Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемТарас Бармин
2 Методы в работе модератора Спецпрактикум Ролевой репертуар психолога-переговорщика Центр кадровых технологий – XXI век Т.Ю.Базаров 2012 г
3 Понятие неопределенности Определенность Известны исходы альтернатив и их вероятности Известны исходы альтернатив и их вероятности Задача сводится к выбору оптимальной альтернативы Задача сводится к выбору оптимальной альтернативы Риск не свойственен Риск не свойствененНеопределенность Каждой альтернативе соответствует множество возможных значений исходов и их вероятностей, Каждой альтернативе соответствует множество возможных значений исходов и их вероятностей, Наличие вероятного риска, обусловленного возможностью получения неблагоприятных исходов Наличие вероятного риска, обусловленного возможностью получения неблагоприятных исходов Неопределенность – не вполне отчетливая, неточная, неясная или уклончивая информация о каком-либо объекте или процессе.
4 Неопределенность и Риск Подготовка решения Информационная подготовка Разработка альтерантив Оценка альтернатив Принятие одного УР Утверждение одного УР неопределенность Реализация Организация выполнения Мотивация выполнения Контроль выполнения Координация выполнения риск УР причинно- следственные отношения
5 ! Ситуация неопределенности требует творческого решения ! ???
6 Креативность Креативность – латинский термин, который переводится как «творчество» или «сотворение из ничего». Этот термин появился в 60-х годах XX века в англо- американской психологии для обозначения способности, отражающей свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. На Западе креативностью обозначают технологический элемент творчества. На Западе креативностью обозначают технологический элемент творчества. В современной отечественной психологии креативность рассматривается шире, как "способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности", а также как "творческость", творческие возможности человека. В современной отечественной психологии креативность рассматривается шире, как "способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности", а также как "творческость", творческие возможности человека.
7 Чем различаются творчество и креативность?
8 Креативность и творчество? Творческий процесс Креативный процесс Основывается на вдохновении Содержит прагматический элемент ПроцессРезультат Не привязан ко времени Имеет ограничения по срокам Не поддается контролю и прогнозу Технологичен
9 Пространство креативности Развитие творческого потенциала личности Креативные техники Формирование творческой атмосферы
10 Дивергентность мышления Креативность может характеризоваться определенными интеллектуальными способностями. К их числу Дж. Гилфорд отнес: беглость мысли, гибкость мысли, оригинальность, любознательность, способность к разработке гипотезы, иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула), фантастичность. Гилфорд рассматривал эти способности как составляющие "дивергентного мышления", которое проявляется в том случае, когда не существует заранее установившегося, предписанного пути решения проблемы (в отличие от "конвергентного" мышления, опирающегося на уже известное решение проблемы).
11 Компетентности для принятия решений в ситуации неопределенности Мыслительные: Гибкость и креативность мышления, Гибкость и креативность мышления, Стратегичность и проблемная ориентация Стратегичность и проблемная ориентацияОгранизационно-коммуникативные: Экспертное лидерство Экспертное лидерствоЛичностные: Решительность, Решительность, Интуиция Интуиция
12 Методы повышения креативности и генерации новых идей ИНДИВИДУАЛЬНЫЕГРУППОВЫЕ Ассоциативные Геометрические Динамические Параметрические Методы психологической активации Методы систематизиро ванного поиска
13 Методы психологической активации Мозговой штурм Мозговой штурм Обратная мозговая атака Обратная мозговая атака Теневая мозговая атака Теневая мозговая атака Корабельный совет Корабельный совет Лист свойств Лист свойств Brain-writing Brain-writing Лист Осборна Лист Осборна Перспектива роли Перспектива роли Метод фокальных объектов Метод фокальных объектов Метод гирлянд ассоциаций и метафор Метод гирлянд ассоциаций и метафор Аналогии. Синектика Аналогии. Синектика Оператор РВС Оператор РВС Конференция идей Конференция идей Mind Mapping Mind Mapping Метод маленьких человечков Метод маленьких человечков Метод гирлянд ассоциаций и метафор Метод гирлянд ассоциаций и метафор
14 Методы систематизированного поиска Списки контрольных вопросов Списки контрольных вопросов Морфологический анализ Морфологический анализ Метод шести шляп Метод шести шляп Диверсионный анализ Диверсионный анализ Функциональный анализ Функциональный анализ Функциональный метод проектирования Мэтчетта Функциональный метод проектирования Мэтчетта Метод фокальных объектов Метод фокальных объектов Метод гирлянд ассоциаций и метафор Метод гирлянд ассоциаций и метафор Метод многократного последовательного классифицирования Метод многократного последовательного классифицирования
15 Особенности принятия индивидуальных решений Ответственность за результат выполнения решения лежит на одном человеке, Ответственность за результат выполнения решения лежит на одном человеке, Большое влияние личных предпочтений на окончательный выбор, ограниченность суждений одного человека, Большое влияние личных предпочтений на окончательный выбор, ограниченность суждений одного человека, Простота выбора, Простота выбора, Малые затраты времени на принятие решения, Малые затраты времени на принятие решения, Высокая вероятность принятия неудовлетворительного решения, Высокая вероятность принятия неудовлетворительного решения, Невысокая вероятность принятия рискованного решения, Невысокая вероятность принятия рискованного решения, Высокая зависимость принятия удовлетворительного решения от компетентности человека, Высокая зависимость принятия удовлетворительного решения от компетентности человека, Влияние на выбор различных феноменов восприятия и особенностей человеческой системы переработки информации. Влияние на выбор различных феноменов восприятия и особенностей человеческой системы переработки информации.
16 Особенности принятия групповых решений Распределенная ответственность, Распределенная ответственность, Высокая вероятность принятия рискованного решения, Высокая вероятность принятия рискованного решения, Низкая степень влияния личных предпочтений каждого на общий результат выбора, Низкая степень влияния личных предпочтений каждого на общий результат выбора, Необходимость организации подчинения целей субъекта целям предприятия, Необходимость организации подчинения целей субъекта целям предприятия, Широта суждений, сложность выбора, Широта суждений, сложность выбора, Большие затраты времени на принятие решения, Большие затраты времени на принятие решения, Низкая вероятность принятия неудовлетворительного решения, Низкая вероятность принятия неудовлетворительного решения, Зависимость принятия удовлетворительного решения от компетентности субъектов невысока. Зависимость принятия удовлетворительного решения от компетентности субъектов невысока.
17 Дополнительно
18 Более подробно будут рассмотрены следующие методы активации и поиска: Мозговой штурм Мозговой штурм Метод фокальных объектов Метод фокальных объектов Перспектива роли Перспектива роли Синектика Синектика Корабельный совет Корабельный совет Морфологический анализ Морфологический анализ Brainwriting Brainwriting
19 Автор - А. Осборн; Автор - А. Осборн; Цель - генерирование творческих решений; Цель - генерирование творческих решений; Сфера применения - метод универсален; Сфера применения - метод универсален; Преимущества - эффективность, универсальность. Преимущества - эффективность, универсальность. Метод мозгового штурма
20 1. Никакая идея не является чересчур нелепой. 2. Никакая идея не критикуется. 3. Каждая высказанная идея принадлежит коллективу. 4. Группа старается породить как можно больше идей. Правила применения метода мозгового штурма
21 1. Этап подготовки проблемы к штурму. 2. Этап генерации идей. 3. Этап экспертизы идей. Этапы мозгового штурма
22 МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (МФО) Авторы - предложен Кунце, усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом. Авторы - предложен Кунце, усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом. Основная идея - сознательное использование методом ассоциаций информационные ресурсы образного мышления для решения творческих задач. Основная идея - сознательное использование методом ассоциаций информационные ресурсы образного мышления для решения творческих задач. Цель - перенос признаков случайно выбранных объектов на фокальный объект (в «фокусе» внимания). При переносе «чужих» признаков на совершенствуемый объект получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть инерцию мышления и по-новому взглянуть на задачу. Цель - перенос признаков случайно выбранных объектов на фокальный объект (в «фокусе» внимания). При переносе «чужих» признаков на совершенствуемый объект получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть инерцию мышления и по-новому взглянуть на задачу.
23 Творческий поиск инновационных идей в любой области; Творческий поиск инновационных идей в любой области; Принятие решений в нестандартных, либо конфликтных ситуациях. Принятие решений в нестандартных, либо конфликтных ситуациях. МФО Сфера использования
24 1. Выбор фокального объекта; 2. Выбор случайных объектов - одного или нескольких, обладающий наибольшим количеством свойств, характеристик; 3. Словесное описание существенных признаков случайных объектов (с учетом лингвистических особенностей языка); МФО Порядок применения
25 4. Составление словесных сочетаний путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов; 5. Генерирование гипотез на основе свободного ассоциативного формирования семантических полей; 6. Развитие и выявление инновационного потенциала выдвинутых гипотез 7. Экспертная оценка, отбор гипотез и стратегий их реализации; МФО Порядок применения
26 Метод можно использовать как в группе, так и в одиночку. Суть метода Генерировать решения с точек зрения различных персонажей (рассмотрение идей с различных точек зрения). План действий 1. Четко формулируется проблема и представляется в форме, наиболее удобной для участников. Даются ответы на любые вопросы, разъяснения. 2. Выбираются разнообразные роли (по количеству человек в группе), и назначают по человеку на каждую роль. Один человек может играть больше, чем одну роль. Роли могут быть реалистические или причудливые, это зависит от группы и ее готовности экспериментировать и от типа проблемы, которую Вы решаете. 3. Каждый человек генерирует новые идеи исходя из своей роли. Полученные идеи фиксируются идеи на флип-чарте. Необходимо поощрять членов группы быть полностью вовлеченным в их роли. Перспектива роли
27 Реалистиче ские ТипичныеИзвестныеЖивотные Наблюдатель Стейк-холдер Адвокат Главный администратор Родитель детей Клиенты Бухгалтер Король Клоун Критик Всезнайка Волшебник Художник Ведьма Исследователь Леонардо да Винчи МадоннаЛинкольнЭйнштейн Мэри Кей Путин В.В. Насекомое Лягушка Слон Летучая мышь ДельфинДинозаврБабочкаЗмея Виды ролей
28 СИНЕКТИКА Автор - У. Гордон. Автор - У. Гордон. Основная идея - спонтанная активность мозга направляется на исследование и преобразование проблемы. Основная идея - спонтанная активность мозга направляется на исследование и преобразование проблемы. Особенности метода - в методе водится осознанный поиск аналогий. Цель аналогий сбить привычное представление о хорошо известных вещах. Особенности метода - в методе водится осознанный поиск аналогий. Цель аналогий сбить привычное представление о хорошо известных вещах.
29 Синектика. Алгоритм работы Тщательный подбор группы специалистов. Тщательный подбор группы специалистов. Критерии отбора участников для работы по методу: гибкость мышления гибкость мышления широкий диапазон знаний (междисциплинарность) широкий диапазон знаний (междисциплинарность) наличие практического опыта наличие практического опыта Практика в использовании метода Практика в использовании метода
30 Синектика: виды аналогий Прямая аналогия – методы в других отраслях науки и техники; Прямая аналогия – методы в других отраслях науки и техники; Личная аналогия, или эмпатия - «вживание» в образ рассматриваемого объекта; Личная аналогия, или эмпатия - «вживание» в образ рассматриваемого объекта; Символическая аналогия краткое символическое описание задачи или объекта; обычно в форме Символическая аналогия краткое символическое описание задачи или объекта; обычно в форме Фантастическая аналогия - поиск решения в фантастической литературе, формулирование проблемы в терминах сказок, мифов, легенд. Фантастическая аналогия - поиск решения в фантастической литературе, формулирование проблемы в терминах сказок, мифов, легенд.
31 Синектика: Процедура работы 1. Описание ситуации, проблемы, ответы на вопросы и предложения, возникшие у членов группы. 2. Формулировка ряда проблем при первичном анализе ситуации. 3. Выбор одной из формулировок проблемы – формирование ключевого представления. 4. Придумывание аналогий к ключевому представлению. 5. Применение аналогий к поставленной проблеме и дальнейшая разработка.
32 Корабельный совет – совещание, созываемое руководителем для решения проблемы в условиях дефицита информации и времени. Может использоваться для поиска решений в различных областях человеческой деятельности. «Корабельный совет»
33 План действий «Корабельный совет» 1. Объявить участникам очередность выступлений. 2. Четко сформулировать проблему и представить ее в форме, наиболее удобной для участников. 3. Заслушать каждого участника о путях решения проблемы (этап – "Выдвижение идей"). 4. Отобрать 2-3 идеи для проработки. 5. Критика отобранных идей (этап – "Критика идей"). 6. Защита и развитие идей, подвергнутых критике (этап – "Защита идей"). 7. Выбор руководителем тех предложений, которые помогут лучше решить проблему. 8. Реализация решений
34 Правила проведения совещания 1. Высказываться по проблеме должны все. 2. Порядок выступлений – от "юнги " до "капитана ", от младшего к старшему. 3. Вопросы задает только "капитан". 4. Критиковать идеи и защищать их только после команды "капитана". 5. Критиковать, а затем и защищать отобранные идеи должны все. 6. Итог работы подводит "капитан"
35 Распределение ролей в ходе решения проблемы (обозначено цветом)
36 МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Автор Фриц Цвикки; Автор Фриц Цвикки; Основная идея - классифицирование, ориентировка в многообразии понятий и фактов. Метод позволяет находить весь спектр вариантов решений проблемы; Основная идея - классифицирование, ориентировка в многообразии понятий и фактов. Метод позволяет находить весь спектр вариантов решений проблемы; Специфика - построение морфологической матрицы-решетки, в узлах которой располагаются решения. Поле может быть многомерным. Специфика - построение морфологической матрицы-решетки, в узлах которой располагаются решения. Поле может быть многомерным.
37 Морфологический анализ: алгоритм работы 1. Формулирование проблемы. 2. Определение параметров, от которых зависит решение проблемы. 3. Подготовка списка параметров, присвоение параметрам буквенные обозначения. 4. Выявление возможных вариантов реализации параметров. Присвоение вариантам цифровых обозначений (номеров).
38 Морфологический анализ. Алгоритм работы 5. Построение морфологической матрицы (морфологического ящика) на основе списков. 6. Вычисление количества полученных вариантов и в случае необходимости, корректировка предыдущих этапов. 7. Перебор вариантов, их оценка и выбор наилучших (или новых) решений.
39 Морфологический анализ. Возможные типы матриц «Что нужно сделать?» «Что нужно сделать?» «Как это нужно сделать?» «Как это нужно сделать?» «С помощью чего (кого) это можно сделать?» «С помощью чего (кого) это можно сделать?» «Кто должен это сделать?» «Кто должен это сделать?» «Когда это нужно сделать?» «Когда это нужно сделать?» «Зачем это нужно сделать?» «Зачем это нужно сделать?»
40 Морфологический анализ. Ограничения Получение сотни и тысячи сочетаний различных вариантов; Получение сотни и тысячи сочетаний различных вариантов; Длительное время для анализа; Длительное время для анализа; Следствие - применение морфологического анализа для исследования области возможных решений.
41 Морфологическая матрица (1) 1. ОпределениеПроблема представляется в очень общем виде 2. Определение параметровПроблема раскладывается на компоненты, которые будут влиять на решение проблемы 3. Создание морфологичес- Для каждого параметра определяются альтернативы кой матрицы решения, которые заносятся в морфологическую матрицу 4. Креативный процесс Занесенные в морфологическую матрицу альтернативные варианты решения проблемы комбинируются различными способами 5. Оптимальное решение Из всех возможных комбинаций выбирается оптимальное решение 1. ОпределениеПроблема представляется в очень общем виде 2. Определение параметровПроблема раскладывается на компоненты, которые будут влиять на решение проблемы 3. Создание морфологичес- Для каждого параметра определяются альтернативы кой матрицы решения, которые заносятся в морфологическую матрицу 4. Креативный процесс Занесенные в морфологическую матрицу альтернативные варианты решения проблемы комбинируются различными способами 5. Оптимальное решение Из всех возможных комбинаций выбирается оптимальное решение
42 Подогрев снаружи Подогрев изнутри Подогрев в микроволновке Фильтр Пористый материал ЦентрифугаСила тяжести Подогрев снаружи Подогрев изнутри Подогрев в микроволновке Изоляция Обычный разлив Разлив с насосом Использование половника Краник Вентиль 1 Mögliche Lösungsformen x 4 x 4 х 4 = 192 различных комбинаций Разработка новой модели кофеварки (3) Определение альтернатив (2) Параметры (Функции) Разливать кофе Разогревать кофе Фильтровать кофе Кипятить воду Возможные решения Подогрев снаружи Подогрев изнутри Подогрев в микроволновке Фильтр Пористый материал ЦентрифугаСила тяжести Подогрев снаружи Подогрев изнутри Подогрев в микроволновке Изоляция Обычный разлив Разлив с насосом Использование половника Краник Вентиль
43 Meтод (Brainwriting) Принцип Организация Процесс Оценка Количество рождает качество Генерирование идей Все участвуют и вносят одинаковый вклад Проблема известна заранее Группа в количестве 6-8 человек Оценка идей - Нечетное количество участников - Ранжирование идей У каждого участника 5 минут, чтобы записать на лист бумаги 3 идеи После этого каждый участник передает свой формуляр соседу слева Каждый читает идеи соседа и предлагает свои новые идеи После этого участник снова передает свой формуляр соседу слева Процесс продолжается до тех пор, пока формуляр не будет заполнен Много идей Обоюдное стимулирование Участвуют все Отсутствие поспешных оценок Эффективно лишь при относительно легких проблемах Отсутствие спонтанности ЗАПРОТИВ
44 Meтод (Brainwriting): Формуляр
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.