Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАнтонина Лешукова
1 Спецпрактикум «Ролевой репертуар психолога-переговорщика» Проф. Т.Ю.Базаров
2 Цели курса: 1. Способствование профессиональной социализации студентов 2. Развитие у студентов компетенций психолога- переговорщика Результаты курса: 1.Подготовка и защита проектов 2.Индивидуальный план развития
3 Интернет-портал курса makethegame.ning.com Раздел «Проекты» - Материалы занятий - Домашние работы - Форум
4 Балльная система 1. Посещение и активность на занятиях (max 5 баллов за каждое) 2. Выполнение индивидуальных и групповых домашних работ (max 10 баллов за каждую) 3. Активность на Интернет-портале курса (max 10 баллов) 4. Подготовка и защита проекта по курсу (max 40 баллов) Зачет при условии набора 100 баллов.
5 Знакомство
6 Внешний вид герба Моя сильная сторона в общении Область моего развития в общении Мой девиз в общении Я в будущем через 5 лет Техническое задание Нарисовать личный герб на листе А4 и представить себя группе Время на подготовку: 5 мин. Время на подготовку: 5 мин. Время на представление: 1 мин. Время на представление: 1 мин.
7 Основные объекты, на которые направлена деятельность психолога- переговорщика Личность ГруппаДеятельность (содержание) Медиация ФасилитацияМодерация
8 Критерии для наблюдения Техническое задание наблюдателям: Отметьте проявленные в разговоре компетенции. 1. Кооперативность 2. Лидерство 3. Предусмотрительность 4. Влиятельность 5. Проницательность 6. Толерантность 7. Динамичность мышления 8. Креативность 9. Проблемная ориентация
9 ФАСИЛИТАТОР
10 Фасилитация (в узком смысле слова) – организация коммуникации Объект внимания – группа Функции: –Концентрация на снятии коммуникативных барьеров –Создание условий для максимального участия всех в обсуждении –Соблюдение этапов и правил работы –Формирование необходимой ролевой структуры группы Компетенции: Кооперативность (включенность в разные методы; активизация, поддержка группы) Кооперативность (включенность в разные методы; активизация, поддержка группы) Лидерство (лидер-организатор) Лидерство (лидер-организатор) Предусмотрительность (конкретизация этапов достижения совместной цели, сценирование будущего) Предусмотрительность (конкретизация этапов достижения совместной цели, сценирование будущего) Цель фасилитатора - создание условий для эффективной групповой работы, путем задания регламентов, ролевой структуры, организации пространства. Ключевые термины Фасилитатора: Групповые нормы Групповые роли Лидерство в группе
11 В.Познер: « Помните, что не вы - главный человек. Главный тот, кого вы пригласили. Программа не о вас, не о том, какой вы умный, крутой, красивый, а о человеке, который к вам пришел. Это нужно понимать и чувствовать. Когда интервьюеры считают, что они главные - такое смотреть очень тяжело». Точный язык, не осуждает, принимает любую точку зрения, децентрирован, «вне содержания» Владимир Познер Программа «Времена»
12 Организационная компетентность ЯГруппа ФункционированиеСамоорганизацияПланирование РазвитиеСоциализацияКомандообразование Инструментарий / «Чемоданчик» фасилитатора: Методы групповой работы (мозговой штурм, групповая дискуссия и т.д.), групповые роли. Некоторые характеристики Фасилитатора: умение быть бессодержательным знания о групповой динамике представление о ролях (групповых, профессиональных); умение их классифицировать (проблематизатор, стабилизатор, критик, генератор идей, миротворец и т.д.) организация других и себя (Time-management) (НО ради процесса иногда готов жертвовать временем) порядок высказывающихся (схемы организации коммуникации, столкновение людей с противоположными мнениями)
13 Задачи ФасилитатораПринципы, алгоритмы и инструменты Создание пространства для коммуникации удобная рассадка участников (круглый стол…) Знакомство участников друг с другом пояснение необходимости знакомства задание (или создание вместе с группой) формы знакомства создание возможности для участников получения впечатлений друг о друге получить информацию о приемлемых для участников способах и стилях взаимодействия Мотивация участников на совместную работу прояснение (при знакомстве) индивидуальных целей и ожидаемых результатов от участия в обсуждении обращение к индивидуальным целям (в ходе работы) для дополнительного стимулирования активности Задание модели эффективного поведения вербализация правил и этапов работы (согласование, порождение) использование существующей и помощь в формировании эффективной ролевой структуры группы обсуждение и рефлексия способов принятия решений корректировка отклоняющегося от правил поведения членов группы Преодоления «тупиковых» ситуаций в обсуждении Задание эффективных норм: последовательное решение проблем обсуждение в каждый конкретный момент только одной темы достижение договоренности по пониманию используемых терминов (многозначных слов) мотивация участников на принятие взаимоприемлемого решения Организация обратной связи между участниками процесса, не допуская конфронтации доведение до «виновника» совершенной ошибки возвращение к принятым правилам и нормам Поощрение группы для преодоления трудностей групповой работы фиксация успехов достигнутых группой в процессе работы описание предстоящих шагов апелляция к индивидуальным и групповым интересам
14 Этапы движения фасилитатора (в широком смысле) 1. Разработка замысла 2. Проектирование мероприятия 3. Проведение мероприятия 4. Оценивание мероприятия
15 Траектория движения работы Фасилитатора (по модели Джона Херона (1999)) Модель: «6 категорий вмешательства фасилитатора» Категория вмешательства в работу группы (процесс) Категория планирования обучения (результат) 1. Планирование1. Цели, результат 2. Означение2. Программа 3. Конфронтация3. Методы 4. Чувства4. Ресурсы 5. Структурирование5. Оценка (assessment) 6. Осмысливание6. Ценностное оценивание Авторитарный Кооперативный Автономный СТИЛИ вмешательства
16 Фасилитация и 4 компонента целеобразования Целеустремленность Способность преодолевать препятствия на пути к достижению цели. Целеполагание Картина мира, оценка и переоценка человеком своего места в мире Целесообразность Возможность израсходовать для достижения цели имеющиеся ресурсы в тех или иных размерах. Целенаправленность Осознанный выбор направления развития в сторону некого теоретического или реального образца Целеобразование
17 Медиация - обеспечение возможностей для личностного развития Объект внимания – личность Функции: работа по оптимизации психологического климата,работа по оптимизации психологического климата, создание благоприятной атмосферы для раскрытия и развития людей;создание благоприятной атмосферы для раскрытия и развития людей; работа с эмоциональным состоянием участниковработа с эмоциональным состоянием участников Компетенции: Влиятельность (установление личного эмоционального контакта; эмоциональное лидерство; эмоциональная компетентность), Влиятельность (установление личного эмоционального контакта; эмоциональное лидерство; эмоциональная компетентность), Проницательность (умение проявить каждого участника, поняв его состояние) Проницательность (умение проявить каждого участника, поняв его состояние) Толерантность (безоценочное нейтральное невербальное поведение, безоценочное принятие различных точек зрения в группе) Толерантность (безоценочное нейтральное невербальное поведение, безоценочное принятие различных точек зрения в группе) Цель Медиатора - создать условия для проявления участниками всех своих целей, установок и качеств, оценке уровня знаний и готовности к изменению.
18 Опра Уинфри В США Опру называют современным проповедником, который несет зрителям идею: «Для успеха нужен только Ты». Жилетка, иногда «белый и пушистый», эмоциональный, энергетичный, «свой в доску», иногда сентиментальный
19 Эмоциональная компетентность ЯДругой ПониманиеСамопознаниеПроницательность ВлияниеСаморегуляцияЭмоциональное лидерство Инструментарий / «Чемоданчик»медиатора: ролевые игры переговоры интервью разрешение конфликтных ситуаций Некоторые характеристики медиатора: установление личного контакта видит эмоциональные состояния должен вызывать симпатию и уважение для выполнения своих функций; у участников должно возникнуть желание подражать, вести себя так же. психотерапевтическая роль сам не звучит, но извлекает звуки (за счет карикатурности, доведения до абсурда и т.д.)
20 Задачи МедиатораПринципы, алгоритмы и инструменты Сформировать у участников настрой на эффективное участие в процедурах Прояснить цели и задачи программы Создать индивидуальную рабочую мотивацию Создавать для каждого возможность для проявления Максимально передавать инициативу участникам группы Помогать (в случае необходимости для оценки) менее энергетичным участникам группы входить в коммуникативное пространство Помогать группе разрешать непродуктивные конфликты Проявлять естественное поведение участников Избегать стимулирования неестественного (необычного для участников) поведения В случае наличия достаточных данных для поведенческой диагностики стараться не стимулировать участников Поддерживать процессы индивидуального развития Создавать условия для активного поиска участниками своего стиля поведения Фиксировать изменение поведения
21 Модерация – помощь в нахождении решения Объект внимания – содержание деятельности Функции: –Организация процесса принятия решений по модели, приемлемой для всех участников –Повышение креативности предложений –Согласование различных точек зрения –Фиксация групповой и индивидуальной ответственности за результат –Обсуждение плана совместных действий Компетенции: Динамичность мышления, Динамичность мышления, Креативность, Креативность, Проблемная ориентация (наталкивает вопросами на возможные варианты решений). Проблемная ориентация (наталкивает вопросами на возможные варианты решений). Цель модератора - нахождение группой взаимоприемлемого решения проблемы, расширение пространства моделей, используемых в решении, поиск оптимального решения
22 Владимир Соловьев Программа «Поединок» Серьезный, задумчивый, внимательный, неторопящийся, «зануда», педантичный При работе с группой Соловьев обращает внимание на всех, пристально держит взгляд в глаза, использует адресные обращения.
23 Интеллектуальная (экспертная) компетентность Тип знания О предмете деятельностиО процессах мышления ПрименениеПрактикаПриобретение опыта ПорождениеИсследованиеУправление творчеством Инструментарий / «Чемоданчик» модератора: Оргтест Mapping (метод мета-плана) Тризовские задачи Метод фокальных объектов Диаграммы Исикавы Схемы проблематизации Некоторые характеристики модератора: создание условий для решения творческих задач наталкивание на возможные варианты решения, фокусировка владение схемами проблематизации
24 Задачи МодератораПринципы, алгоритмы и инструменты Постановка задачи (проблемы) обсуждения согласование повестки дня, темы и задач, ожидаемого результата изложение сути дела (проблемы) привлечение участников к уточнению проблемы (представлению дополнительных фактов) Активизация участников на представление идей и точек зрения формулировка проблемных вопросов фиксация альтернатив привлечение дополнительной информации, имеющей отношение к проблеме использование примеров стимулирование участников на вопросы и комментарии Помощь в порождении и представлении разных точек зрения (обеспечение вариативности) целенаправленное формирование группы (увеличение разнородности участников) использование адекватных методов, например, «Мозгового штурма» введение принципов позиционного анализа введение логик анализа проблем включение всех участников в обсуждение Понимание точек зрения участников, установление сходства или различия в их заявлениях четкая формулировка высказанных идей использование средств визуализации для фиксации и систематизации идей
25 Индивидуальное домашнее задание «Составление кейса» Подготовить описание ситуации, в которой есть проблема, требующая решения с помощью переговоров. Методические рекомендации к составлению кейса находятся на Интернет-портале. Объем: не более 1 стр. Срок: до 10 ноября. Место: выложить работу на Интернет- портал makethegame.ning.com (на форуме курса).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.