Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГаля Псковитина
1 Западная философия ХХ века, её основные направления Урок 10
2 План 1. Причины изменений в западной философии ХХ века. 2. Основные направления западной философии, их основные идеи. 3. Экзистенциализм: понятие и основные направления. 4. Философское учение М.Хайдеггера. Философия К.Ясперса.
3 Западная философия XX века Окончание Нового времени На рубеже XIX-XX вв. появились коренные перемены в образе жизни и мировоззрении людей
4 Новейшая история Начиная с XX столетия историю называют «Новейшей» Изменения, произошедшие в XX веке, продолжают влиять и на сегодняшнюю жизнь общества
5 Изменения в обществе в XX веке Наука Занимает огромное место в жизни общества Превратилась в непосредственную производительную силу общества
6 Роль науки нельзя оценить однозначно Наука Разрешает проблемы общества Порождает проблемы Нарастающий экологический кризис
7 Наука стала меньше претендовать на окончательность и абсолютность суждений Альберт Эйнштейн Автор общей теории относительности Макс Планк Основоположник квантовой физики Разработка теории относительности, квантовой теории заставили пересмотреть классическую модель Ньютона
8 Бернхард Риман Немецкий математик Николай Иванович Лобачевский Русский математик, создатель неевклидовой геометрии Геометрия Евклида дополняется неевклидовыми геометриями Римана, Лобачевского и др.
9 Изменения в экономической жизни западных стран С конца XIX века экономика всё меньше внимания обращает на национальные и государственные границы В XX – XXI вв. экономика приобретает глобальный характер Изменения в одной сфере, одном регионе приводят к изменениям во всех остальных сферах и регионах мира
10 Изменения в религиозной сфере Заметнее становятся модернистские, то есть изменяющие, реформирующие привычные религиозные взгляды и положения течения Традиционные религии начинают занимать всё меньшее место в общественной жизни
11 Человечество пережило в новейшей истории две мировые войны, изменившие мировоззрение современного человека Горе и страдания, принесённые этими войнами, заставили осознать хрупкость привычного мира, по-новому поставили вопрос о предназначении и судьбах человечества Пошатнулась вера в неодолимость прогресса, стало очевидным, что прогресс в одной области сопровождается регрессом в других областях
12 Изменения в самой философии XX века В философии общей установкой становится плюрализм (множественность) Разные философские течения и школы сосуществуют, спорят, ведут диалог друг с другом, не претендуя на абсолютные и окончательные истины
13 Основные направления западной философии XX века Экзистенциализм Позитивизм и неопозитивизм Структурализм Неотомизм Герменевтика Психоанализ
14 Позитивизм Наиболее распространённое течение западной философии XIX-XX вв. Философия позитивизма изучает Способы и методы достижения положительного, позитивного знания
15 Основоположник позитивизма Огюст Конт ( ) – французский мыслитель, основоположник позитивизма. «Знать – чтобы предвидеть, предвидеть – чтобы обладать силой». О.Конт.
16 Позитивизм Философское направление выступало за то, чтобы философия Опиралась только на достоверное научное знание Исследовала лишь факты, а не их внутреннюю сущность Опиралась на научный метод в исследованиях
17 Основные принципы позитивизма Опыт – первичный и единственный источник знания Каждая наука вырабатывает собственные внутренние принципы исследования объекта Задача философии – изучение языка и методов науки
18 Неопозитивизм Как особое философское направление неопозитивизм получил широкое распространение в англоязычных странах Наиболее известные представители неопозитивизма Рудольф Карнап Альфред Айер Бертран Рассел Людвиг Витгенштейн Джон Остин
19 Неопозитивизм Философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем Единственно возможное знание Специально- научное знание Задача философии Деятельность по анализу языковых форм знания
20 Представители позитивизма и неопозитивизма Герберт Спенсер Эрнст Мах Рихард Авенариус Мориц Шлик Рудольф Карнап Имре Лакатос Пол Карл Фейерабенд
21 Структурализм Основами для возникновения структурализма стали Развитие НТР в 60-е гг. XX века Структурные изменения в развитых странах Запада Процесс культурной интеграции народов Изменение массового сознания
22 Структурализм Основа структурализма Системно- структурный подход Рассмотрение целого как системы, состоящей из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов
23 Неотомизм Это философское направление – наиболее авторитетное течение современной католической церкви Конец XIX века Возникновение неотомизма Основа неотомизма Учение средневекового философа Фомы Аквинского
24 Неотомизм Фома Аквинский Средневековый философ В философии неотомизма используются пять доказательств бытия Бога, данные средневековым философом Фомой Аквинским.
25 Представители неотомизма Жак Маритен Этьен Анри Жильсон Юзеф Мария Бохенский
26 Неотомизм Центральный принцип Гармония разума и веры, науки и религии, возвышение значения Бога и отдельной человеческой личности Центральная проблема Проблема Бога Бог постигается как бесконечная, вечная, несотворённая, совершенная реальность, сотворившая всё, что существует вне его
27 Основная идея неотомизма Утверждение о необходимости доказательства бытия Божия с помощью средств науки, в том числе философии Для доказательства бытия Бога используются Традиционные доказательства Современные достижения науки +
28 Неотомизм Неотомизм провозглашает высокое значение человеческой личности Жак Маритен Французский философ, основатель неотомизма Личность является наиболее совершенным и благородным проявлением природы Бог, создав человека, не придал ему совершенный, конечный вид. Личность рождается свободной и сама развивается
29 Герменевтика Термин «герменевтика» С греческого– разъясняю, истолковываю Искусство и теория интерпретации текстов Бог Гермес в греческой мифологии – посредник между богами и людьми
30 Основоположники герменевтики Фридрих Шлегель Немецкий философ Фридрих Шлейермахер Немецкий философ Как философская проблема герменевтика была поставлена и разработана немецкими философами Ф.Шлегелем и Ф.Шлейермахером
31 Основатель современной герменевтики Ханс Георг Гадамер Немецкий философ Х.Гадамер превратил герменевтику в самостоятельную науку, придал ей самостоятельный статус, рассматривал её как метод гуманистических наук и как учение о человеческом бытии. Одна из привлекательных черт герменевтики – близость к практике. По Гадамеру, вещи не существуют, пока не получат названия с помощью языковых средств.
32 Герменевтика Герменевтика как философское знание Анализ самого процесса понимания движения к истине Герменевтика Это путь к знанию, сама практика получения истины
33 Психоанализ Основателем психоанализа является австрийский учёный и врач Зигмунд Фрейд ( ). Фрейд первый сформулировал принципы работы бессознательного, описал основные человеческие комплексы и неврозы, подвёл психоаналитическую базу под искусство, религию, культуру в целом. Его влияние на культуру XX века было огромным. Как сказал один немецкий философ, духовную ситуацию двадцатого века создали три человека: К.Маркс, Ф.Ницше и З.Фрейд. Зигмунд Фрейд
34 Главные труды З.Фрейда «Я и Оно» «Тотем и табу» «Толкование сновидений» «Неудовлетворённость культурой» «Психопатология обыденной жизни»
35 Теория психоанализа Зигмунд Фрейд ( ) Австрийский психолог, психиатр, основоположник психоанализа Теория психоанализа – это психологическая теория, разработанная в конце XIX- начале XX века австрийским психиатром З.Фрейдом. З.Фрейд впервые открыл бессознательное. В центре этого открытия – так называемый эдипов комплекс.
36 Эдипов комплекс Древнегреческий миф о Эдипе: когда у царя Фив родился сын, оракул предсказал, что, когда он вырастет, он убьёт своего отца и женится на матери. В ужасе царь приказал убить младенца, но слуга пожалел его и увёз на другой остров. Эдип вырос, вернулся в Фивы, в окрестностях Дельф случайно встретил своего отца, которого не узнал, и в ссоре убил его. Потом он совершил несколько подвигов, освободил город от Сфинкса, и в благодарность за это его мать Иокаста согласилась выйти за него замуж, не зная, что он её сын. Боги сурово наказали Эдипа: когда он узнал правду, он в отчаянии выколол себе глаза, а его мать покончила с собой. Жан Энгр «Эдип и Сфинкс» 1808 год
37 Эдип и Сфинкс Эдип и Сфинкс. Гюстав Моро 1864 Сфинкс – монстр с женской головой, львиным телом, змеиным хвостом, огромными крыльями. Всякому путнику, направлявшемуся в Фивы, Сфинкс задавал загадку: «Что ходит на четырёх ногах, на двух и на трёх, и чем больше ног, тем оно слабее?» Тех, кто не смог разгадать загадку, Сфинкс пожирал. Эдип уничтожил Сфинкса, дав правильный ответ: «Человек. Рождаясь, он ползает на четвереньках, а в старости опирается на палку». Чудовище бросилось со скалы, монстр был побеждён, город был освобождён.
38 Эдипов комплекс Сюжет древнегреческого мифа оказался весьма привлекательным для древнегреческой и современной европейской литературы – было написано много пьес и романов на эту тему. По мнению Фрейда, этот интерес был вызван тем, что Эдипов комплекс глубоко укоренён в психике любого человека – она так работает. Каждый ребёнок в раннем возрасте бессознательно ревнует отца к матери и даже желает его смерти, конечно, не осознавая этого. По мере взросления этот странный комплекс почти у всех людей проходит, хотя у некоторых он принимает странные патологические формы. Гюстав Моро «Странник Эдип» 1888 г.
39 Учение З.Фрейда о бессознательном Исследуя сферу бессознательного, Зигмунд Фрейд создал модель психической структуры личности.
40 Модель психической структуры личности Сверх-Я (Супер-Эго) – сверхсознание Ценности, нравственность, духовность, самоконтроль Я (Эго) – сознание Разум, рассудок, принцип реальности, внешний контроль Оно (Ид) – подсознание = бессознательное Инстинкты, принцип удовольствия, нет контроля
41 Структура психики человека (по З.Фрейду) Первый, верхний этаж – сверхсознание, сверх-Я То, что даётся индивиду обществом: правила поведения, родительские запреты, моральная цензура и т.п. Второй, средний этаж – сознание, Я Некоторая промежуточная часть психики Третий, нижний этаж – бессознательное, Оно Бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии: комплексы, страхи, неврозы, инстинкты
42 Сознание Страсти и инстинкты Требования общества Поддаться своим инстинктам (половой инстинкт, страсть к насилию, агрессивность и др.) нельзя: общество не потерпит Подавить инстинкты тоже нельзя – это приводит к нервным срывам, к неврозам, к психическим заболеваниям
43 Главный вывод Фрейда Человек никогда не может сам себя знать до конца Психоанализ Помогает человеку разобраться в самом себе
44 Карл Густав Юнг К.Г.Юнг ( ) продолжил исследования З.Фрейда. Швейцарский психиатр, ученик З.Фрейда, который пошёл значительно дальше своего учителя, создав так называемую «глубинную (аналитическую) психологию», психологию коллективного бессознательного. Юнговская концепция бессознательного строится на глубоком и всестороннем анализе литературы, истории, мифологии и психопатологии. Юнг ввёл в научный оборот понятие «коллективного бессознательного». Его работы по психологии, по анализу современной культуры и места человека в ней были настоящим откровением для многих людей, которые и сейчас считают его неким духовным пророком.
45 Теория архетипов Карл Густав Юнг Швейцарский психиатр Юнг выдвинул гипотезу о существовании коллективного бессознательного, под которым понимал итог жизни человеческого рода, то, что присуще всем людям.
46 Коллективное бессознательное К.Юнга Перед первой мировой войной К.Юнг в течение нескольких недель видел один и тот же сон. Будто бы из земли проступает кровь и поднимается всё выше и выше, заливая всё вокруг. Юнг бежит от этого потопа в горы, но море крови подходит и туда, и в нём плавают обрубки человеческих тел. Он уже решил, что сходит с ума и решил обратиться к врачу, как вдруг разразилась мировая война, и сны прекратились. Потом Юнг выяснил, что подобные сны снились многим людям. Коллективное бессознательное жило в предчувствии войны и предстоящих ужасов массового уничтожения людей.
47 Коллективное бессознательное Юнга Коллективное бессознательное Универсальное начало психики, память всего человечества, общечеловеческий опыт «Наша психология тащит за собой длинный, как у ящерицы, хвост, заключающий в себе всю историю индивидуального рода, нации, Европы и всего человечества». К.Г.Юнг
48 Архетипы Коллективное бессознательное Совокупность архетипов Архетип Типичные, устойчивые формы коллективной памяти, система установок и реакций на мир древних людей
49 Архетипы Архетип Может достичь сознания только с помощью символов Бог Бога нельзя увидеть, он всегда дан только через символы
50 Символы Бога Символом Бога для христиан является Иисус Христос Символом Бога для мусульман является пророк Мохаммед
51 Архетипы Наиболее адекватная форма проявления архетипов Сны Юнг считал, что к снам нельзя относиться легкомысленно, чаще всего это не наши сны, это порождение коллективной души Сны нередко предупреждают нас об опасности, только мы не понимаем их языка
52 Архетипы Как-то Юнгу родители рано умершей от болезни девочки принесли альбом с изображением всяких страшных чудовищ. Они хотели у него узнать, не сошла ли она перед смертью с ума. Юнг показал им старинный альбом с изображением таких же чудовищ и сказал, что люди знали о них столетия назад. Это символические звери, являвшиеся ребёнку во сне, были свидетельствами нарождающейся болезни.
53 Архетипы Люди перестали чувствовать и понимать язык архетипов, они оторваны от своих корней, больше не боятся окружающей природы и не доверяют своим снам, они развенчали своих богов и чувствуют себя свободными Но боги и демоны никуда не ушли, они получили новые обличья и всё так же ведут спор за души людей. Они приняли форму преступности, алкоголизма, наркотиков, неврозов, страхов. Современный человек потерял свою душу и постоянно её ищет.
54 Структура психики по К.Юнгу Юнг выделяет пять структурных элементов психики: Я, Анима, Персона, Тень и Самость.
55 Анима – бессознательное женское начало в психике мужчины и мужское в психике женщины Анима – это природный архетип. Она сводит воедино все проявления бессознательного, она есть основа настроений, реакций, импульсов, всего, что психически спонтанно. Она живёт из самой себя и делает нас живущими. Для сына в первые годы жизни Анима сливается со всесильной матерью, что затем накладывает отпечаток на всю его судьбу. Эта связь сохраняется на протяжении всей жизни и, либо препятствует человеку, либо даёт ему мужество для самых смелых деяний
56 Персона Персона – это маска, которую человек бессознательно надевает на себя, чтобы производить впечатление на других и скрывать свою истинную природу
57 Тень Тень – это всё мерзкое, грязное, неприятное, что живёт внутри нас, и что мы прячем где-то глубоко в себе
58 Самость Самость – это когда все структуры психики находятся между собой в относительной или полной гармонии, это – целостный человек, как бы образ Бога в нас, идеал, к которому мы постоянно стремимся Символическое выражение самости в буддизме
59 Возникновение экзистенциализма Нюрнбергский процесс – суд над нацистскими преступниками – гг. После Второй мировой войны на Нюрнбергском процессе судили нацистских преступников, и многие из них оправдывались тем, что были законопослушными людьми. Да, я убивал, сжигал, истязал. Но ведь не по своей воле. У меня был приказ. Я его и выполнял. Тогда в сознании философов родился вопрос: неужели человек полностью запрограммирован обществом? Где же мера индивидуальной ответственности, которая позволяет ему поступить не по существующим законам, а по внутреннему, глубинному побуждению?
60 Так в XX столетии появилось новое философское направление экзистенциализм Предельное внимание обращалось на уникальность человеческого бытия
61 Экзистенциализм Одно из крупнейших и влиятельных течений современной философии Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами
62 Предпосылки возникновения экзистенциализма Экзистенциализм возникает в период мировых войн не случайно Это философское отражение драматизма эпохи XX века, самочувствия человека, поставленного между жизнью и смертью, бытием и небытием
63 Основной вопрос экзистенциализма Экзистенциализм поставил вопрос, волнующий человека в условиях современной цивилизации «Как жить человеку в мире острейших противоречий и исторических катастроф?»
64 Духовные предпосылки экзистенциализма Сёрен Кьеркегор Датский философ Эдмунд Гуссерль Немецкий философ Большое влияние на идеи экзистенциализма оказали работы датского философа середины 19 века С.Кьеркегора и немецкого философа начала 20 века Э.Гуссерля
65 Социально-политические предпосылки экзистенциализма Нравственный, экономический и политический кризисы Открытия науки, поставившие человечество на грань самоуничтожения Приближение экологической катастрофы Усиление жестокости по отношению к человеческой личности Возникновение тоталитарных режимов фашистского типа
66 Основоположники экзистенциализма Мартин Хайдеггер Карл Ясперс Немецкие философы Жан Поль Сартр Габриель Марсель Альбер Камю Французские философы
67 Экзистенциализм Направление в философии XX века Рассматривающее человека Как уникальное духовное существо Способное к выбору собственной судьбы
68 Центральные вопросы экзистенциализма Существование человека Смысл жизни человека и его судьбы в мире
69 Центральные понятия экзистенциализма Экзистенция От латинского existentia - существование Возможность быть Эссенция Сущность Человек обретает свою сущность в процессе своего существования
70 Главный тезис экзистенциализма Существование предшествует сущности Человек сначала существует – думает, чувствует, живёт, а потом уже определяет себя в мире Человек сам определяет свою сущность, сам определяет себя, он хочет быть таким, а не другим
71 Существование предшествует сущности Вначале человек ничего собой не представляет Человеком он становится впоследствии, таким, каким он себя делает Свобода человека есть его существенное определение
72 Основное свойство существования Свобода Подразумевает тревогу человека за результат своего выбора
73 Жан-Поль Сартр о существовании, предшествующем сущности «Возьмём любой предмет, изготовленный человеком, к примеру, нож для разрезания бумаги. Этот нож сделан мастером, который знал, что он делает. Невозможно представить ситуацию, когда мастер изготовляет нож, не имея представления о нём. Классическое традиционное представление о человеке считало последнего творением Божьим. Человек сотворён по определённому понятию, его сущность предшествует существованию. Экзистенциализм переворачивает всё наоборот: человек сначала существует, появляется в мире, а уже затем определяется, становится чем-то». Жан-Поль Сартр Французский философ- экзистенциалист, писатель, критик, публицист
74 Основные направления экзистенциализма Светский, или атеистический экзистенциализм Религиозный экзистенциализм Человеческое бытие связано с обращением к Богу, смысл существования в том, что человек – Его образ и подобие Человек абсолютно одинок в этом мире, он должен сделать свою жизнь сам, не рассчитывая на помощь высшего существа; то короткое время, что отпущено ему природой, - единственный шанс выразить себя
75 Представители светского экзистенциализма Жан Поль Сартр Французский философ- экзистенциалист, писатель, лауреат Нобелевской премии Альбер Камю Французский философ, писатель, лауреат Нобелевской премии Мартин Хайдеггер Немецкий философ
76 Представители религиозного экзистенциализма Николай Александрович Бердяев Русский философ Карл Ясперс Немецкий философ Габриэль Марсель Французский философ
77 Карл Ясперс ( ) Карл Ясперс – знаменитый немецкий философ, один из основателей экзистенциализма. Изучал право в университетах Гейдельберга и Мюнхена, медицину и психиатрию – в университетах Берлина, Геттингена и Гейдельберга. В гг. работал в психиатрической клинике Гейдельберга. В 1913 г. защитил диссертацию по теме «Общая психопатология». С 1922 г. – профессор философии Гейдельбергского университета. В 1937 г. отстранён от преподавательской деятельности из-за еврейского происхождения жены, в 1938 г. запрещена публикация его работ. С 1948 г. по 1961 г. – профессор философии Базельского университета. Как философ, Ясперс заявил о себе книгой «Психология мировоззрений» (1919), которая считается первой манифестацией философии экзистенциализма в Германии. Ясперс написал большое количество очень популярных на Западе работ. Особенно известна его трёхтомная «Философия».
78 Философия Карла Ясперса Универсальное условие человеческого существования Коммуникация, взаимодействие с другими личностями «Всё то, что есть человек и что есть для человека, обретается в коммуникации». Карл Ясперс
79 Виды коммуникации (по Ясперсу) Массовая коммуникация Экзистенциальная коммуникация Человек в своей жизни играет множество ролей (пассажир, студент, пациент, зритель). В этом случае в общении он играет роль усреднённого человека, похожего на других. Массовая коммуникация стирает различия между людьми, делает их похожими друг на друга. В этой коммуникации мы незаменимы. Именно наша неповторимая индивидуальность, личность интересует нашего партнёра по коммуникации. Данная коммуникация возникает чаще всего между любящими людьми. Человек играет не роль, уготованную ему обществом, а самого себя, раскрывает себя.
80 «Пограничные ситуации» Карл Ясперс ввёл в философию понятие «пограничной ситуации» В жизни каждого человека наступают переломные моменты, ситуации экзистенциального выбора, в которых личность проявляется полнее всего Карл Ясперс называл их «пограничными ситуациями»
81 «Пограничные ситуации» Это ситуации болезни, страдания, борьбы, переживания вины Самый яркий пример пограничной ситуации Смерть
82 Даже если рядом с нами находятся наши близкие, в этих пограничных ситуациях мы одиноки, именно в них проявляется наша суть - экзистенция В страдании человек полнее всего осознаёт свою неповторимость, именно здесь он способен показать себя подлинным человеком, проявить «мужество быть» В этом заключается трагичность человеческого бытия Только через глубочайшие личностные потрясения мы осознаём смысл своего существования, который в другое время прячется от нас за привычными вещами и событиями
83 Мартин Хайдеггер ( ) Немецкий философ, один из основоположников экзистенциализма. Как считают многие западные исследователи, Хайдеггер – самый оригинальный и самый глубокий мыслитель XX века. Родился в семье скромного ремесленника. По окончании Фрейбургского университета, много лет преподавал философию в различных университетах Германии. В зрелом возрасте уехал в деревню и прожил там до конца жизни. Основные произведения: «Бытие и время», «Лесные тропы», «На пути к языку», «Что есть мысль?» и др.
84 «Смысл бытия» в трудах М.Хайдеггера Современная философия утратила понимание сущности и смысла бытия. Вопрос о бытии – главный вопрос философии, но решать его можно, только поняв смысл человека. Человек конструирует мир, или бытие, поэтому выяснение сущности человеческого бытия раскрывает сущность бытия вообще.
85 Сущность человека Заключается в особом способе жизни В существовании в страхе Чувствуя страх, человек становится одиноким, его перестаёт интересовать мир, он обращается к себе и тем самым начинает понимать себя
86 Страх Основное переживание и способ бытия, позволяющий точно и всеобъемлюще понять человека = Страх Боязнь Это когда что-то угрожает человеку и это что-то вполне конкретно Относится к неопределённой опасности, к миру как таковому
87 Понятие «Man» («ман») В начале XX века М.Хайдеггер ввёл понятие «Man», «безличного». С помощью частицы Man в немецком языке строятся безличные предложения, типа «светает» или «смеркается». У Хайдеггера Man является особым, безличным способом существования, в котором живёт большинство людей: они читают то, что читают другие, говорят то, что говорят все, поступают так, как поступают все. Все живут как все, никто не хочет проявить своё лицо, решиться на свой оригинальный поступок, проявить своё Я. Man – это стадное существование.
88 «Man» М.Хайдеггера Man Бездумная шаблонная жизнь – всё как у всех, бездумное поглощение духовных ценностей, - типичное стадное, животное существование Существование аморальное, поскольку не отвечает подлинно человеческому назначению
89 Подлинная жизнь Человек, живущий подлинной жизнью Постоянно испытывает чувство вины, что жизнь его никогда не получается, как надо, что он не успел сделать и то, и другое и третье, а то, что сделал, можно было сделать намного лучше Всегда считает виноватым себя, отвечает за всё, что случилось с ним, потому что он свободен Я сам выбираю свою жизнь – это трудная и тяжёлая жизнь, но единственно достойная того, чтобы её прожить
90 Иллюстрация к смыслу бытия М.Хайдеггера У французского драматурга Э.Ионеско есть пьеса «Носороги», в которой один человек в маленьком городке вдруг превратился в носорога, и бегает себе по улицам. Многим это понравилось и вот мало-помалу все жители один за другим стали превращаться в носорогов. Не нашлось ни одного, который бы сказал: А я не хочу быть носорогом! Я не хочу быть таким, как все! Я хочу жить своей жизнью!
91 Сцена из спектакля «Носороги» первой постановки Эжен Ионеско имел в виду любую мракобесную идеологию, которая через ежедневную агитацию и пропаганду постепенно захватывает и подчиняет себе всех людей. У них нет сил сопротивляться внешнему давлению, потому что у них нет внутреннего духовного стержня, который формируется под влиянием усилий самому определять свою жизнь, самому решать все важные жизненные проблемы. Вот человек и становится носорогом, или послушным роботом, или мыслящей машиной.
92 Представление о человеке М.Хайдеггера трагично. Не обесценивает ли оно таким образом жизнь? Нет, поскольку «надо» принять условия человеческого существования, каковыми они являются. Истинное существование противопоставляется неистинному, безличности, банальной повседневности, закрывающей глаза на смерть и видящей в тоске только унижение
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.