Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемИгорь Аушев
1 Перспективы, проблемы, методологическая база гражданской экспертизы Конференция «Общественная экспертиза как инструмент социальной модерации» п. Лазаревское, 4-5 февраля 2011 г.
2 Экспертиза – это: Критика; консультирование, аудит, рецензия, консультация Словарь русских синонимов От франц. expertise, от лат. expertus – опытный - исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т. д. Большая Советская Энциклопедия Исследование, истолкование и установление таких фактов и обстоятельств, для удостоверения которых необходимы специальные познания в какой-нибудь науке, искусстве, ремесле или промысле. Ф.А. Брокгауз, И.А. Эфрон. Энциклопедический словарь
3 Контроль Получение нового знания Инспекция Выявление и предотвращение нарушений Аудит Проверка на соответствие Мониторинг Отслеживание хода программы по сравнению с планом на основании замера значений показателей (индикаторов) Оценка Анализ процесса выполнения программы, достигнутых результатов и причин отклонений от плана Исследование Получение нового знания, моделирование В чем разница?
4 Общественная/гражданская экспертиза комплексное аналитическое исследование нормативных правовых актов, общественных инициатив, проводимое институтами гражданского общества либо их представителями, направленное на установление соответствия проектов и действующих нормативных правовых актов научной и правовой мысли, правам и законным интересам граждан, результатом которого выступает мотивированное заключение, включающее рекомендации для лиц, принимающих решения, используемое в процессе разработки и реализации решений органов власти с целью наиболее полного учета вышеуказанных прав и интересов граждан.
5 Когда возникает необходимость в экспертизе? Необходимость в экспертизе возникает в неясной, с точки зрения существующих знаний и представлений, ситуации. Неясность эта может быть вызвана различными причинами - наличием разных, несводимых точек зрения, отсутствием необходимых данных или знаний, невозможностью просчитать последствия реализации проекта и т.д. и т.п. Появляющаяся позиция эксперта специфична - это люди, вызывающие доверие (не только обладающие знанием, а именно вызывающие доверие) своим опытом, интуицией и ответственным поведением в аналогичных ситуациях. Именно эксперты производят оценки соответствия сложившегося положения дел тем задачам, которые необходимо решить.
6 Когда возникает необходимость в экспертизе? Любая властная реформа воспринимается гражданами как очередной катаклизм … законодатель не успевает принимать законы или принимает их наспех без тщательной проработки и согласования интересов у исполнительной власти не хватает времени на нормативную проработку и внедрение новых положений и процедур нарушаются права и, как следствие, ухудшаются условия жизни граждан
7 Почему нарушаются? впопыхах «забыли» не обеспечили бюджетным финансированием упразднили или сократили изменение порядка реализации прав не проработано условия излишне зарегламентированы и многократно продублированы
8 Когда возникает необходимость в экспертизе? Первоначальные варианты нормативных и инструктивных документов обычно готовятся чиновниками выступают с позиций представителя власти, а не гражданина в силу определенной материальной устойчивости и привилегированности, чиновники не имеют практического гражданского опыта взаимоотношений в системе «гражданин-государство» не могут представить себя в роли потребителя регламентируемых нормативами прав, «просителя», «подателя»
9 Когда возникает необходимость в экспертизе? Ключевое звено - качество проработки законодательных и нормативных документов, но… граждане и их объединения отстранены от подготовки и принятия властных решений… За исключением нескольких форм: сбор предложений (если учтут) консультирование – круглые столы, слушания и т.д. (если услышат) допуск к участию в заседаниях комитетов (если согласятся) право прямой законодательной инициативы (если хватит профессионализма, сил и средств
10 Объект экспертизы Объектом экспертизы всегда является документация о намерениях, т. е. уже упоминавшиеся проекты, планы и пр. Нет документации, нет и экспертизы.
11 Общественный эксперт представитель общественности, обладающий необходимыми знаниями в определенных областях жизнедеятельности, навыками и статусом, дающими ему право на проведение общественной экспертизы.
12 Процедура проведения общественной экспертизы
13 1. Стадия подготовки к проведению экспертизы 1) Согласование организационных вопросов (выбор инициатора, заказчика и др.); 2) первичное рассмотрение документа; 3) выработка вопросов к содержанию документа (основы для разработки технического задания); 4) разработка технического задания на проведение экспертизы; 5) формирование состава экспертной группы из числа общественных экспертов, обладающих необходимой подготовкой; 6) разработка инструментов для общественной экспертизы (анкет, структур интервью); 7) определение целевых групп и выбор источников информации.
14 2. Стадия проведения экспертизы 1) Сбор информации для проведения общественной экспертизы (законодательство и иная официальная информация, данные соцопросов, публикации и др.); 2) получение и обработка количественных и качественных данных, формирование выводов и аргументация, выработка предложений; 3) подготовка заключения общественной экспертизы (доклада) с использованием текстовой, цифровой и графической информации.
15 3. Стадия использования результатов 1) Направление отчета о результатах общественной экспертизы заказчику, а также, при необходимости, в другие организации, участвовавшие в экспертизе; 2) мониторинг действий по изменению ситуации, выработка плана дальнейших экспертных мероприятий. Необходимо помнить, что на экспертное заключение распространяются нормы права такие же, как и на другие объекты интеллектуальной собственности. Поэтому очень важно оговорить порядок использования и права и обязанности сторон по использованию результатов экспертной работы.
16 Барьеры НКО на пути эффективного участия в правотворческой деятельности: после получения информации о дате обсуждения остается мало времени на изучение ситуации; организации работают для разных целевых групп, поэтому их анализ носит локальный «точечный» характер, системный подход, как правило, отсутствует; проведение системного анализа требует значительного времени для изучения и систематизации информации, которая не всегда имеется в свободном доступе; у организаций почти нет возможности согласовать между собой интересы и выработать общие предложения; вес индивидуальных предложений с точки зрения власти невысок.
17 . Общие вопросы для формирования экспертного заключения
18 Вопросы для формирования экспертного заключения 1) Какие интересы защищает эксперт и какая социальная группа является заказчиком общественной экспертизы? 2) Какая социальная группа проигрывает при реализации проекта (акта) и что она теряет, какая выигрывает? 3) Правильно ли выбрана или сформулирована проблема, насколько она обоснована, каковы причины ее появления, какие процессы могут начаться в результате решения данной проблемы или при оставлении ее без внимания? 4) Каковы могут быть экологические, социальные, экономические, технологические и управленческие последствия проблемы и какие потребуются меры по компенсации ущерба ?
19 Вопросы для формирования экспертного заключения 5 ) Какие системы анализа целесообразно применить (например, SWOT, другие), какие данные привлекались для обоснования и почему именно эти? 6) Какова реальная внешняя и внутренняя ситуация применительно к обозначенной проблеме? 7) Соответствуют ли анализируемый документ высшим достижениям человеческого духа и научной мысли? 8) Есть ли разумные альтернативы решения проблемы в контексте реальной ситуации и прогноза на будущее? 9) Имеются ли скрытые мотивы и намерения (т.е. истинные цели разработчиков, субъектов воли), и насколько они могут снизить эффект?
20 Вопросы для формирования экспертного заключения 10) Соответствует ли объект экспертизы требованиям действующего законодательства? 11) Доступен ли объект экспертизы для понимания и использования населением? 12) Реалистичен ли объект экспертизы (необходимо выявить наличие в объекте всех норм, позволяющих реализовать его на практике, а также наличие либо отсутствие пробелов в процедуре исполнения)? 13) Имеются либо отсутствуют неоправданные преимущества, препятствия, риски и дополнительные издержки для населения при реализации объекта экспертизы?
21 Выход: 1.Планомерная аналитическая общественная экспертиза необходимости принятия тех или иных нормативных актов, законопроектов, а также оценки действия законов (плановое проведение системных экспертных анализов специалистами общественного сектора по всем артикулируемым гражданами и властью проблемам) 2.«Точечная» общественная экспертиза нормативных актов (проектов) и заключений экспертных анализов представителями объединений, выражающих интересы различных групп граждан (обсуждение на заседаниях круглых столов, профильных рабочих групп, секций, общественных слушаниях, с получением локальных предложений и совместной выработкой коллективных нормотворческих инициатив). 3.Совместное обсуждение с представителями законодательной и исполнительной власти и продвижение общественных нормотворческих инициатив (консультирование, лоббирование инициатив на заседаниях общественно-государственных формирований, согласительных комиссий, общественных комиссий и комитетов Думы).
23 Вопросы для формирования экспертного заключения 14) Имеются ли в объекте экспертизы положения, которые могут способствовать коррупции? 15) Содействует ли объект экспертизы участию населения в осуществлении местного самоуправления (если он касается местного самоуправления) и содействует ли он достижению тех целей, которые в нем указаны? 16) Обоснован ли объект экспертизы данными статистики? 17) Эффективен ли предлагаемый механизм реализации? 18) Имеется ли четкая регламентация деятельности субъектов (граждан, их объединений, иных организаций, а также органов и должностных лиц) при реализации объекта экспертизы?
24 Вопросы для формирования экспертного заключения 19) Предусмотрены ли действенные меры ответственности за невыполнение требований, установленных данным объектом экспертизы? 20) Реализована ли миссия, цели, задачи, выполнены ли мероприятия, достигнут ли запланированный результат? 21) Каковы фактические результаты и как они соотносятся с заявленными? 22) Чего сделать не удалось и почему? 23) Оправдала ли себя применённая технология? 24) Оказалась ли эффективной организационная схема? 25) Как соотносятся средства с полученным результатом?
25 Документирование процесса общественной экспертизы
26 1. Перечень и порядок хранения документов общественной экспертизы. К рабочим материалам общественного эксперта относятся: 1) Все исходные материалы, послужившие основанием для формирования задания на проведение общественной экспертизы. Они могут быть оформлены в виде реестра с приложенными к нему оригиналами или копиями документов; 2) инструменты (образцы анкет, структуры интервью и др.); 3) фактические данные (заполненные анкеты, образцы исследуемых документов и др.); 4) протоколы заседаний экспертной комиссии (если экспертиза проводится коллективом экспертов);
27 1. Перечень и порядок хранения документов общественной экспертизы. (продолжение) 5) переписка; 6) договорная документация, индивидуальные соглашения с экспертами и другие правовые документы; 7) итоговые документы (заключение общественной экспертизы). Если общественная экспертиза проводится на основании договора с заказчиком, вопросы использования и сроки хранения документации желательно оговорить в соответствующем разделе договора. Если же договорных отношений нет, то сроки хранения документов определяются самим экспертом. Рекомендуется хранить документы общественной экспертизы как минимум три года, но в любом случае не менее, чем до окончательного решения той проблемы, которая выявлена в ходе экспертизы.
28 2. Требования к экспертному заключению. Рекомендуемая структура экспертного заключения имеет следующий вид: 1. Резюме отчета (основания для проведения экспертизы, цель, задачи, выводы и рекомендации общественной экспертизы). 2. Введение Исходные положения Цель, задачи и критерии экспертной оценки Вид экспертной оценки Объем работы Методы и инструменты для сбора данных.
29 2. Требования к экспертному заключению. (продолжение) Рекомендуемая структура экспертного заключения имеет следующий вид: 2.6. Способы получения и анализа информации Процедура выбора источников информации. Перечень источников информации Характеристика целевых групп. Методы определения выборки Дополнительные условия и требования, учитываемые при проведении общественной экспертной оценки. 3. Результаты экспертной оценки, выводы и обоснования. 4. Рекомендации по итогам экспертной оценки. 5. Приложения (образцы анкет, информации и др.)
30 Гарантия качественного исполнения закона Способ консолидация НКО и законодательной власти, способ развития доверия Способ консолидация НКО и законодательной власти, способ развития доверия Способ обратной связи с различными целевыми группами Способ обратной связи с различными целевыми группами Улучшение качества жизни граждан ОЭ действенный механизм влияния и продвижения общественных интересов Возможность учета реальных потребностей граждан Возможность учета реальных потребностей граждан Наполняет закон жизнью, превращает его из догмы, в средство регулирования общественной жизни Наполняет закон жизнью, превращает его из догмы, в средство регулирования общественной жизни ВЫВОДЫ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.