Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАртем Ваганов
1 ТЕМА 3. Рыночный механизм: общая характеристика 3.1. Сущность и функции рынка Спрос: сущность и основные характеристики Предложение: сущность и основные характеристики Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие Излишек покупателя и излишек продавца Основные характеристики равновесия Государство и рыночное равновесие Сущность и функции рынка Спрос: сущность и основные характеристики Предложение: сущность и основные характеристики Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие Излишек покупателя и излишек продавца Основные характеристики равновесия Государство и рыночное равновесие.
2 3.1. Сущность и функции рынка
3 Сущность рынка Рынок это совокупность общественных отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг. Рынок - это тип хозяйственных связей между экономическими субъектами, форма движения общественного продукта. Предпосылками возникновения рынка являются: а) общественное разделение труда; б) экономическая самостоятельность и обособленность производителей; в) наличие сформировавшихся отношений собственности. Рынок это совокупность общественных отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг. Рынок - это тип хозяйственных связей между экономическими субъектами, форма движения общественного продукта. Предпосылками возникновения рынка являются: а) общественное разделение труда; б) экономическая самостоятельность и обособленность производителей; в) наличие сформировавшихся отношений собственности.
4 Трансакционные издержки На рынке происходит передача прав собственности. Трансакционные издержки - издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Трансакционные издержки включают: расходы, связанные с поиском информации, затраты на ведение переговоров, работу по измерению свойств товара (услуги), издержки по спецификации и защите прав собственности, траты, связанные с преодолением оппортунистического поведения контрагентов. На рынке происходит передача прав собственности. Трансакционные издержки - издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Трансакционные издержки включают: расходы, связанные с поиском информации, затраты на ведение переговоров, работу по измерению свойств товара (услуги), издержки по спецификации и защите прав собственности, траты, связанные с преодолением оппортунистического поведения контрагентов.
5 Функции рынка Регулирующая функция – согласование производства и потребления, обеспечение пропорциональности в производстве и обмене между регионами и сферами экономики. Стимулирующая функция - побуждение производителей к созданию новой продукции, снижению затрат; стимулирование НТП, повышение эффективности экономики. Ценообразующая функция – установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов, общественная оценка реализуемых благ. Информационная функция – обеспечение участников рынка объективной информацией о спросе и предложении товаров и услуг (через механизм цен). Санирующая функция – вытеснение неэффективных производителей с рынка. Регулирующая функция – согласование производства и потребления, обеспечение пропорциональности в производстве и обмене между регионами и сферами экономики. Стимулирующая функция - побуждение производителей к созданию новой продукции, снижению затрат; стимулирование НТП, повышение эффективности экономики. Ценообразующая функция – установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов, общественная оценка реализуемых благ. Информационная функция – обеспечение участников рынка объективной информацией о спросе и предложении товаров и услуг (через механизм цен). Санирующая функция – вытеснение неэффективных производителей с рынка.
6 Рыночная инфраструктура Инфраструктура рынка - совокупность компаний, регулирующих органов и правовых актов, обеспечивающих взаимодействие между субъектами рыночных отношений. Она включает, например, оптовые предприятия, биржи, брокерские фирмы, финансовые институты, налоговую систему.
7 Классификация рынков 1. По степени развития конкуренции: совершенный рынок; несовершенный рынок. Черты совершенного рынка: 1) неограниченное число участников и свободная конкуренция между ними; 2) свободный доступ к любой хозяйственной деятельности; 3) абсолютная мобильность факторов производства; 4) наличие у каждого участника полной информации о рынке; 5) абсолютная однородность одноименных товаров; 6) ни один участник рынка не в состоянии оказать непосредственное влияние на рынок (в том числе на цену) либо на решение другого участника. 1. По степени развития конкуренции: совершенный рынок; несовершенный рынок. Черты совершенного рынка: 1) неограниченное число участников и свободная конкуренция между ними; 2) свободный доступ к любой хозяйственной деятельности; 3) абсолютная мобильность факторов производства; 4) наличие у каждого участника полной информации о рынке; 5) абсолютная однородность одноименных товаров; 6) ни один участник рынка не в состоянии оказать непосредственное влияние на рынок (в том числе на цену) либо на решение другого участника.
8 Классификация рынков 2. По объектам: рынок товаров и услуг (потребительский рынок); рынок факторов производства; финансовый рынок; рынок научно-технических разработок, патентов; рынок информации; рынок отдельных товаров или товарных групп и др. 3. По субъектам: рынок покупателей; рынок продавцов; рынок государственных учреждений, рынок промежуточных продавцов-посредников. 2. По объектам: рынок товаров и услуг (потребительский рынок); рынок факторов производства; финансовый рынок; рынок научно-технических разработок, патентов; рынок информации; рынок отдельных товаров или товарных групп и др. 3. По субъектам: рынок покупателей; рынок продавцов; рынок государственных учреждений, рынок промежуточных продавцов-посредников.
9 Классификация рынков 3. По географическому положению: местный (локальный) рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок. 4. По уровню насыщения: равновесный рынок; дефицитный рынок; избыточный рынок. 3. По географическому положению: местный (локальный) рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок. 4. По уровню насыщения: равновесный рынок; дефицитный рынок; избыточный рынок.
10 Классификация рынков 5. По степени зрелости: неразвитый рынок; развитый рынок; формирующийся рынок. 6. По соответствию действующему законодательству: легальный рынок; нелегальный («черный» и «серый») рынок. 7. По характеру продаж: оптовый рынок; розничный рынок. 5. По степени зрелости: неразвитый рынок; развитый рынок; формирующийся рынок. 6. По соответствию действующему законодательству: легальный рынок; нелегальный («черный» и «серый») рынок. 7. По характеру продаж: оптовый рынок; розничный рынок.
11 Сегментация рынка Рыночный сегмент – часть рынка, выделенная по определенному признаку (вид товара, регион, группы потребителей). Рыночный сегмент – часть рынка, выделенная по определенному признаку (вид товара, регион, группы потребителей).
12 Провалы рынка Недостатки рынка заключаются в том, что он: не обеспечивает удовлетворение потребностей общества, которые не выражаются в индивидуальном платежеспособном спросе (общественные блага); порождает отрицательные внешние эффекты; ведет к дифференциации доходов, а следовательно, и уровней жизни населения; не создает условий для реализации права на труд, не гарантирует полную занятость населения; не создает мотиваций для фундаментальных научных исследований; готов удовлетворить любую потребность, вплоть до патологической. Недостатки рынка заключаются в том, что он: не обеспечивает удовлетворение потребностей общества, которые не выражаются в индивидуальном платежеспособном спросе (общественные блага); порождает отрицательные внешние эффекты; ведет к дифференциации доходов, а следовательно, и уровней жизни населения; не создает условий для реализации права на труд, не гарантирует полную занятость населения; не создает мотиваций для фундаментальных научных исследований; готов удовлетворить любую потребность, вплоть до патологической.
13 3.2. Спрос: сущность и основные характеристики
14 Спрос Спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара. Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара. Спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара. Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.
15 Функция спроса Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. В общем виде функция спроса может быть представлена: где - объем спроса на i-тый товар (i = 1,2,..., k); Т - вкусы и предпочтения; P 1,...,P k - цены всех товаров, включая i-тый; I - денежный доход. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. В общем виде функция спроса может быть представлена: где - объем спроса на i-тый товар (i = 1,2,..., k); Т - вкусы и предпочтения; P 1,...,P k - цены всех товаров, включая i-тый; I - денежный доход.
16 Функция спроса Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены интересующего нас товара, представить неизменными, то можно перейти к функции спроса, характеризующей зависимость спроса на i-тый товар лишь от его собственной цены: Функция спроса от цены может быть представлена одним из трех способов: 1) табличным. 2) аналитическим, например: 3) графическим. Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены интересующего нас товара, представить неизменными, то можно перейти к функции спроса, характеризующей зависимость спроса на i-тый товар лишь от его собственной цены: Функция спроса от цены может быть представлена одним из трех способов: 1) табличным. 2) аналитическим, например: 3) графическим.
17 Функция спроса
18 Закон спроса Обратную зависимость между ценой и объемом спроса называют законом спроса. Необходимо различать изменение объема спроса и изменение спроса. Изменение объема спроса имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема спроса от цены. Графически - движение вдоль линии спроса. Изменение спроса имеет место, при изменении характера зависимости между ценой и объемом спроса. Графически - произойдет сдвиг линии спроса. Обратную зависимость между ценой и объемом спроса называют законом спроса. Необходимо различать изменение объема спроса и изменение спроса. Изменение объема спроса имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема спроса от цены. Графически - движение вдоль линии спроса. Изменение спроса имеет место, при изменении характера зависимости между ценой и объемом спроса. Графически - произойдет сдвиг линии спроса.
19 Закон спроса
20 3.3. Предложение: сущность и основные характеристики
21 Предложение Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени. Объемом предложения называют количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара. Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени. Объемом предложения называют количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.
22 Функция предложения Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. В общем виде функция предложения имеет вид: где - объем предложения i-того товара (i = 1,2,..., k); L i, - характер применяемой в производстве i-того товара технологии; P 1,..., P k - цены товаров, включая i-тый товар; T i - налоги и дотации, установленные по i-тому товару; N - природные условия. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. В общем виде функция предложения имеет вид: где - объем предложения i-того товара (i = 1,2,..., k); L i, - характер применяемой в производстве i-того товара технологии; P 1,..., P k - цены товаров, включая i-тый товар; T i - налоги и дотации, установленные по i-тому товару; N - природные условия.
23 Функция предложения Функция предложения от цены: Функция предложения от цены может быть представлена тремя способами: 1) табличным; 2) аналитическим, например: 3) графическим. Функция предложения от цены: Функция предложения от цены может быть представлена тремя способами: 1) табличным; 2) аналитическим, например: 3) графическим.
24 Функция предложения
25 Следует различать изменение объема предложения и изменение предложения. Изменение объема предложения имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема предложения от цены. Графически - движение вдоль линии предложения. Изменение предложения имеет место, когда устанавливается новая зависимость между ценой и объемом предложения. Графически - происходит сдвиг линии предложения. Следует различать изменение объема предложения и изменение предложения. Изменение объема предложения имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема предложения от цены. Графически - движение вдоль линии предложения. Изменение предложения имеет место, когда устанавливается новая зависимость между ценой и объемом предложения. Графически - происходит сдвиг линии предложения.
26 Функция предложения
27 3.4. Взаимодействие спроса и предложения
28 Взаимодействие спроса и предложения
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.