатов обучения
7 Методология целеполагания, направленная на деятельностный характер подготовки, выраженный в виде результатов обучения - компетенций. Развитие системно-деятельностного подхода, ориентированого на формирование компетенций (компетентности). Компетентностный подход в отечественной системе ВПО
8 Развитие компетентностного (системно-деятельностного) подхода в образовательной системе России 1960 г. – основы теории формирования умений в отечественной педагогике, как сложных структурных образований обучающегося (знаний, интеллектуальных, волевых и др.). Обучение в школах, вузах в сочетании с профессиональной деятельностью г.г. – введение квалификационных паспортов, фондов оценочных средств выпускников вузов г. – официальное введение терминакомпетенция (компетентность) в ВШ России как аналог понятию умение, действие с умом илизнание в действии.Умениевый подход.
9 Необходимость компетентностного подхода неопределенность неопределенность будущих квалификационных структур, нарастание динамики и глобализации профессий; кардинальные изменения в экономикеи обществе- знаний кардинальные изменения в экономике и обществе- знаний, актуализирующими своими тенденциями потребность в компетенциях, интеллектуализация труда, становление плоских иерархий организации производств, межфункциональное разделение труда, процессы интернационализации и глобализации общества, образования и др.; возрастающие темпы обновления и устаревания профессиональных знаний. возрастающие темпы обновления и устаревания профессиональных знаний.
10 Смена образовательной модели подготовки специалиста Смена образовательной модели подготовки специалиста на основе ФГОС ВПО в условиях уровневой подготовки ЗНАНИЯ УМЕНИЯ НАВЫКИКОМПЕТЕНЦИЯ Готовность применения ЗУН и личностных качеств Квалификационная (знаниевая) модель подготовки специалиста Компетентностная РезультатыОбучения(революционныеизменения) Эволюционный переход
11 Структура компетенций и результатов обучения по уровням ООП в соответствии с ФГОС ВПО КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА Знания Умения Навыки Знания Умения Навыки Знания Умения Навыки Уровень дисциплин (модулей) Знания Умения Навыки З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк Уровень учебных циклов З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ ГСЭ ЕН ОПДПроф. Уровень дисциплин (учебных модулей)
12 Динамичная совокупность знаний, умений и личностных качеств (компетенции) Планомерная работа над учебным материалом Мотивация Условие формирования компетенции у студентов
13 Технологии достижения результата обучения по дисциплине СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ЗНАНИЯ УМЕНИЯ НАВЫКИ Технологиипреподавания Технологии (средства) оценивания К О М П Е Т Е Н Ц И И Технологииобучения
14 Состав ООП вуза на основе ФГОС ВПО (системообразующая часть ООП) 1.ЦЕЛИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2.1.Область профессиональной деятельности выпускника. 2.2.Объекты профессиональной деятельности выпускника. 2.3.Виды профессиональной деятельности выпускника. 2.4.Задачи профессиональной деятельности выпускника. 3.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП 3.1. Перечень требуемых компетенций выпускника вуза по данной образовательной программе. 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ООП 4.1. Структурно-логические связи содержания учебных дисциплин, практик, НИРС образовательной программы Соответствие формируемых компетенций и составных частей ООП Календарный учебный график Учебный план.
15 Состав ООП вуза на основе ФГОС ВПО (дисциплинарно-ориентированная часть ООП) 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ДИСЦИПЛИН, ПРАКТИК, НИРС ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5.1. Учебно-методические комплексы дисциплин (модулей) Рабочие программы дисциплин (модулей) Методические материалы по организации и технологиям обучения (преподавания) для преподавателя Методические материалы по изучению дисциплины (обучения) для студента Фонды оценочных средств и методики их применения для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (оценивание) Учебно-методические комплексы учебной и производственной практик Рабочие программы практик Методические рекомендации Рабочая программа НИРС. 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПО ООП 6.1. Программа государственного экзамена (по необходимости) Рекомендации по организации выполнения и оценки выпускных квалификационных работ.
16 Принципы управления процессом разработки ООП вуза Ежегодное обновление содержания ООП (требование ФГОС) на основе сбора и систематизации результатов обучения и их компетенций (принцип результатоцентрированности ООП); Привлечение к разработке компетентностных моделей выпускников потенциальных работодателей выпускников ООП для определения ожидаемого уровня подготовки; Вариативность ООП для обеспечения различных образовательных траекторий подготовки; Привлечение студентов к выбору образовательных траекторий (принцип студентоцентрированности ООП); Внедрение новых концептуальных моделей для отбора из избыточного содержания образования результатов обучения и их компетенций и новых форм взаимодействия кафедр на основе сетевых информационных технологий.
17 Для чего нужна концептуальная модель? Предлагаемая концептуальная модель служит для структуризации образовательного пространства на основе результатов обучения (РО) и компетенций с целью проектирования модульных компетентностно-ориентированных образовательных программ. Модель содержит методики для планирования РО и построения ряда моделей (модели иерархии РО, модели образовательного процесса в виде взвешенного план-графа, модели образовательного процесса для формирования РО в виде образовательных траекторий). Эти методики могут эффективно применяться к разработке проектов модульных образовательных программ, их отдельных дисциплин и образовательных модулей только при условии, что разработчик хорошо владеет содержанием образования в данной предметной области, понимает тенденции его развития и готов учитывать требования, предъявляемые рынком труда к выпускникам. Литература: 1. Лисицына Л.С. Методология проектирования модульных компетентностно-ориентированных образовательных программ. Метод. пособие. СПб: СПбГУ ИТМО, с. 2. Васильев В.Н., Лисицына Л.С., Шехонин А.А. Концептуальная модель для извлечения результатов обучения из избыточного содержания образования. В науч.-техн. вестн. СПбГУ ИТМО. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2010, Вып. 4 (68), С
18 Общая схема проектирования программ Планирование ожидаемого РО Планирование РО Установление связей между РО Отбор содержания образования Планирование образовательных траекторий Модель иерархии РО КМВ План-граф Взвешенный план-граф ММП
19 Основные свойства компетенций Двойственность компетенций. Многослойность компетенций. Динамичность компетенций. Формирование компетенций по спирали.
20 Компетенции для идентификации РО Для сбора, систематизации и накопления формулировок компетенций на каждом шаге декомпозиции РО используется методика поэтапной детализации компетенций, в ходе которой поочередно уточняются объекты и виды деятельности (определены ФГОС), а также характеристики содержания для их освоения (подходы, способы, методы и приемы их формирования и т.п.). В процессе детализации могут быть получены следующие три вида формулировок: - компетенции выпускника, понятные и прозрачные всем, в том числе и самому обучаемому, для идентификации видов и объектов деятельности в задачах подготовки выпускника; такие компетенции используются для идентификации РО более высокого уровня, чем элементарные; - содержательные компетенции выпускника, понятные и прозрачные преподавателям и специалистам данной сферы профессиональной деятельности, для определения содержания образования, используемого для освоения компетенции; такие компетенции используются для идентификации элементарных РО; - компетенции, устанавливающие требования к знаниям и представлениям, умениям и навыкам выпускника, понятные и прозрачные преподавателям и специалистам данной предметной области подготовки; такие компетенции отдельно не идентифицируют РО, но в совокупности определяют требования для отбора содержания, необходимого и достаточного для формирования соответствующего элементарного РО.
21 Исходные компетенции выпускника Компетенция выпускника, определяющая отдельную задачу по его подготовки, имеет следующий вид: КОМПЕТЕНЦИЯ: =. Понятие задается глагольной группой (разрабатывать, применять в организации производства и т.п.) в соответствии с видами деятельности, – именной (базы данных, корпоративные информационные системы и т.п.). Пример. Рассмотрим компетенцию по формированию способности применять информационные технологии в образовании. Здесь деятельность определена глагольной группой применять в образовании, а объектом этой деятельности выступает именная группа информационные технологии.
22 Компетенции учебных задач выпускника Для систематизации и накопления компетенций выпускника следует чередовать уточнение видов и объектов деятельности исходя из некоторой исходной формулировки компетенции выпускника. Детализацию следует проводить до тех пор, пока не будет наблюдаться переход с того, какой результат будет достигнут в процессе подготовки на то, каким образом его можно достичь. В общем случае структура записи каждой i-й компетенции выпускника после ее однократной детализации выглядит следующим образом:
23 Содержательные компетенции Содержательные компетенции выпускника являются результатом дальнейшей детализации компетенций выпускника. Содержательные компетенции выпускника служат выражением мнения о том, каким образом (способом) следует решать поставленную задачу подготовки, чтобы достичь запланированные РО. Формулировки содержательных компетенций могут быть вариативными. В этом случае каждый вариант содержательной компетенции будет идентифицировать свой элементарный РО, отличающийся от других аналогичных РО только способом его формирования. Структура записи содержательных компетенций имеет следующий вид: СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ: =. Здесь - глагольная группа, выбранная из перечня соответствующего вида профессиональной деятельности; - объект, на который направлена данная профессиональная деятельность; характеризует содержание образования, на основе которого будет освоена эта компетенция (технология, метод, подход и т.п.).
24 Модель иерархии РО для планирования элементарных (неделимых) РО При детализации компетенций может быть большое количество этапов, что приведет к построению модели иерархии РО (см. рис.) в виде корневого ориентированного дерева с большим количеством уровней. Это означает, что путь i= (y0, …, yi), идущий из корня y0 дерева к его листу yi,, будет содержать моделировать большое количество видов и объектов деятельности выпускника, полученных при декомпозиции совокупного РО (корень дерева y0). Каким образом в этом случае строить формулировку компетенции для идентификации РО? Ключевое словосочетание в формулировке компетенции определяется глагольной и именной группами, замыкающими иерархию объектов и видов деятельности в пути i= (y0, …, yi), ведущего к i-му элементарному РО; остальные объекты и виды деятельности в иерархии уточняют атрибуты ключевого словосочетания и позиционируют данную компетенцию подготовки с точки зрения формирования совокупного РО.
25 Требования к ЗУН для формирования элементарных РО Требования к знаниям и представлениям должны выражать требования к формированию у обучаемого способности систематизировать теоретический материал, изучаемый в рамках формирования данного РО. Целью систематизации является выработка у обучаемых интеллектуальных навыков. Интеллектуальный навык характеризуется способностью обучаемого применять изученные знания и представления, проводить анализ и оценку полученных решений, а также синтезировать и оценивать новые знания в изучаемой предметной области. Требования к умениям должны выражать требования к формированию способности у обучаемого приобретать практические и переносимые навыки. Практический навык характеризуется способностью применять изученные методы, модели, технологии и т.п. для решения типовых практических задач данной предметной области, а переносимый навык – способностью переносить приобретенные навыки на решение новых задач, в том числе и в других предметных областях подготовки. Перечень требований к знаниям и представлениям, умениям и навыкам является своеобразным фильтром для отбора компетентностно-ориентированного содержания образовательных модулей, используемых для формирования соответствующих РО.
26 Модель образовательного процесса на основе РО Модель образовательного пространства представляет собой дискретное пространство Q (см. рис.), в котором каждое состояние Х = {х0, х1, …, хn} моделирует РО. Пространство Q обладает свойством инкапсуляции, т.е. каждое состояние может соответствовать РО того или иного уровня иерархии и раскрываться через другие РО вплоть до элементарных результатов. Пространство Q считается полностью разработанным, если все состояния в множестве Х соответствуют элементарным РО. В этом случае установление причинно-следственных связей между состояниями пространства Q (между элементарными РО) позволит строить образовательные траектории для реализации различных образовательных программ. Образовательный процесс по подготовке выпускника моделируется как процесс перехода между состояниями пространства Q.
27 Установление макротраекторий в образовательном пространстве Q Макротраектория – образовательная траектория, построенная на основе причинно-следственных связей между РО более высокого уровня, чем элементарные РО. Пример. Профессиональная компетенция: разрабатывать методические материалы для проведения уроков. Универсальная инструментальная компетенция: применять информационные технологии. Установим макротраекторию между РО этих компетенций. Тогда в формулировке универсальной инструментальной компетенции можно уточнить деятельность следующим образом: применять информационные технологии для разработки методических материалов.
28 Пример установления уровней формирования РО Для разработки перечня элементарных РО по формированию способности применять ИТ для разработки ЦР, используемых при создании ИС установим дескриптор с общими требованиями к из знаниям и представлениям, умениям и навыкам (см. рис. слева). Иерархия РО с установленными уровнями Н – начальный, Б – базовый: НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ Знания и умения в объеме, необходимом и достаточном для практического применения ИТ для разработки простейших ЦР. Знания и умения в объеме, необходимом и достаточном для практического применения ИТ для разработки типовых ЦР. Знания и умения в объеме, необходимом и достаточном для разработки реальных ЦР, используемых в ИС, с применением ИТ.
29 Методика построения модели образовательного процесса в виде план-графа Установим следующее N-арное отношение порядка на множестве состояний Х = Хбаз {х0} в полностью разработанном образовательном пространстве Q: «в процессе формирования соответствующего элементарного РО знаниям и представлениям, умениям и навыкам состояния xr непосредственно предшествуют знания и представления, умения и навыки непустого ряда других элементарных РО, моделируемых состояниями хs, хv,…. При этом, пусть х0 – состояние в пространстве Q, суммирующее все знания и представлении, умения и навыки, необходимые и достаточные для начала формирования совокупного РО в данном образовательном пространстве. Тогда будет построена модель образовательного процесса или план-граф, устанавливающий причинно-следственные связи между состояниями Х в пространстве Q.
30 Основное свойство план-графа План-граф представляет собой гиперграф Н(Х, Р), состоящий из множества вершин Х и множества ориентированных гиперребер Р, причем, Р. Вершины Х моделируют элементарные РО в пространстве Q, а ориентированные гиперребра Р – упорядоченность и направленность процесса их формирования в пространстве Q. План-граф является моделью, связывающей РО и образовательные модули образовательной программы. При построении план-графа необходимо учитывать требование компетентностного подхода: перечень элементарных РО в пространстве разработчика (кафедры) Q является уникальным, для формирования каждого элементарного РО подобрано компетентностно-ориентированное содержание базового образовательного модуля. Следствием этого обстоятельства является основное свойство план- графа – единственность стока для каждого гиперребра (см.рис.)
31 Методика взвешивания план-графа Для определения весов гиперребер построенного план-граф необходимо произвести отбор компетентностно-ориентированного содержания для формирования соответствующих элементарных РО и определить трудоемкость их формирования – характеристики учебной нагрузки (час.).
32 Методика планирования инвариантных образовательных траекторий Планирование образовательных траекторий производится по модели образовательного процесса в виде взвешенного план-графа с целью создания минимального модульного плана (ММП) – упорядоченного перечня образовательных модулей и их тем (базовых образовательных модулей) для реализации программы. При планировании образовательных траекторий разработчики исходят из ограничения времени на формирование РО в заданном пространстве. Образовательная траектория должна обеспечивать целостный образовательный процесс формирования некоторого РО за отведенное время. Для этого разработчики определяют целевые состояния в пространстве Q и отбирают среди вариативных РО те результаты, которые ожидаются после завершения образовательного процесса. Процесс планирования – итерационный, на каждом шаге итерации проводится примерка трудоемкости формирования ожидаемого РО к тому времени, которое отведено (задано) на его формирование.
33 Пример разработки инвариантной образовательной траектории Определим целевые состояния образовательного процесса. Для этого, прежде всего, отберем вариативные инструменты (технологии) для формирования РО: Adobe Photoshop CS3; Adobe Flash CS3; JAVASCRIPT 1.7, а затем укажем, какие ЦР с применением этих технологий нужно научить разрабатывать обучаемых, например: изображения; фотогалереи для web; сайты. Для случая, когда у обучаемых нет РО в данном образовательном пространстве, образовательная траектория для формирования способности применять отобранные выше технологии для разработки отобранных видов ЦР приведена на рис. ниже. Общая трудоемкость формирования спланированного таким образом РО в данном образовательном пространстве составляет 22 часа.
34 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.